Правовое регулирование брачно-семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является раскрытие правового регулирования брачных отношений в РК.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Исследовать историческое развитие семейных правоотношений, становление семейного законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ..........5
Основания возникновения брачно-семейных правоотношений.......................5
Понятие брачно-семейных правоотношений......................................................6
Особенности семейно-брачных отношений........................................................8
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.....11
2.1 Правовые основы брачных отношений.............................................................11
Особенности семейно-брачного законодательства РК....................................14
2.3 Правовое обеспечение форм и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.....................................................................18

3. ПРОБЛЕМЫ И СТРУКТУРА БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК.....................21
3.2 Международно-правовое и внутригосударственное регулирование брачно-семейных правоотношений......................................................................................21
3.3 Проблемы метода регулирования семейно-брачных отношений...................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................29

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование брачно-семейных правоотношений.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Орган ЗАГС обязан в недельный срок со дня поступления заявления известить о нем супруга, находящегося в заключении, либо опекуна недееспособного супруга, или опекуна над имуществом безвестно отсутствующего супруга.

В извещении должно быть указано, что его получатель должен не позднее пятнадцати дней сообщить в орган ЗАГС, имеется ли у него спор о детях, о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью, о выплате средств на содержание нетрудоспособному нуждающемуся супругу, какой фамилией он желает именоваться после расторжения брака (своей добрачной или желает оставить себе фамилию супруга).

Орган ЗАГС сообщает заявителю  о направлении соответствующего извещения, а также об установленном сроке для получения ответа на извещение. С учетом установленного срока для получения ответа заявителю предлагается явиться в орган ЗАГС для регистрации расторжения брака.

При получении сообщения  об отсутствии спора, а также при  неполучении от осужденного или  опекуна недееспособного супруга (от органа опеки и попечительства), опекуна над имуществом безвестно отсутствующего супруга, установленного в извещении ответа с установлением пятнадцатидневного срока,  орган ЗАГС в присутствии заявителя должен зарегистрировать расторжение брака.

Если в орган ЗАГС поступило заявление о расторжении  брака с супругом, осужденным к лишению свободы на срок не менее трех лет, то наряду с извещением о поступившем заявлении, которое направляется осужденному, орган ЗАГС должен просить администрацию исправительно-трудового учреждения о подтверждении к назначенному сроку, что осужденный на момент получения извещения действительно содержится в местах лишения свободы, а также, что ему вручено извещение органа ЗАГС о поступившем заявлении о расторжении брака.

Если к назначенному сроку не поступит ответ, подтверждающий, что осужденный содержится в местах лишения свободы, регистрация расторжения брака откладывается, а в исправительно-трудовое учреждение направляется напоминание.

 

2.2 Особенности  семейно-брачного законодательства  РК

 

В последнее десятилетие  в Республике Казахстан  произошли коренные изменения как социально-экономического, так и политического характера, оказавшие влияние на изменение семейно-брачного  законодательства.  По мере дальнейшего улучшения социально – экономической ситуации в Казахстане проблемы семейной политики, совершенствование семейных отношений были  выдвинуты на первое  место, институт семьи и семейных отношений существенно влияет на стабильность и единство общества. Поэтому, одними из главных задач всего общества является всемерная поддержка института законного брака, укрепления ценности семьи, повышение ее престижа. 
В обществе возникла необходимость выработки оптимальных мер по защите прав и законных интересов лиц, участвующих в брачно-семейных отношениях независимо от гражданской принадлежности.

В современных условиях развития, характеризующихся глобализацией, стало  целесообразным и актуальным внесение существенных корректив в  коллизионно - правовое регулирование  семейно-брачных отношений. Возникла необходимость  разрешения таких  задач, как поиск путей преодоления коллизий между нормами семейного законодательства Республики Казакстан и законодательства зарубежных стран[17].

В  условиях формирования новой  правовой системы  необходимо осмысление и интегрирование  лучших и прогрессивных  положений в законодательстве республики.  Важной составляющей этого процесса стало приведение семейного законодательства Республики Казахстан в соответствие с международными договорами, и необходимость комплексного правового регулирования этих отношений с учетом особенностей правовых систем различных государств. Республикой Казахстан  был подписан Международный пакт о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года, Конвенции, касающейся статуса беженцев 1993 года и других международные договоры, а затем  разработан и принят нормативно- правовой акт, объединивший и систематизировавший правовые нормы, регулирующие важнейшие брачно-семейные отношения. 26 декабря 2011 года Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым подписан  Новый Кодекс «О браке (супружестве) и семье», которым определены цели, задачи, принципы и правовые основы регулирования брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений, обеспечивающие защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной политики Республики Казахстан.

В наименовании  Кодекса применен более цивилизованный термин «супружество», так как семейные отношения, возникающие внутри определенной группы базируются обязательно на супружеских отношениях. Кодекс кодифицировал основную законодательную базу в сфере семейно-брачных отношений, которым и ранее устанавливались права и обязанности, имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи, супругами, родителями и детьми, а в случаях и в пределах, предусмотренных брачно-семейным законодательством Республики Казахстан, между другими родственниками и иными лицами;  условия и порядок вступления в брак (супружество), условия прекращения брака (супружества) и признания его недействительным;   формы и порядок устройства в семью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;   порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;  функции государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Кодекс  «О браке (супружестве) и семье», состоит из 283 статей, из которых 110 являются новыми. Общая часть Кодекса предусматривает общие положения брачно-семейного законодательства. Причем общая часть включает в себя те  институты, которые касаются общих вопросов развития семьи. Это разделы, затрагивающие вопросы супружества, взаимоотношение между членами семьи, имущественные и неимущественные отношения внутри семьи и права детей, оставшихся без попечения родителей.  Особенная часть Кодекса непосредственно связана с реализационной функцией. Регламентирован каждый вид регистрации актов гражданского состояния.

Новизной Кодекса являются следующие  положения. Введено понятие супружества, как равноправного союза между мужчиной и женщиной, заключенного при свободном и полном согласии сторон в установленном законом Республики Казахстан порядке, с целью создания семьи, порождающего имущественные и личные неимущественные права и обязанности между супругами. Дано новое определение патроната (приемной семьи) как формы воспитания, при которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (родителя), передаются на патронатное воспитание в семьи по договору, заключаемому органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, и лицом, выразившим желание взять ребенка (детей) на воспитание. Специально определены такие понятия  как «подкидыш (брошенный ребенок)», - «отказной ребенок» - ребенок, родители (родитель) которого отказались от его дальнейшего воспитания, обучения, материального обеспечения путем оформления соответствующих юридических документов;  «дети (ребенок) сироты»- ребенок (дети), у которого умерли оба или единственный родитель. Одним из новшеств является «суррогатное материнство» – вынашивание и рождение ребенка (детей), включая случаи преждевременных родов, по договору между суррогатной матерью и супругами с выплатой вознаграждения;  «договор суррогатного материнства» – нотариально удостоверенное письменное соглашение между лицами, состоящими в браке (супружестве) и желающими иметь ребенка, и женщиной, давшей свое согласие на вынашивание и рождение ребенка путем применения вспомогательных репродуктивных методов и технологий[18]. Этому вопросу посвящена целая глава 9 статьи 54-59 Кодекса, именуемая «Суррогатное материнство и применение вспомогательных репродуктивных методов и технологий», регулирующая вопросы суррогатного материнства: права ребенка, рожденного таким путем, права потенциальных родителей, взаимные обязательства рожениц и «заказчиков».

Кроме того, предусмотрена обязанность  сохранение тайны должностными лицами организации здравоохранения, осуществляющих искусственное оплодотворение или  имплантацию эмбриона, и нотариусов, удостоверивших договор суррогатного материнства. Законодательно закреплены нормы о праве ребенка на защиту не только его родителями, органами опеки и попечительства, судом и прокурором, но и органами внутренних дел и иными государственными органами в пределах своей компетенции.  Теперь по новым правилам, руководители организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют право снимать с банковских счетов воспитанников средства, поступивших от алиментов, пособий и других социальных выплат. А опекун, не вправе без предварительного разрешения органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству, совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества,    в том числе сделок, влекущих уменьшению имущества подопечного.

Расширен перечень лиц, которые  не могут быть усыновителями. Так, ими не могут быть лица, придерживающиеся нетрадиционной сексуальной ориентации; лица мужского пола, не состоящие в зарегистрированном браке (супружестве), за исключением случаев фактического воспитания ребенка не менее трех лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав.

Внесены новшества в части реализации механизма процедуры усыновления, по новому рассмотрен существующий институт усыновления. Так,  статьями  85-86  Кодекса оговорены права и обязанности лиц, желающих усыновить детей и усыновителей, четко прописана необходимость предоставления отчетов об условиях жизни, обучения, воспитания и о состоянии здоровья усыновленного ребенка в первые три года после вступления в законную силу решения суда об усыновлении через каждые шесть месяцев, в последующие годы – не реже одного раза в год до достижения ребенком восемнадцатилетнего возраста в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан[19]. При этом данная норма распространяется на граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан, и на иностранных усыновителей. Внесены новые дополнительные изменения относительно лиц, которые не могут быть усыновителями. К ним относятся лица мужского пола, не состоящие в зарегистрированном браке, лица без гражданства, тем,  кто придерживается нетрадиционной сексуальной ориентации, те, кто не имеет постоянного места жительства, у кого есть не погашенная или не снятая судимость на момент усыновления, а также граждане, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум. 

В Кодексе предусмотрена  целая глава проведения аккредитации агенств по усыновлению. Если ранее  усыновление осуществлялось иностранцами в качестве физических лиц, то теперь к вопросам будут допущены только юридические лица, так называемые «агентства по усыновлению (удочерению)» – некоммерческие, иностранные организации, осуществляющие деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории своего государства и аккредитованные для осуществления подобной деятельности на территории Республики Казахстан в порядке, установленном настоящим Кодексом. Аккредитации подлежат агенства по усыновлению, осуществляющие свою деятельность в указанной сфере на территории своего государства не менее 10 лет на момент подачи заявления об аккредитации путем создания филиалов или представительств. Вопрос об аккредитации агентства, в том числе и отказе об аккредитации рассматривается уполномоченным органом в области защиты прав детей РК.

Кодексом реализован новый подход в отношении взимания алиментов, в некоторых случаях алиментные нормы были ужесточены. Например, это касается семей, где дети обучаются в системе общего среднего, технического профессионального, в системе высшего образования по очной форме. Если согласно Закона «О браке и семье», алименты выплачивались на детей до 18 лет, то теперь в случае, если дети учатся, на них также взыскиваются алименты до достижения ими 21 года.   При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов с учетом интересов несовершеннолетнего ребенка определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов.  Одна из норм Кодекса посвящена брачному контракту. Это имущественный договор между сторонами, совершаемый в нотариальной форме.Брачный договор может быть признанным недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов , если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение или нарушают имущественные права детей, рожденных или усыновленных в этом браке (супружестве)[20].

Урегулирован порядок  присвоения фамилии, имени, отчества  ребенку при регистрации рождения, конкретизированы и дополнены нормы относительно написания фамилии,  имени и отчества ребенка: отчество ребенку присваивается по желанию родителей или других законных представителей по имени лица, указанного его отцом; разрешается присвоение двойного имени при раздельном написании, но не более двух имен; в случае двойного имени у отца отчество ребенку присваивается по одному из них либо в слитном написании обоих имен отца: при перемене имени отцом изменяется отчество его несовершеннолетнего ребенка, а совершеннолетнего ребенка – при подаче им об этом заявления; по желанию родителей фамилия ребенка может быть произведена от имени отца или деда ребенка как со стороны отца, так и матери с учетом национальных традиций. Если родители проживают раздельно, не оформив в регистрирующем органе расторжение брака (супружества), и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, регистрирующий орган разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя, оформленного нотариально. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении либо ограничении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от содержания и воспитания ребенка. Если же родители проживают раздельно, оформив в регистрирующем органе расторжение брака (супружества), и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, регистрирующий орган разрешает этот вопрос в интересах ребенка без учета мнения другого родителя.

Информация о работе Правовое регулирование брачно-семейных отношений