Правовое регулирование интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:27, доклад

Описание работы

1. История развития законодательства о результатах интеллектуальной деятельности. Особенности регулирования отношений, связанных с созданием и использованием результатов в СССР.
2. Понятие интел. собственности. Ее сущность.
3. Основные институты интел. собственности.
4. Кодификация зак-ва об интел. собственности.

Файлы: 1 файл

DVC-0241.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Информация об управлении правами - любая информация, которая идентифицирует автора, произведение, исполнителя, исполнение, производителя фонограммы, фонограмму, передачу, вещание, саму организацию вещания, обладателя права, предусмотренного з-ном, или информация об условиях использования всего вышеперечисленного и любые цифры и коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру (чего - см. выше) или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения или доведения до всеобщего сведения или использования.

Понятие об ………………. и некоторые  др. нормы заимствованы из Д-ров ВОИС. Это свидетельствует о том, что РБ стремится унифицировать зак-во и способы учета и хранения информации об объектах  и субъектах АвП.

Авторы регистрируют свои произведения у нотариусов.

 

    1. Рез-ты интел. деятельности , не охраняемые АвП.

К числу объектов, не охраняемых АвП, относятся те, которые не обладают обязательным признаком: справочники, расписания движения, адресные книги (если нет творчества). Вопрос о творчестве решается в суде.

 Охраняется лишь форма произведения. Это отражено в ст.8 З-на: АвП не распространяется на идеи, процессы, открытия, системы, методы функционирования, концепции, принципы, информацию как таковую, даже если воплощены в произведении. Существуют рез-ты интел. деятельности, которые удовлетворяют признакам, но не являются охраняемыми в силу прямого указания З-на:

      • произведения с истекшим сроком охраны;
      • офиц. документы;
      • гос. символы и знаки (больш-во из них творческие и авторы известны, НО…);
      • произведения народного творчества (произведения фольклора, анекдоты и т.д.).

 

    1. Соотношение произведения как объекта АвП с материальным носителем, на котором оно выражено.

Произведение - не матер. объект, но на матер. носителе. АвП на произведение сохраняется, даже если носитель утрачен. Имеет значение, напр., при сохранении копии. АвП не связано с правом собственности на носитель, поэтому переход права собственности на матер. объект не влечет переход авт. права.

 

 

Тема: СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА.

 

Ими являются авторы, наследники, иные правопреемники и РБ в целом. Основания возникновения АвП - создание произведения, наследование, передача права по д-ру. Если АвП возникает в силу первоначального авторства, то говорят о первоначальном АвП, а права правопреемников называются производными.

Субъекты первонач. АвП - ФЛ-авторы. Это центральный субъект. Произведение без автора представить довольно трудно. Автор - только ФЛ. Ни наследники, ни правопреемники, ни ЮЛ авторами не являются. Создание произведения как юр. факт определяется как фактические действия, к которым не применяются требования, установленные з-ном, относительно юр. сделок. Создание произведений - это правомерные действия, именуемые юр. поступками, порождающими последствия независимо от воли создателя.

Поскольку факт. действия могут совершать  и недееспос. лица, ограниченные в правоспособности, конкр. авт. права могут возникать у любого лица независимо от его воли и возраста.

Способ осуществления авт. прав несовершеннолетними определен  в ст. 25-27 ГК. Если автор - лицо, ставящее семью в тяжелое финансовое положение, то осуществлять права может только с согласия попечителя.

Иностранные авторы. Т.к. объекты АвП не локализованы в пространстве, охрана произведений за пределами отдельн. гос-ва, а также охрана на территории этого гос-ва произведений иностр. граждан возможна лишь спец. средствами. В конце 18 века - пример этому.

 Сфера действия АвП в РБ  определена в п.5 ст.2 з-на "Об  АвП" от 11 августа: если автором  произведения является гражданин  РБ, то его АвП на территории  РБ будет охраняться независимо  от того, где он его опубликовал. Если опубликовал иностр. гражданин впервые на территории РБ, то оно охраняется. Если автор - иностр. гражданин и публикует не на территории РБ, то имеет значение вопрос, гражданином какой страны он является или где опубликовал (если страна-член Бернского союза и Конвенции ВОИС, то охраняется).

АвП может принадлежать нескольким лицам одновременно - соавторство  (ст.10 З-на). АвП на произведение, созданное  совместным творческим трудом двух и  более лиц (соавторство), принадлежит  соавторам совместно независимо от того, образует ли произведение единое целое или состоит из нескольких самост. частей. Часть произведения имеет самост. значение, если она м.б. использована независимо от др. частей.

В теории выделяют раздельное и нераздельное соавторство. При 2-ом выделить долю каждого из авторов невозможно, поэтому все авторы пользуются неделимым единым авт. правом в целом (напр., произведения Ильфа и Петрова). 1-ое возникает на одно произведение, каждая часть которого выполнена отдельными авторами, и долю каждого можно определить - у авторов общее право, а также право на ту часть, которую он создал.

Условия для возникновения соавторства:

  • создание целостного совместного произведения;
  • совмест. творческий труд.

По З-ну, взаимоотношения между  авторами определяются соглашением между ними.

Наследники. З-н: АвП переходит по наследству. Не переходят: право авторства; право на имя; право на защиту репутации. Наследники вправе осуществлять защиту этих прав.

Ст.1033 ГК: в состав наследства не входят права и обязанности, непосредственно связанные с личностью наследодателя.

Больш-во ученых считает, что правомочия наследников по защите лич. неимущ. прав наследодателя не являются их личными правами, а являются способом охраны культ. ценностей. Значит. трудности  составляет  раздел наследства, в состав которого входят авт. права. Поэтому АвП остается за всеми наследниками или переходит к одному из них.

В процессе раздела возникает вопрос о праве супруга автора, правах законных наследников, праве супруга  участвовать в разделе др. половины. АвП принадлежит только автору, между супругами можно поделить рез-т использования этого произведения, т.е. вознаграждение. Вопрос о моменте, когда АвП становится собственностью супругов: не имеет значения, когда создано произведение; имеет значение, когда вознаграждение попало в семейный бюджет.

Юридические лица. О правах ЮЛ можно говорить тогда, когда оно совершает действия творч. характера с уже созданными произведениями. По ГК 1964 г., ЮЛ имели АвП в след. случаях:

    1. у организаций, выпускающих в свет науч. сборники, энциклоп. словари, журналы и др. энциклоп. издания в целом;
    2. у предприятий, осуществляющих кино- , видеосъемку;
    3. радио- и телевиз. передачи - у создателей.

Ст.11 З-на: автору сборника принадлежит  АвП на осуществленным им подбор и  расстановка уже существующих материалов. Права ЮЛ определены в З-не как исключительные в отношении:

  • энциклопедий, энц. словарей; периодич. и продолжит. сборники науч. рудов; газеты, журналы, др. периодич. издания.

Лицу, выпускающему вышеперечисленное, принадлежат искл. право на использование такого издания в целом. Это лицо имеет право при любом использовании такого произведения указывать свое наименование или требовать такого указания.

  • аудио-визуальн. произведения (ст.4). Субъектами права являются его авторы и производители.

Авторы -- режиссер-постановщик, автор  сценария, автор муз. произведения. П.2 ст.12 З-на: предполагается  заключение между авторами произведения и производителем д-ра, по которому имущ. права переходят  к производителю.

У ЮЛ, при организац., фин., техн. участии которого создавалось произведение, --искл. имущ. права.

РБ как субъект АвП. ГК 1964 г.: АвП переходило гос-ву от ЮЛ в случае его ликвидации, в случае принуд. выкупа у автора, наследников и при объявлении произведения, у которого истек срок охраны, достоянием гос-ва. 1-ый и 2-ой случаи отменены, 3-ий -- отпал. Гос-ву принадлежит АвП по 1-ому случаю, если ЮЛ перестали существовать в тот период.

 

 

Тема: СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА. ПЕРЕХОД ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ.

Ст.22 З-на: право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Имущ. права, а также право на обнародование -- в течение жизни автора + 50 лет после смерти, за исключением:

      • произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом -- 50 лет с обнародования;
      • произведения в соавторстве -- 50 лет после смерти самого пережившего.

 

Виды объектов -- см. з-н " О научно-техн. информации" от 5.05.1999 (прочитать о новом объекте).

 

 

Тема: АВТОРСКИЙ ДОГОВОР.

 

Сам автор не может реализовать  свои полномочия. Относительное правоотношение……………….

    1. Понятие авт. д-ра; дискуссия; классификация.

ГК 1964  не содержал единого определения  авт. д-ра, но выделял 2 типа:

    1. авт. д-р о передаче произведения для использования;
    2. лицензионный д-р.

1-ый обязывал автора или его  правопреемника передать произведение  для использования -- подразделялись  на типы в зависимости от  использования произведения: издательский  д-р, постановочный д-р.

2-ой -- по нему автор (правопреемник) предоставлял организации право использовать произведение, в том числе и в переводе.

Теория уступки и теория разрешений, + комплексная. => д-р о передаче произведения для использования не предполагал передачу авт. прав, а лиц. д-р предполагал правопреемство.

Существовала целая система  типовых авт. д-ров, которые имели  статус нормат. актов (его используют и сейчас). Важная особенность зак-ва -- отражение в нем принципа свободы  д-ра. З-н использовал единое понятие  авт. д-ра, как средство передачи имущ. прав между любыми субъектами. Новая редакция этого не содержит. П.1 ст.25 действ. З-на: имущ. права автора м.б. уступлены полностью или частично и м.б. переданы по авт. д-ру. П.2 ст.26: говорится  и о д-ре на право использования произведения, который пользователи должны заключить с правообладателями или иными организациями, управляющими правами на коллект. основе.

Все авт. д-ры -- лицензионные (ст.985 ГК: д-ры, по которым сторона, обладающая искл. правом на использование рез-тов  инел. деятельности, предлагает др. стороне использовать объекты интел. собственности, являющиеся лицензионными).

В зависимости от объема передаваемых прав:

    1. д-ры о передаче искл. прав;
    2. д-ры о передаче неискл. прав.

1-ые: авт. д-р разрешает использовать  произведение опр. способом и в установл. д-ром пределах только лицу, которому эти права переданы, и дает такому лицу право использовать произведение опр. способом и право запрещать др. лицам (в том числе и автору) использование произведения таким образом.

2-ые: авт. д-р по одному и тому же предмету м.б. заключен одновременно со множеством пользователей, которые получают возможность использовать произведение наравне с автором.

По авт. д-ру переданными считаются  те права, которые прямо указаны  в д-ре. Если в д-ре права не определены как исключительные, то они не являются исключительными.

Д-р заказа был предусмотрен ГК 1964, в з-не 1999 -- нет. В ст. 986 ГК: лицо, обладающее правом ……………….., может  заключить д-р заказа на создание……………….

 

    1. Предмет авт. д-ра.

Предмет -- произведения. В З-не в качестве предмета названы права на использование. Для авт. д-ра установлена обязат. письм. форма.

Условия авт. д-ра определены в ст.26 З-на. К существенным условиям относятся:

      • способ использования произведения;
      • срок, на который передается право;
      • территория, на которую распространяется действие этого права;
      • размер вознаграждения или порядок определения его за каждый способ использования.

Права и обязанности сторон по авт. д-ру -- авт. д-р носит взаимный характер.

Обязанности автора:

  • создание произведения и передача его для исполнения;
  • автор должен выполнить работу лично;
  • автор обязан доработать произведение по требованию заказчика;
  • в течение всего срока авт. д-ра автор не может заключить д-р с другими.

Пользователь обязан:

  • принять и рассматривать произведение, использовать его (если указано в д-ре);
  • обеспечить соблюдение всех прав автора;
  • выплатить вознаграждение.

Информация о работе Правовое регулирование интеллектуальной собственности