Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:33, контрольная работа
Проблемы административно-правовой регламентации статуса религиозных объединений в нашей стране неразрывно связаны с обеспечением конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания. На современном этапе социально-экономического развития Республики Беларусь эта одна из наиболее актуальных проблем, имеющая большое общественное и научное значение. Между тем необходимо отметить, что формирование нормативной правовой базы, определяющей административно—правовой статус религиозных организаций в Республике Беларусь, существенно отстает от общего уровня развития административного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 4
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 10
3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 14
ЗАДАЧА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., установлено, что каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов».
Международным пактом «Об экономических, социальных и культурных правах» это правило дополнено указанием цели профсоюзов – защита экономических и социальных интересов, а также закреплено право каждого человека вступать в профсоюзы по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законами, необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка, прав и свобод других граждан. Аналогичные принципы организации и деятельности профсоюзов содержит пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г.
Одним из источников международного права являются документы Международной организации труда (МОТ), основанной в 1919 г. С 1946 г. эта организация является специализированным учреждением ООН. Отличительной чертой ее деятельности является принцип трехсторонности. В ее работе на равной основе принимают участие представители правительства, предпринимателей и организаций, трудящихся от каждого государства – члена МОТ.
Республика Беларусь является
членом МОТ с 1954 г. Одной из наиболее
важных функций МОТ является принятие
конвенции и рекомендаций, устанавливающих
международные стандарты в
Среди конвенций МОТ необходимо
выделить Конвенцию от 9 июля 1948 г. №
87 «О свободе ассоциаций и защите
права на организацию» Конвенция
предусматривает равные права трудящихся
и предпринимателей без какого-то
ни было различия создавать по своему
выбору организации, а также вступать
в них с целью выдвижения и
защиты соответствующих интересов.
Эти организации имеют право
вырабатывать свои уставы и регламенты,
свободно выбирать своих представителей,
организовывать свой аппарат и свою
деятельность и формулировать свою
программу действий. Государственные
власти воздерживаются от всякого вмешательства,
способного ограничивать это право
или воспрепятствовать его
Приобретение прав юридического
лица не может быть подчинено ограничительным
условиям. При осуществлении прав,
признанных за ними Конвенцией № 87, трудящиеся,
предприниматели и их соответствующие
организации соблюдают
3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Каждый имеет право
свободно выбирать, иметь, менять, выражать
и распространять религиозные убеждения
и действовать в соответствии
с ними, участвовать в отправлении
религиозных культов, ритуалов, обрядов,
не запрещенных законом. Никто не
обязан сообщать о своем отношении
к религии, и не может подвергаться
какому-либо принуждению при определении
своего отношения к религии, к
исповеданию той или иной религии,
к участию или неучастию в
деятельности религиозных организаций.
Родители или лица, их заменяющие, по
взаимному согласию вправе воспитывать
своих детей в соответствии со
своим собственным отношением к
религии. Государство не может вмешиваться
в воспитание ребенка, основанное на
определенном религиозном мировоззрении
родителей или лиц, их заменяющих,
за исключением случаев, когда побуждение
к религиозным действиям
Граждане равны перед
законом независимо от их отношения
к религии. В официальных документах
отношение гражданина к религии
не указывается, кроме случаев, когда
этого желает сам гражданин. Воспрепятствование
осуществлению прав на свободу совести
и вероисповедания, а также установление
каких-либо преимуществ либо ограничений
прав граждан в зависимости от
их отношения к религии не допускаются
и преследуются по закону. Никто
не может по мотивам своих религиозных
убеждений уклоняться от исполнения
установленных законом
Взаимоотношения государства
и религиозных организаций
Религиозные организации имеют следующие признаки:
- вероисповедание;
- разработанная культовая практика;
- проведение богослужений;
- религиозное просвещение
и воспитание своих
Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь.
Конституционные основы для
создания религиозной организации
в Республике Беларусь: статья 16 Конституции
Республики Беларусь 1994г. в редакции
1996г. определяет, что взаимоотношения
государства и религиозных
Основные принципы государственной
политики в конфессиональной сфере,
принципы взаимоотношений государства
с религиозными организациями, заложены
в Законе Республики Беларусь «О свободе
вероисповеданий и религиозных
организациях». Данный Закон гарантирует
права граждан на определение
и выражение своего отношения
к религии, на соответствующие этому
убеждения, на беспрепятственное исповедание
религии и исполнение религиозных
обрядов, а также социальную справедливость
и равенство, защиту прав и интересов
граждан независимо от отношения
к религии и регулирует отношения,
связанные с деятельностью
Современную конфессиональную ситуацию в Беларуси характеризуют следующие особенности: историческая традиция толерантности, характерной для белорусского этноса еще со средневековья; тесная связь религиозных организаций, этноконфессиональных групп с культурно-просветительскими объединениями, ставящими своей целью национальное, религиозное и культурное возрождениесвоей этнической группы;- достаточно тесные межконфессиональные отношения, о которых свидетельствует значительное количество общеконфессиональных организаций.
В республике согласно своим уставам действуют 113 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, братства, сестричества, миссионерские общества, духовные учебные заведения). С их учётом общая численность религиозных организаций достигла 2661. В западных областях республики сохраняется более высокий уровень религиозности населения – количество религиозных общин значительно выше в Брестской и Гродненской областях по сравнению с Витебской, Гомельской и Могилёвской. В то же время темпы роста религиозных общин значительно выше в восточных областях республики. Так, за период, прошедший с 1988 года, количество общин в Витебской и Минской областях увеличилось в 3,8 раза, в Гомельской и Могилёвской областях – соответственно в 3,3 и 2,7 раза, в то время как в Гродненской и Брестской областях – соответственно в 2,3 и 1,9 раза. Указанная особенность имеет во многом историческое объяснение, В западном регионе религиозные организации сохранялись на протяжении всех прошлых десятилетий в связи, с чем количественный рост общин в 90-е годы более ярко выражен в восточном регионе. Народ Беларуси, как социально-политическая общность определённой территории, ещё с летописных времён представлял собой поликонфессиональную общность. Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. С момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица. Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами.
Государственную регистрацию
религиозных организаций
- религиозных общин - областные,
Минский городской
- религиозных объединений,
а также монастырей и
После принятия решения о
регистрации религиозной
Религиозная организация осуществляет свою деятельность на основании устава. Уставы религиозной общины и религиозного объединения утверждаются их учредителями. Устав религиозной организации, создаваемой религиозным объединением, утверждается органом управления религиозного объединения.
В уставе религиозной организации указываются: полное наименование, включающее указание на конфессиональную принадлежность данной религиозной организации; место нахождения; цели, задачи и основные формы деятельности; принадлежность к религиозному объединению (для религиозных общин, входящих в религиозное объединение, и религиозных организаций, образуемых религиозными объединениями); территория деятельности; структура организации, органы ее управления, порядок их формирования, компетенция, состав и сроки полномочий; источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества организации; орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении имуществом религиозной организации; порядок ликвидации и реорганизации религиозной организации; порядок распоряжения имуществом, оставшимся после расчетов с кредиторами, в случае ликвидации религиозной организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; иные сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации. В государственной регистрации религиозной организации может быть отказано по следующим основаниям: устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; по итогам проведения государственной религиоведческой экспертизы, осуществляемой в случаях, установленных законодательством; нарушен порядок создания религиозной организации. Сообщение об отказе в государственной регистрации религиозной организации направляется заявителям в письменной форме с указанием оснований отказа. Отказ, а также уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации религиозной организации могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Государственная религиоведческая
экспертиза назначается республиканским
органом государственного управления
по делам религий в установленных
настоящим Законом случаях при
создании, а также при осуществлении
деятельности религиозных организаций.
Порядок назначения и проведения
государственной
Религиозная организация
может быть ликвидирована: по решению
ее учредителей или органа, уполномоченного
уставом религиозной
по решению суда в случаях:
- повторного в течение
года нарушения
- осуществления пропаганды
войны или экстремистской
- осуществления деятельности,
сопряженной с нарушением прав,
свобод и законных интересов
граждан, а также
- в иных случаях,
Обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию, а также иные органы (должностные лица) в соответствии с законодательными актами. Дела о ликвидации религиозных общин, зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными комитетами, рассматриваются соответствующими областными, Минским городским судами, а о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий, - Верховным Судом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Религиозные организации в своей деятельности должны руководствоваться своими уставами и обязаны соблюдать требования Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Богослужения, религиозные
обряды, ритуалы и церемонии
Информация о работе Правовое положение общественных объединений и религиозных организаций