Правовое положение общественных объединений и религиозных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Проблемы административно-правовой регламентации статуса религиозных объединений в нашей стране неразрывно связаны с обеспечением конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания. На современном этапе социально-экономического развития Республики Беларусь эта одна из наиболее актуальных проблем, имеющая большое общественное и научное значение. Между тем необходимо отметить, что формирование нормативной правовой базы, определяющей административно—правовой статус религиозных организаций в Республике Беларусь, существенно отстает от общего уровня развития административного законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 4
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 10
3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 14
ЗАДАЧА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

ГП_Гражданско-правовое положение.docx

— 66.61 Кб (Скачать файл)

Между тем, согласно закону государство  определяет требования к содержанию устава общественных объединений, по желанию  объединений их регистрирует, наделяя  правами юридического лица, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов  объединений, оказывает поддержку  их деятельности регулирует предоставление им налоговых льгот и др. Орган юстиции, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям, имеет право запрашивать их распорядительные документы, может направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях, в установленных законом случаях вправе выносить руководящим органам этих объединений письменные предупреждения с указанием конкретных оснований их вынесения.

Общественные объединения  обязаны соблюдать законодательство, нормы и принципы международного права, ежегодно публиковать отчёт  об использовании своего имущества  и информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей  деятельности, допускать представителей этого органа на проводимые мероприятия, оказывать им содействие в ознакомлении с деятельностью объединения  и др.

Общественные объединения  вправе: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать  в выработке решений органов  государственной власти и местного самоуправления; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной  власти, органах местного самоуправления и в других общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в избирательных кампаниях. Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это соответствует их уставным целям и служит достижению данных целей. Осуществляемая ими предпринимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом и другими законодательными актами. Они могут создавать хозяйственные товарищества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

Доходы от предпринимательской  деятельности общественных объединений  не могут перераспределяться между  членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. При этом допускается использование  общественными объединениями своих  средств на благотворительные цели.

Устав общественного объединения  должен предусматривать: название, цели общественного объединения, его  организационно-правовую форму; структуру  общественного объединения, руководящие  и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение  осуществляет свою деятельность; для  объединений, предусматривающих членство, условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности  членов данного объединения; порядок  внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом; порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения.

В уставе могут предусматриваться  и иные положения, относящиеся к  деятельности общественного объединения.

Деятельность общественных организаций регулируются следующими нормативными правовыми актами.

Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. № 370-Закона Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 248-З "О  порядке реализации права законодательной  инициативы гражданами Республики Беларусь"; Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XII "О политических партиях"; Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XII "Об общественных объединениях"; Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 "О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений"; Указ Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 335 "О республиканских государственно-общественных объединениях"; Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 1995 г. № 76 "Вопросы политических партий и других общественных объединений в Республике Беларусь"; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 1999 г. № 903 "О некоторых вопросах постановки на учет и государственной регистрации организационных структур политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений"; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 1999 г. № 2013 "О государственной регистрации постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов"; Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 25 февраля 2000 г. № 41 "Об утверждении Положения о государственной регистрации постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов"; Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 декабря 2000 г. № 22 "Об утверждении Правил оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур"; Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 июля 2001 г. № 16 "Об утверждении Инструкции о государственной регистрации нагрудных знаков государственных органов, государственных организаций и общественных объединений".

По состоянию на 1 января 2008 года в республике зарегистрировано 15 политических партий, 36 профсоюзов, 2255 общественных объединений (235 международных, 722 республиканских и 1298 местных), 19 союзов (ассоциаций) общественных объединений, также 64 фонда (4 международных, 3 республиканских  и 57 местных). Зарегистрировано и поставлено на учет 1114 оргструктур политических партий (65 областных, 425 районных и городских, 624 первичные), 22479 оргструктур профсоюзов (108 областных, 770 районных и городских, 21564 первичных, 37 объединенных) и 14513 оргструктур иных общественных объединений (547 областных, 4121 районная и городская, 9845 иных).

За 2007 год в республике зарегистрировано 100 общественных объединений, из которых международных - 5, республиканских - 15, областных - 12, районных, городских - 63, иных местных - 5, союзов (ассоциаций) общественных объединений - 2. Зарегистрировано 9 фондов, из них 1 международный и 8 местных.

В 2007 году также зарегистрировано и поставлено на учет 52 новые организационные  структуры политических партий, 453 новые  организационные структуры профсоюзов, 2839 новых организационных структур иных общественных объединений.

Среди общего числа общественных объединений больше всего создается  молодежных организаций, а также  физкультурно-спортивной и благотворительной  направленности.

В Республике Беларусь зарегистрировано 526 физкультурно-спортивных, 348 благотворительных, 309 просветительских, культурно-досуговых, воспитательных, 156 молодежных (в том числе детских - 21), 143 общественных объединения инвалидов войны и труда, ветеранов, 106 научно-технических, 98 общественных объединений национальных меньшинств, 70 общественных объединений сторонников охраны природы, памятников истории, культуры, 40 творческих, 36 женских и 423 прочих общественных объединений.

 

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ  И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В  СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Политическая партия —  имеющее устойчивую структуру и  постоянный характер деятельности независимое  общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и  сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического  курса данного государства, в  формировании органов (в т.ч. представительных) государственной власти и управления

Важнейшим принципом, определяющим правовой статус политических партий в демократическом государстве, является принцип равноправия - все  политические партии имеют равные права  и обязанности.

Предоставляемые политическим партиям права должны, с одной  стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом  общественных задач, а с другой - гарантировать существование и  нормальное функционирование многопартийной системы. Здесь следует подчеркнуть  лишь два обстоятельства. Первое: все  права политических партий являются коллективными, ибо хотя многие из них  совпадают с индивидуальными  конституционными правами граждан, они принадлежат не отдельным  индивидам, а их объединениям - политическим партиям - как специфическим субъектам, права и могут быть реализованы  только ими. Второе - и это следует  особо отметить - новый подход к  правовому регулированию прав и  свобод политических партий, заключающийся  в том, что некоторые из них  закрепляются Конституцией, т. е. приобретают  характер основных, конституционных. Так  ст. 5 Конституции Республики Беларусь гласит, что политические партии и  другие общественные объединения имеют  право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством [9. с. 112].

Предоставляя политическим партиям, широкие права и свободы, законодательство в то же время возлагает  на них и обязанности.

Закрепляемые законодательством  обязанности политических партий, как  бы они ни формулировались, носят  отнюдь не декларативный характер - невыполнение их влечет за собой применение различного рода санкций, которые предусматриваются  как Законом «О политических партиях», так и иными законодательными актами (например, уголовным законодательством).

Политические партии со дня  их государственной регистрации  имеют право:

- свободно распространять  информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели  и решения;

- пользоваться государственными  средствами массовой информации  в порядке, установленном законодательством;

- учреждать собственные  средства массовой информации  и осуществлять издательскую  деятельность в порядке, установленном  законодательством;

- проводить собрания, митинги,  демонстрации и другие массовые  мероприятия в порядке, установленном  законодательством;

- защищать права и законные  интересы, а также представлять  законные интересы своих членов  в государственных органах и  иных организациях;

- участвовать в выборах  в порядке, установленном законодательством;

- поддерживать связи с  другими политическими партиями, союзами, иными общественными  объединениями, их союзами (ассоциациями);

- создавать союзы.

Политические партии, союзы  могут иметь иные права, предусмотренные  законом и другими законодательными актами.

В Законе «О политических партиях» нет статьи прямо указывающей  обязанности политической партии. Однако они вытекают из самого текста указанного Закона.

Политическая партия обязана:

- соблюдать Конституцию  Республики Беларусь, законы и  иные нормативно-правовые акты;

- допускать должностных  лиц Министерства юстиции и  соответствующих управлений юстиции  к участию в мероприятиях, проводимых  в уставных целях, предоставлять  по их просьбе информацию по  вопросам ее уставной деятельности;

- не менее чем за  семь дней извещать Министерство  юстиции о заседании (созыве) своего  высшего органа;

- в случае изменения  юридического адреса (места нахождения  руководящего органа) в месячный  срок представить в Министерство  юстиции все документы, необходимые  для государственной регистрации  изменений и (или) дополнений, внесенных в устав политической  партии;

- ежегодно до 1 марта предоставлять  в Министерство юстиции информацию  о продолжении своей деятельности;

- предоставлять информацию  о численности политической партии, ее организационных структур;

- предоставлять сведения  о мероприятиях, проведенных в  уставных целях;

- в случае изменений  в составе выборных органов  политической партии в десятидневный  срок со дня принятия такого  решения предоставлять необходимые  сведения в Министерство юстиции.

Профессиональный союз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе  обучающихся в высших, средних  специальных и профессионально-технических  учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь.

Как общественная организация, профессиональный союз по своей природе  является добровольным формированием, возникающим в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Общность интересов членов профсоюзов возникает  в связи с родом их деятельности, трудовых правоотношений, что отражено в самом названии этой организации  – профессиональный союз. Профсоюзы  имеют свои специфические цели и  задачи и реализуют их, используя  методы, присущие только этой организации.

Законом о профсоюзах определена основная цель профсоюзов: защита трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.

Трудовые и социально-экономические  интересы закреплены законодательными актами. Профсоюзы, контролируя соблюдение администрацией, собственником или  уполномоченным им органом трудового  законодательства, в том числе  по охране труда, выявляют нарушения  и принимают меры по восстановлению нарушенных трудовых прав работников. В случае установления нарушений  профсоюз по просьбе своих членов и других граждан вправе обращаться в суд с исковым заявлением. В случае возникновения коллективного  спора профсоюз обязан принять все  меры и использовать все формы  разрешения коллективного конфликта, предусмотренные законодательством.

В области защиты трудовых и социально-экономических интересов  профсоюзы также обладают рядом  особых форм и методов, отраженных в  соответствующих статьях закона и комментарии к ним. Основные трудовые и социально-экономические права трудящихся сформулированы такими основополагающими документами, как Всеобщая декларация прав человека, международными пактами «Об экономических, социальных и культурных правах», «О гражданских и политических правах», конвенциями Международной организации труда. Тексты этих документов опубликованы издательством «Юридическая литература» в 1990 г. в сборнике документов «Международная защита прав и свобод человека».

Информация о работе Правовое положение общественных объединений и религиозных организаций