Правовое регулирование брачно-семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является раскрытие правового регулирования брачных отношений в РК.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Исследовать историческое развитие семейных правоотношений, становление семейного законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ..........5
Основания возникновения брачно-семейных правоотношений.......................5
Понятие брачно-семейных правоотношений......................................................6
Особенности семейно-брачных отношений........................................................8
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.....11
2.1 Правовые основы брачных отношений.............................................................11
Особенности семейно-брачного законодательства РК....................................14
2.3 Правовое обеспечение форм и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.....................................................................18

3. ПРОБЛЕМЫ И СТРУКТУРА БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК.....................21
3.2 Международно-правовое и внутригосударственное регулирование брачно-семейных правоотношений......................................................................................21
3.3 Проблемы метода регулирования семейно-брачных отношений...................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................29

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование брачно-семейных правоотношений.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Особенная часть Кодекса  о браке и семье  конкретизирует порядок и процедурные вопросы регистрации актов гражданского состояния. Особенная часть Кодекса  посвящена регистрации актов гражданского состояния. В ней регламентировано как зарегистрировать тот или иной акт, куда должен обратиться заявитель.

    1. Правовое обеспечение форм и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей

 

Правовое обеспечение форм и  порядка устройства в семью детей, оставшихся без родителей осуществляется на уровне ЗоБС РК, иных законов , а также подзаконных нормативных актов. На уровне ЗоБС этому вопросу посвящен раздел 4, состоящий из 4 глав: глава 13 «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей»; глава 14 «Порядок установления опеки и попечительства»; глава 15 «Правовое положение опекунов (попечителей) и подопечных»; глава 16 «Патронат». На уровне иных законов этому вопросу посвящены: Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и домах юношества»; на уровне подзаконных нормативных актов: Постановление Правительства Республики Казахстан об утверждении «Положения о семье в детских деревнях», Постановления Правительства Республики Казахстан об утверждении «Положения о патронате», об утверждении «Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство)», патронат, об утверждении «Положения об органах опеки и попечительства и правил организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» и другие подзаконные нормативные акты. Так для содержания детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей установлены детские деревни семейного типа. «Положение о семье в детских деревнях» предписывает, что настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и Домах юношества».

Детская деревня состоит из нескольких семей, в каждой из которых проживают и воспитываются от семи до десяти детей-воспитанников в возрасте до восемнадцати лет, а также из домов юношества для проживания в определенный период выпускников детских домов и воспитанников детских деревень в возрасте до 23 лет.

Взаимоотношения семьи и администрации  детской деревни определяются соответствующим положением об администрации детской деревни.

Семья в детской деревне - круг лиц, связанных личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими  из новой формы воспитания детей  призванной способствовать укреплению семейных отношений и привитию навыков  к труду, обучению и воспитанию.

Органы опеки и попечительства обязаны оказывать детским деревням семейного типа методическую помощь в образовании и воспитании детей-воспитанников, в лечебно-профилактической и психолого-диагностической работе, а также осуществлять контроль за условиями их содержания, воспитания и образования, давать консультации матерям-воспитательницам по психолого-медико-педагогическим вопросам.

Мать-воспитательница назначается  на должность приказом руководителя администрации детской деревни семейного типа в результате конкурсного отбора на основании Правил о порядке проведения конкурса на замещение должности матери-воспитатель-ницы детской деревни семейного типа. Права и обязанности матери-воспитательницы закрепляются в индивидуальном трудовом договоре, заключаемом ею с администрацией детской деревни.

Основными обязанностями являются:

  • воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, нравственном и духовном развитии в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
  • определять способы воспитания детей с учетом их мнения и рекомендаций органов опеки и попечительства;
  • выбирать образовательное учреждение и формы обучения;
  • обеспечивать условия для получения детьми среднего общего образования;
  • обеспечивать сохранность переданных ей документов на ребенка.

На время отпуска, болезни или  иного отсутствия, по уважительным причинам функции матери -воспитательницы выполняет резервная мать-воспитательница в порядке, установленном законодательством.

Содержание и воспитание детей в семье осуществляется матерью-воспитательницей в соответствии с Типовым договором о передаче детей в семью детской деревни.

Подбор детей в семью  детской деревни осуществляется матерью-воспитательницей с участием представителя администрации детской деревни и на основании направления органа опеки и попечительства. При передаче детей в семью детской деревни орган опеки и попечительства руководствуется их интересами. Передача детей в семью осуществляется с учетом их мнения и желания матери-воспитательницы. При   передаче   в   семью   детской   деревни   в   интересах   детей   должны   быть   учтены   их   этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Братья и сестры должны быть переданы в одну семью, за исключением  случаев, когда по медицинским либо другим причинам они не могут воспитываться вместе.

На каждого ребенка, передаваемого в семью детской  деревни, органы опеки и попечительства заключают договор с матерью-воспитательницей с передачей документов на ребенка в соответствии с Законом Республики Казахстан "О детской деревне семейного типа и Домах юношества".

Права и обязанности  воспитанника. Каждый воспитанник имеет  право жить и воспитываться в семье детской деревни до достижения им возраста 18 лет.

Воспитанник имеет право:

  1. на уважение его человеческого достоинства;
  2. на заботу со стороны матери-воспитательницы и совместное с ней проживание;
  3. на защиту от злоупотреблений со стороны матери-воспитательницы и администрации детской деревни;
  4. выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  5. быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его права и законные интересы.

За воспитанником закрепляется право:

  1. на получение жилища из государственного жилищного фонда, приватизированное жилище, имущество, полученное им в порядке дарения, наследования по другим законным основаниям;
  2. на доходы, полученные в виде процентов с банковского вклада;
  3. на доходы, полученные от сдачи в наем принадлежащего ему жилища;
  4. на доходы от творческой, профессиональной, трудовой и иной деятельности;
  5. на причитающиеся ему от родителей алименты, а также пособия и другие выплаты в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Мнение воспитанника, достигшего возраста десяти лет, учитывается:

  1. при выборе матерью-воспитательницей образовательного учреждения и формы обучения;
  2. при разрешении матерью-воспитательницей вопросов, касающихся семейного воспитания и образования;
  3. при рассмотрении судом требований родителей о возврате им ребенка от матери-воспитательницы;
  4. при отказе судом в удовлетворении иска родителей о восстановлении их в родительских правах;
  5. при отказе судом в удовлетворении иска родителей об отмене ограничения их в родительских правах.

Возвращение воспитанников  в прежнюю семью осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Деятельность семьи в детской  деревне организуется в интересах  детей и направлена она на их социальную защиту, психолого-медико-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию.

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ И СТРУКТУРА БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК

 

3.1 Международно-правовое и внутригосударственное регулирование брачно-семейных правоотношений

семейный право усыновление отцовство

Во многих странах  Азии и Африки до сих пор признается многоженство, сохранились обычаи уплаты выкупа за невесту, установлен крайне низкий возраст для вступления в  брак, практикуются расовые и религиозные  ограничения при вступлении в  брак. Как известно, у казахов так называемый «калым» не является обязательным, но тем не менее в силу укоренения обычая выкупа невесты, особенно в южных регионах республики, данный обычай имеет место. Его практику обосновывают не обязательным характером самого выкупа, а обязательным выражением благодарности родителям невесты за рождение и воспитание дочери. Иногда этот обычай не в шутку может стать препятствием на пути молодых людей, желающих вступить в брак, особенно если семья или родственники жениха находятся далеко не в лучшем материальном положении и не в состоянии оказать соответствующие почести стороне невесты. В таком случае противящаяся сторона больше пугается не факта неспособности первой стороны оказать необходимые, как они считают, почести, а того обстоятельства, что их дочь попадет в менее благоприятную в материальном отношении среду и об этом будут знать и говорить окружающие.

Вышеуказанные факты  и предрассудки являются свидетельством дискриминации женщины в семейном праве. Недопустимы также принудительные браки и определенные виды сватовства, когда молодые узнают о существовании друг друга в день свадьбы или за некоторое время до этого, либо вообще не желают добровольно вступать в брак. Такие подходы к браку и семье являются не цивилизованными и не должны иметь место в демократическом и правовом государстве.

Продолжая рассмотрение брачно-семейных правоотношений между  гражданами разных государств, отмечу, что при существующих различиях  в семейном законодательстве решение  коллизионного вопроса приобретает  важное значение. В некоторых западных странах коллизионные нормы семейного права характеризуются большим разнообразием. Брачная правоспособность, отсутствие препятствий для вступления в брак определяются личным законом каждого из супругов. В случае расторжения брака между супругами различного гражданства в ряде стран применяется законодательство страны гражданства мужа.

Но не всегда брак, заключенный  в одном государстве в соответствии с законом места его заключения, может признаваться законным в другом государстве, что, в свою очередь, порождает так называемые "хромающие браки". К примеру, в Венгрии правовые условия действительности брака регламентируются "общим личным законом" лиц, вступающих в брак. Если личные законы таких лиц различны, то брак признается действительным лишь в случае, когда условия действительности существуют согласно законам обеих сторон. В Китае так же, как и в Венгрии, при вступлении в брак гражданина КНР с иностранцем применяется закон места заключения брака, тогда как при расторжении брака применяется закон местонахождения суда, принявшего дело к рассмотрению. В других странах при решении вопросов расторжения интернационального брака применяется закон гражданства супругов.

В Республике Казахстан, как и во многих других правовых государствах, признается полное равноправие супругов в решении всех вопросов семейной жизни, в том числе и в отношении воспитания детей. Брачно-семейное законодательство Республики Казахстан основывается на принципах:

добровольности брачного союза мужчины и женщины;

равенства прав супругов в семье;

недопустимости произвольного  вмешательства кого-либо в дела семьи;

разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию:

приоритета семейного  воспитания детей, заботы об их развитии и благосостоянии;

приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи  своих прав, возможности судебной защиты этих прав;

стимулирования здорового  образа жизни всех членов семьи (параграф 1, статья 2 ЗОБС РК).

Распространившееся в  последнее время заключение браков в церквях и мечетях носит  больше религиозный характер и не может воспрещаться официальными властями. Но, тем не менее, законным в Республике Казахстан признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загс).

В Казахстане также запрещаются  любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам  социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. А в соответствии с Законом Республики Казахстан "О гражданстве Республики Казахстан" вступление в брак иностранного гражданина либо лица без гражданства с гражданином Республики Казахстан дает возможность последним получить казахстанское гражданство в упрощенном порядке (параграф 1, статья 16).

Для заключения брака  в нашей республике необходимы добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста (18 лет). При этом закон допускает  снижение брачного возраста на срок не более двух лет только при наличии уважительных причин (статья 10 Закона о браке и семье).

Раздел 7 Закона РК о браке  и семье полностью посвящен вопросам применения норм брачно-семейного законодательства к иностранцам и лицам без  гражданства, Так, установлено, что форма и порядок заключения браков между гражданами Казахстана и иностранцами или лицами без гражданства на территории республики определяются казахстанским законодательством. Условия заключения таких браков на территории Казахстана определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, если иное не предусмотрено международным договором. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Республики Казахстан определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

Информация о работе Правовое регулирование брачно-семейных отношений