Правовое положение общественных объединений и религиозных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Проблемы административно-правовой регламентации статуса религиозных объединений в нашей стране неразрывно связаны с обеспечением конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания. На современном этапе социально-экономического развития Республики Беларусь эта одна из наиболее актуальных проблем, имеющая большое общественное и научное значение. Между тем необходимо отметить, что формирование нормативной правовой базы, определяющей административно—правовой статус религиозных организаций в Республике Беларусь, существенно отстает от общего уровня развития административного законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 4
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 10
3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 14
ЗАДАЧА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

ГП_Гражданско-правовое положение.docx

— 66.61 Кб (Скачать файл)

Всеобщей декларацией  прав человека, принятой Генеральной  ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., установлено, что каждый человек имеет право  создавать профессиональные союзы  и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов».

Международным пактом «Об  экономических, социальных и культурных правах» это правило дополнено  указанием цели профсоюзов – защита экономических и социальных интересов, а также закреплено право каждого  человека вступать в профсоюзы по своему выбору при единственном условии  соблюдения правил соответствующей  организации. Пользование указанным  правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются  законами, необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка, прав и свобод других граждан. Аналогичные принципы организации и деятельности профсоюзов содержит пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г.

Одним из источников международного права являются документы Международной  организации труда (МОТ), основанной в 1919 г. С 1946 г. эта организация является специализированным учреждением ООН. Отличительной чертой ее деятельности является принцип трехсторонности. В ее работе на равной основе принимают участие представители правительства, предпринимателей и организаций, трудящихся от каждого государства – члена МОТ.

Республика Беларусь является членом МОТ с 1954 г. Одной из наиболее важных функций МОТ является принятие конвенции и рекомендаций, устанавливающих  международные стандарты в области  трудовых прав, найма, профессиональной подготовки, условий труда, занятости, социального обеспечения, техники  безопасности и охраны здоровья, свободы  ассоциации и т.д. В отличие от рекомендаций, конвенции подлежат ратификации  государствами – членами МОТ  и становятся юридически обязательными  для них. Это означает, что положения  конвенций должны реализовываться  государствами в их законодательстве и практике. МОТ контролирует применение конвенций ратифицировавшими их государствами и использует специальную  процедуру расследования жалоб  об их нарушении.

Среди конвенций МОТ необходимо выделить Конвенцию от 9 июля 1948 г. № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» Конвенция  предусматривает равные права трудящихся и предпринимателей без какого-то ни было различия создавать по своему выбору организации, а также вступать в них с целью выдвижения и  защиты соответствующих интересов. Эти организации имеют право  вырабатывать свои уставы и регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные  власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничивать это право  или воспрепятствовать его законному  осуществлению. Организации трудящихся и предпринимателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Они имеют право создавать  федерации и конфедерации, а также  право присоединяться к ним, и  эти организации пользуются такими же правами и гарантиями. Конвенция  предусматривает равным образом  право объединений трудящихся вступать в международные организации.

Приобретение прав юридического лица не может быть подчинено ограничительным  условиям. При осуществлении прав, признанных за ними Конвенцией № 87, трудящиеся, предприниматели и их соответствующие  организации соблюдают законность. Национальное законодательство не затрагивает гарантий, предусмотренных настоящей Конвенцией, и применяется таким образом, чтобы не нарушать их.

 

3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ  РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ОРГАНОВ

Каждый имеет право  свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения  и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении  религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. Никто не обязан сообщать о своем отношении  к религии, и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении  своего отношения к религии, к  исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в  деятельности религиозных организаций. Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать  своих детей в соответствии со своим собственным отношением к  религии. Государство не может вмешиваться  в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении  родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права. Религии и вероисповедания равны  перед законом. Идеология религиозных  организаций не может устанавливаться  в качестве обязательной для граждан.

Граждане равны перед  законом независимо от их отношения  к религии. В официальных документах отношение гражданина к религии  не указывается, кроме случаев, когда  этого желает сам гражданин. Воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести  и вероисповедания, а также установление каких-либо преимуществ либо ограничений  прав граждан в зависимости от их отношения к религии не допускаются  и преследуются по закону. Никто  не может по мотивам своих религиозных  убеждений уклоняться от исполнения установленных законом обязанностей.

Взаимоотношения государства  и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и  государственных традиций белорусского народа. Государство не возлагает  на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных  организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь. Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, а также использовать государственные  средства массовой информации в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь. Религиозные организации  не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и  не оказывают им финансовой и иной поддержки. В местах богослужений не допускаются использование государственной  символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий  политического характера, а также  выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных  граждан. Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими  и не исповедующими религию, религиозными организациями различных вероисповеданий. Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством  Республики Беларусь. Религиозными организациями  в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или  религиозных общин (религиозные  объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также  монастыри и монашеские общины, религиозные  братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

Религиозные организации  имеют следующие признаки:

- вероисповедание;

- разработанная культовая  практика;

- проведение богослужений;

- религиозное просвещение  и воспитание своих последователей.

Руководителем религиозной  организации может быть только гражданин  Республики Беларусь.

Конституционные основы для  создания религиозной организации  в Республике Беларусь: статья 16 Конституции  Республики Беларусь 1994г. в редакции 1996г. определяет, что взаимоотношения  государства и религиозных организаций  регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, а статья 31 Конституции  предоставляет право каждому  гражданину самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Основные принципы государственной  политики в конфессиональной сфере, принципы взаимоотношений государства  с религиозными организациями, заложены в Законе Республики Беларусь «О свободе  вероисповеданий и религиозных  организациях». Данный Закон гарантирует  права граждан на определение  и выражение своего отношения  к религии, на соответствующие этому  убеждения, на беспрепятственное исповедание  религии и исполнение религиозных  обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов  граждан независимо от отношения  к религии и регулирует отношения, связанные с деятельностью религиозных  организаций. Задачами данного Закона является регулирование возникающих  в этой области общественных отношений  в целях единообразного осуществления  на всей территории Республики Беларусь принципов свободы совести и  вероисповеданий, закрепленных в Конституции  Республики Беларусь, а также реализации права граждан на пользование  этой свободой [15. с. 134].

Современную конфессиональную ситуацию в Беларуси характеризуют  следующие особенности: историческая традиция толерантности, характерной  для белорусского этноса еще со средневековья; тесная связь религиозных организаций, этноконфессиональных групп с культурно-просветительскими объединениями, ставящими своей целью национальное, религиозное и культурное возрождениесвоей этнической группы;- достаточно тесные межконфессиональные отношения, о которых свидетельствует значительное количество общеконфессиональных организаций.

В республике согласно своим  уставам действуют 113 религиозных  организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, братства, сестричества, миссионерские общества, духовные учебные заведения). С их учётом общая численность религиозных организаций достигла 2661. В западных областях республики сохраняется более высокий уровень религиозности населения – количество религиозных общин значительно выше в Брестской и Гродненской областях по сравнению с Витебской, Гомельской и Могилёвской. В то же время темпы роста религиозных общин значительно выше в восточных областях республики. Так, за период, прошедший с 1988 года, количество общин в Витебской и Минской областях увеличилось в 3,8 раза, в Гомельской и Могилёвской областях – соответственно в 3,3 и 2,7 раза, в то время как в Гродненской и Брестской областях – соответственно в 2,3 и 1,9 раза. Указанная особенность имеет во многом историческое объяснение, В западном регионе религиозные организации сохранялись на протяжении всех прошлых десятилетий в связи, с чем количественный рост общин в 90-е годы более ярко выражен в восточном регионе. Народ Беларуси, как социально-политическая общность определённой территории, ещё с летописных времён представлял собой поликонфессиональную общность. Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. С момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица. Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами.

Государственную регистрацию  религиозных организаций осуществляют:

- религиозных общин - областные,  Минский городской исполнительные  комитеты;

- религиозных объединений,  а также монастырей и монашеских  общин, религиозных братств и  сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, - республиканский орган государственного управления по делам религий.

После принятия решения о  регистрации религиозной организации  регистрирующий орган выдает свидетельство  установленного образца о государственной  регистрации религиозной организации. Изменения и дополнения, внесенные  в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации  в порядке, установленном для  регистрации религиозных организаций, и вступают в силу со дня их государственной  регистрации. В случае изменения  данных, содержащихся в Государственном  реестре религиозных организаций, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения  уведомляет об этом регистрирующий орган [13. с. 367].

Религиозная организация  осуществляет свою деятельность на основании  устава. Уставы религиозной общины и религиозного объединения утверждаются их учредителями. Устав религиозной  организации, создаваемой религиозным  объединением, утверждается органом  управления религиозного объединения.

В уставе религиозной организации  указываются: полное наименование, включающее указание на конфессиональную принадлежность данной религиозной организации; место  нахождения; цели, задачи и основные формы деятельности; принадлежность к религиозному объединению (для  религиозных общин, входящих в религиозное  объединение, и религиозных организаций, образуемых религиозными объединениями); территория деятельности; структура  организации, органы ее управления, порядок  их формирования, компетенция, состав и сроки полномочий; источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества организации; орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении имуществом религиозной организации; порядок ликвидации и реорганизации религиозной организации; порядок распоряжения имуществом, оставшимся после расчетов с кредиторами, в случае ликвидации религиозной организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; иные сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации. В государственной регистрации религиозной организации может быть отказано по следующим основаниям: устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; по итогам проведения государственной религиоведческой экспертизы, осуществляемой в случаях, установленных законодательством; нарушен порядок создания религиозной организации. Сообщение об отказе в государственной регистрации религиозной организации направляется заявителям в письменной форме с указанием оснований отказа. Отказ, а также уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации религиозной организации могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Государственная религиоведческая экспертиза назначается республиканским  органом государственного управления по делам религий в установленных  настоящим Законом случаях при  создании, а также при осуществлении  деятельности религиозных организаций. Порядок назначения и проведения государственной религиоведческой экспертизы определяется республиканским  органом государственного управления по делам религий.

Религиозная организация  может быть ликвидирована: по решению  ее учредителей или органа, уполномоченного  уставом религиозной организации;

по решению суда в случаях:

- повторного в течение  года нарушения законодательства  Республики Беларусь либо осуществления  религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу;

- осуществления пропаганды  войны или экстремистской деятельности;

- осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов  граждан, а также препятствующей  исполнению гражданами их государственных,  общественных, семейных обязанностей  или причиняющей вред их здоровью  и нравственности;

- в иных случаях, предусмотренных  законодательными актами.

Обращаться в суд с  заявлением о ликвидации религиозной  организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию, а  также иные органы (должностные лица) в соответствии с законодательными актами. Дела о ликвидации религиозных общин, зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными комитетами, рассматриваются соответствующими областными, Минским городским судами, а о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий, - Верховным Судом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Религиозные организации  в своей деятельности должны руководствоваться  своими уставами и обязаны соблюдать  требования Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Богослужения, религиозные  обряды, ритуалы и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся  к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях. Религиозные обряды, ритуалы и  церемонии при необходимости  могут проводиться по месту жительства граждан по их просьбе при условии  соблюдения правил общежития и общественного  порядка, если они не носят массового  и систематического характера. Религиозные  обряды, ритуалы и церемонии в  организациях здравоохранения, местах предварительного заключения и отбывания  наказания проводятся по просьбам находящихся  в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Лица, находящиеся  в этих учреждениях, могут иметь, получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами культа, если это не причиняет вреда  их здоровью, не ущемляет права и  законные интересы других лиц. Порядок  отправления богослужений, религиозных  обрядов, ритуалов и церемоний военнослужащими  устанавливается законодательством  о воинской службе. Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии, а также иные массовые мероприятия, имеющие своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей, в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом и в помещениях могут проводиться только после принятия соответствующего решения руководителем местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Правовое положение общественных объединений и религиозных организаций