Правовое регулирование интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:27, доклад

Описание работы

1. История развития законодательства о результатах интеллектуальной деятельности. Особенности регулирования отношений, связанных с созданием и использованием результатов в СССР.
2. Понятие интел. собственности. Ее сущность.
3. Основные институты интел. собственности.
4. Кодификация зак-ва об интел. собственности.

Файлы: 1 файл

DVC-0241.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Рез-ты интел. собственности не локализованы в пространстве. Если объект интел. собственности создан в одном  гос-ве, то право страны распространяется только на территорию страны происхождения, за пределами которой объект может использоваться свободно.

С целью защиты интересов создателей объектов интел. собственности или их правопреемников  создана система междун. охраны интел. собственности во главе с ВОИС.

В 1883 г. была принята  Парижская конвенция по охране промыш. собственности, а в 1886 - Бернская по охране лит. и худож. произведений. Наблюдение за исполнением этих Конвенций было возложено на спец. аппарат при  Швейцарском федеральном правительстве.

В 1893 г. на базе этой структуры образовалась самост. организация - БИРПИ.

В 1967 г. в Стокгольме состоялась дип. конференция , на которой  были пересмотрены все адм. процедуры  двух Конвенций, и была подписана  Конвенция, учреждающая ВОИС.

В 1970 г. после  необх. числа ратификаций она вступила в силу, а в 1974 г. ВОИС стала спец. подразделением ООН.

ВОИС преследует следующие цели:

  1. содействие охране интел. собственности во всем мире путем сотрудничества между гос-вами;
  2. обеспечение между странами адм. сотрудничества в области охраны интел. собственности в рамках Бернской и Парижской конвенций.

Для реализации этих целей ВОИС:

  • поощряет заключение новых межд..-пр. договоров и модернизацию нац. зак-в;
  • предоставляет юр. и тех. помощь органам, которые в ней нуждаются;
  • собирает и распространяет информацию;
  • обеспечивает работу служб, обеспечивающих получение охраны изобретений, промыш. образцов и знаков, когда такую охрану желают получить в нескольких странах одновременно.

ВОИС отвечает за развитие интел. творч. деятельности  в разных странах.

ВОИС имеет 3 руководящих органа:

  1. Конференция, членами которой являются все гос-ва-члены ВОИС;
  2. Генеральная ассамблея (гос-ва-члены и одновременно члены Парижского или Бернского союза);
  3. координационный комитет (члены его избираются из числа членов ВОИС и которые являются  членами исполкома Бернского или Парижского союзов).

Есть также Секретариат ВОИС - Междун. бюро, а также штаб-квартира ВОИС - в Женеве.

 

  1. Евразийская патентная организация.

С целью создания на территории гос-в………………………..междун. охраны изобретений 9.09.94 г. в Москве была подписана Евраз. патент. конвенция.

В РБ она была ратифицирована постановлением ВС от 13.04.95 г.

Ее главная цель - создание межгос. системы пр. охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории гос-в-участников Конвенции.

Конвенцией была учреждена  Евраз. патент. система, которая организационно оформлена в виде межправит. Евраз. патент. организации, состоящей из Адм. совета и Евраз.патентного ведомства (ЕАПВ).

Членами организации являются все договаривающиеся страны (Москва).

В Адм. совете представлено каждое договаривающееся гос-во (1 голос). Адм. совет собирается один раз в год. Функции его  определены в ст.3 Евраз. патент. конвенции. В заседаниях Адм. совета принимает  участие представитель ВОИС с правом совещательного голоса. Евраз. патент. ведомство выполняет адм. функции, туда подается заявка на выдачу патента. Оно проверяет заявку на соответствие формальным требованиям и проводит поиск; выдает патент на изобретение при условии, что оно соответствует требованиям новизны, изобретат. уровня, промыш. применимости.

 

  1. Комитет по авт. и смеж. правам при МЮ РБ.

В тех случаях, когда авторы произведения или его правопреемники не могут  сами обеспечить эффект. охрану своих  прав, есть орган, который берет на себя по договору с правообладателями обязанности  по управлению имущ. правами автора на коллект. основе.

В РБ эти функции осуществляет гос. учреждение. Законодат. закрепление  управления имущ. правами как формы  деятельности Комитета определено в:

  • постановлении СМ от 8.05.97 "Об управлении имущ. правами авторов на колл. основе и минимальных ставках…………..";
  • постановлении от 13.10.97, утв. положение "О Комитете……………."

Все ФЛ и ЮЛ, использующие произведения и объекты смежных прав, обязаны  заключать с авторами и правообладателями или Комитетом д-р на право использования этих произведений.

Комитет осуществляет и охраняет имущ. права авторов в случаях, предусм. зак-вом. В пределах полученных полномочий заключает с ФЛ и ЮЛ д-ры на использование  произведений с любыми лицами в РБ и за рубежом. Представляет в соответствии с действ. зак-вом права и законные интересы авторов и их правообладателей и принимает меры по их охране и восстановлению.

 

    1. Гос. патентный комитет РБ.

Является респ. органом гос. управления, который обеспечивает формирование и проведение эк., пр., и тех. политики в охране промыш. собственности. ГПК подчиняется Совету Министров.

Функции и задачи ГПК и его  полномочия определены Положением о  ГПК / пост-е от 11.04.97.

Основные задачи ГПК:

    1. разработка и осуществление мероприятий, направленных на реализацию гос. политики в области охраны гос. собственности;
    2. разработка нормат. базы охраны промыш. собственности;
    3. анализ и обобщение суд. практики;
    4. проведение единой гос. политики и междун. сотрудничества по вопросам патент. деятельности и охраны промыш. собственности;
    5. принимает заявки на выдачу охранных документов, проведение экспертизы заявок, выдает охранные документы, внесение в них изменений, регистрация этих документов;
    6. издает бюллетени о зарегистр. заявках, выданных охранных документах;
    7. регистрирует д-ры о передаче прав на объекты промыш. собственности, лиценз. д-ры;
    8. аттестует и регистрирует патент. поверенных и др.

ГПК возглавляет Председатель, который  назначается Президентом.

В 1995 г. был создан при ГПК Апелляционный совет - 1-ая инстанция, осуществляющая рассм-е жалоб ФЛ и ЮЛ на решения об отказе в выдаче патентов и на решения об отказе в регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, принятых по решению экспертизы.

Решение Апел. совета м.б. обжаловано Председателю ГПК, а затем - коллегии ВСуда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: АВТОРСКОЕ ПРАВО.

 

    1. Понятие авт. права как института интел. собственности, его принципы и           

        источники.

АвП в объективном смысле - совокупность пр. норм, регулирующих отношения, связ. с созданием………..

В субъек. смысле - это личные неимущ. и имущ. права, которые принадлежат  авторам, их наследникам и правопреемникам. АвП - часть ГП, ему присущи общие  принципы (принцип охраны прав, свободы  авт. д-ра), есть и специфические:

    1. принцип свободы творчества (ст.51 К-ции). Любое творчество не совместимо с цензурой;
    2. принцип сочетания интересов автора с интересами всего общества;
    3. принцип неотчуждаемости авторства (в зап. странах - это м.б. предметом сделки).

АвП (в узком смысле) - права авторов предметов науки, лит-ры, иск-ва. В широком - это + права субъектов смежных прав.

Источники:

  • ст.51 К-ции;
  • ГК;
  • з-н "Об АвП и смежных правах" от16.05.96;
  • пост-я СМ (5 шт.), которыми опред-ся ставки авт. вознаграждения;
  • междун. конвенции.

 

    1. Реформа в области пр. регулирования отношений, связ. с созданием, использованием произведений науки, лит-ры, иск-ва.

До принятия 16.05.96 г. з-на основным источником был раздел 4 ГК 1964. Он содержал 40 статей: предмет АвП, сфера действия, права  авторов, определялись типы авт. д-ров, существовала система типовых авт. д-ров). В целом раздел 4 удовлетворял общим принципам ГП, которое исходило из признания приоритетов гос-ва перед интересами авторов. В новом ГК - гл.61 (6 статей: предмет, сфера действия, сфера действия смеж. прав). Основная масса норм - в спец. з-не, который расширил перечень объектов АвП (+ программы для ЭВМ, базы данных, права производителей фонограмм) - дуалистическая концепция АвП: автору в отношении создан. им произведения принадлежат 2 группы прав - личные неимущ. и имущ. 2-ая группа - исключительные, т.е. установлена монополия на их использование. Решился вопрос о передаче - лич. неимущ. права не передаются, а имущ. передаются по лиценз. д-ру, м.б. переданы наследникам,   работодателю  и по  д-ру  правопреемнику.  Перестали действовать типовые авт. д-ры . Появляется термин "правообладатель" - его имущ. права охранялись в том же объеме, что и права автора, в том числе и от самого автора. Существенно снизилась сфера свободного использования произведения, увеличился срок действия АвП - с 25 лет до 50. Устранялась зависимость оплаты труда от жесткой регламентации, но были оставлены минимальные ставки.

Принятие з-на улучшило положение  авторов, но создало для издателей  ряд проблем (раньше за нарушение - выплата авт. вознаграждения, сейчас - автор может потребовать выплаты убытков, а они м.б. очень большими).

В декабре 1996 на дип. конференции в  Женеве были подписаны:

      • Д-р ВОИС по АвП;
      • Д-р ВОИС по исполнителям фонограмм.

Необходимость этих документов обусловлена развитием информац. технологий. После ратификации РБ в з-н  были внесены изменения. Особенностями новой редакции стали:

  • из числа объектов были исключены топологии интегральных микросхем (в дек. 1997 был принят соотв. з-н);
  • значительно был увеличен размер компенсации автору (в 100 раз);
  • "информация об управлении правами", + предусмотрена ответственность за устранение или изменение этой информации;
  • были признаны нарушением действия, которые позволяли обойти тех. средства, которые автор использовал для защиты своих прав.

 

 

Тема: ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА.

 

    1. Понятие "произведение" как объект АвП.

Ст.5 З-на от 11.08.98 (новая редакция) - АвП распространяется на произведения науки, лит-ры, иск-ва как обнародованные, так и не обнародованные, но выраженные в какой-либо объективной форме независимо от назначения и достоинства. Объектом АвП является произведение.

Серебровский: произведение - это совокупность идей, мыслей, образов, получивших в  рез-те творч. деятельности авторов  свое выражение в доступной для  человеческого восприятия форме.

Нормы АвП относятся к произведениям  науки, лит-ры, иск-ва, о точного отнесения  к науке, лит-ре, иск-ву не нужно, они  определяют сферу действия.

 

    1. Признаки произведения.

Их 2:

    1. творческий характер труда. Целенаправленная мыслительная деятельность человека, как правило, завершается созданием опред. рез-та. Если этот объект является рез-том мыслит. операций с известн. человеку понятиями по извест. ему з-нам логики, в заученном порядке, то говорят, что человек мыслит репродуктивно (напр., ученик, решая задачу). Эта деятельность творческой не является.

Если  человек мыслит нестандартно, оригинально, то мыслит творчески. Творчество присутствовало всегда, у нас этот признак - в ГК.

16.12.99 - з-н "О творч. союзах  и творч. работниках": культ. творч. деятельность - интел. творчество, которое завершается появлением нового несуществующего ранее самост. рез-та в сфере культуры, лит-ры.

"Новый " здесь - синоним  оригинальному, неповторимому.

Оригинальность может выступать  в новой форме изложения. Ионас высказал идею об обязательности новизны, но этот признак принят не был.

    1. объективная форма его изложения. Пока произведение существует только в голове автора и представляет совокупность мыслей, идей, оно для восприятия недоступно. И до тех пор, пока оно не получит объект. форму, произведения нет как такового.

В совет. юр. лит-ре одним из критериев  охраны произведения д.б. быть его общественная полезность. Но как определить полезность? Поэтому отказались.

 

    1. Проблема выполнения формальностей. Знак охраны. Регистрация произведения.

АвП порождает сам факт создания, никаких формальностей не обязательно. Помещение знака охраны тоже не обязательно. Существует нормат. акт, который строго регламентирует процесс проставления этих знаков: ГОСТ 7.4 - 1995 г. (определяется система стандартов по информации, библиотечному, издательскому делу). Регистрировать не обязательно. Решением Совета нотариусов от 5.03.98 утверждено оформление наследственных прав: если авт. права являются объектом наследования, выдача свидетельства о праве на наследство производится после предоставления справки из Комитета по авт. и смеж. правам о гос. регистрации наследодателя в качестве автора конкр. произведения. Приказ Мин-ва культуры от …………….: утверждено Положение о регистрации и классификации кино- и видеофильмов. Согласно З-ну от 16.05.96, обладатель авт. права или иного конкр. правомочия мог зарегистрировать его в офиц. реестрах. Постановлением СМ РБ от 13.10.97 вопросы Комитета по авт. и смеж. правам при МЮ РБ: гос. регистрация произведений науки, лит-ры, иск-ва, а также авт. прав была возложена на данный Комитет. В новой редакции З-на этой нормы нет. Сейчас Комитет не производит регистрации.

Информация о работе Правовое регулирование интеллектуальной собственности