Правовое регулирование интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:27, доклад

Описание работы

1. История развития законодательства о результатах интеллектуальной деятельности. Особенности регулирования отношений, связанных с созданием и использованием результатов в СССР.
2. Понятие интел. собственности. Ее сущность.
3. Основные институты интел. собственности.
4. Кодификация зак-ва об интел. собственности.

Файлы: 1 файл

DVC-0241.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема: ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА.

 

П.5 ст.39 З-на. Субъекты защиты -- авторы, их наследники, иные правопреемники. Наиболее опасные посягательства влекут уг. ответственность: ст.201 нового УК -- присвоение авторства или принуждение к соавторству наказывается исправ. работами, штрафом. незак. распространение или использование объектов, совершенные в течение 1 года после, или доходы в особо крупных размерах.

Крупный ущерб -- более 5000 МЗП.

 

Адм.-пр. способ защиты АвП состоит в рассм-и жалоб авторов , др. заинт. лиц организациями, вышестоящими по отношению к нарушителю. Защиту осуществляет Комитет . Ст.699 КоАП: изготовление или распространение экземпляров произведений или фонограмм влечет наложение штрафа до 50 МЗП с конфискацией. Преобладающим является гражданско-правовой способ защиты, для восстановления АвП применяются общие способы защиты. Защита лич. неимущ  прав осуществляется вне зависимости от вины нарушителя. Исковая давность не применяется.

Специальные способы защиты определены в ст.40 З-на:

  • признание авт. и смеж. прав;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения;
  • пресечение действий, нарушающих АвП, или создающих угрозу нарушения;
  • возмещение убытков;
  • взыскание дохода вместо доходов, полученных нарушителем;
  • выплата компенсации (от 10 тыс. до 50 тыс. МЗП).

В соответствии с п.3 ст.40, суд вправе вынести решение о конфискации  материалов и оборудования, которые  незаконно используются для нарушения.

 

 

Тема: МЕЖДУН. КОНВЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ АВТ. И СМЕЖ. ПРАВ.

 

Потребность возникла к концу 19 века. Сначала это были двусторонние соглашения, к началу 20 века -- »33. У России - с Бельгией, Францией.

1886 -- Бернская  конвенция по охране лит. и  худдож. произведений. Был создан  Адм. союз.

1952 -- Всемирная Женевская конвенция об АвП.

Заключение  этих конвенций не привело к созданию единообразного для всех з-на. Цель -- охрана авт. прав иностранцев.

В 1971 г. была пересмотрена Женевская конвенция; в 1973 г. СССР присоединяется к сттарой редакции.

 В соответствии с постановлением СМ №370 от 7.06.93 "О правопреемственности РБ в отношении Всемирной конвенции об АвП" наша РБ -- член конвенции.

17.07.97. -- Президент  подписал з-н "О присоединении  РБ к Бернской конвенции". Некоторые  ученые говорят, что это присоединение лишь политический шаг, но это не совсем так.

Обязательство РБ вступить в Бернскую конвенцию вытекало из Соглашения Между  СССР и США от 1990 года (ратифицировано 9.12.92), из Соглашения о партнерстве  и сотрудничестве (1995 с ЕС), для  вступления в ВТО.

Обе конвенции имебт принцип  нац. режима, который понимается ака  предоставление иностранцам таких  же прав, которые предоставлены отечественным  авторам. Одинаково определены критерии для охраны: в силу гражданства  и территор. критерий (закреплены в  з-не). Субъектами прав являются авторы и их правопреемники, решение вопроса об авторстве относится к вопросам нац. зак-ва.

 Различия:

    1. по вопросу об охраняемых произведениях: Бернская конвенция содержит широкий перечень, дано общее определение произведения, предусмотрены 2 группы произведений (1-ая -- охрана предоставляется непосредственно: книги, лекции, драм., хореограф., муз. произведения (п.1 ст.2 конвенции); 2-ая -- охрана отнесена к компетенции нац. зак-ва: офиц. тексты и их переводы, полиграф. и судебные речи). Всемирная конвенция не содержит такого перечня.
    2. по условиям предоставления охраны: согласно Бернской конвенции, осуществление авт. прав не зависит от каких-либо формальностей; иное во Всемирной конвенции -- если в странах с формальностями произведение публиковалось, то они должны соблюдаться, а в других странах -- нет.
    3. по срокам охраны: Бернская конвенция -- в течение жизни автора + 50 лет; по Всемирной конвенции -- в течение жизни + 25 лет.
    4. по личным правам автора: ст.62 Бернской конвенции -- независимо от имущ. прав и даже после их уступки автор сохраняет право требовать признания своего авторства и противодействовать деформации, искажению этого произведения, а также иному посягательству, способному нанести ущерб автору; во Всемирной конвенции -- о личных правах ничего не сказано.
    5. по имущ. правам: в Бернской конвенции определено исключ. право автора на перевод своих произведений, на воспроизведение экземпляров произведений, на публичное исполнение драм. и муз.произведений, на передачу по радио и телевидению; во Всемирной конвенции -- право на перевод (в 1971г. + еще несколько).
    6. обратная сила. В АвП обратная сила -- есть распространение нового з-на на произведения, которые были созданы до принятия этого з-на и потеряли охрану за это время.

Принцип действия Бернской конвенции распространяется на произведения, на которые не истек срок охраны (с того момента, как страна присоединяется), т.е. этот принцип действует.

Ст.7 Всемирной конвенции -- эта конвенция  обратной силы не имеет, т.е. конвенция  не должна применяться в одной стране-участнице к тем произведениям, которые выпущены в др. стране до вступления в силу конвенции в 1-ой стране, если в 1-ой стране такие произведения не пользовались охраной.

Применительно к СССР: никакие произведения на его территории не охранялись, после присоединения получали охрану произведения, которые создавались только после 1973 г.

1989 г. -- США, 1995 г. -- Россия -- присоединились  к Бернской конвенции. Они с  оговорками, мы --  без.

Соглашение о партнерстве с  ЕС 1995: взяли обязательства продолжать улучшение охраны авт. прав, чтобы через 5 лет обеспечить такой уровень охраны интел. собственности, который существует в странах ЕС. К концу 5-го года РБ должна присоединиться к Междун. конвенции по охране прав артистов, исполнителей, изготовителей фонограмм, вещателей (Рим 1961).

Появились информационные технологии: с целью адаптировать нормы междун. права в Женеве в 1996 приняты 2 д-ра ВОИС по АвП и по исполнителям и  фонограммам:

  1. Этот д-р непосредственно связан с Бернской конвенцией и является ее дополнением. здесь закреплен основополагающий принцип о том, что охрана распространяется на форму выражения, а не на идею, процессы. Предусмотрена охрана компьютерных программ как лит. произведений, компьютерных баз данных как компиляций данных или другой информации в любой форме, которая по расположению и подбору представляет собой рез-т интел. творчества. В дополнение к имущ. правам + право на распространение лит. и худож. произведений, право на прокат компьют. программы, кинематограф. произведений и произведений, выполненных в фонограммах, право на сообщение для всеобщего сведения своих произведений. Д-р обязывает страны-участницы предусматривать соответ. правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств. Впервые введено понятие "информация по управлению правами".
  2. РБ не является членом Римской 1961 г., Женевской 1971 г. конвенций. В связи с этим большое значение имеет присоединение. Этот договор вступает в силу после присоединения 30 гос-в (сейчас не состоят).=> когда вступит, неизвестно.

Все объекты смеж. прав не охраняются. За исполнителями д-р закрепляет как личные неимущ., так и имущ. права. К лич. неиущ. относятся: право  требовать быть признанным в качестве автора, исполнителя своих произведений, право возражать против всякого изменения, извращения, искажения, способного нанести ущерб; к имущ. -- разрешать эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения, запись своих незаписанных произведений, воспроизведение прямо или косвенно (записывать "в живую" нельзя), разрешать доведение до всеобщего сведения оригиналы и экземпляры своих исполнений посредством продажи или иной передачи права собственности или средствами беспроволочной связи, разрешать коммерческий прокат оригинала или экземпляра исполнения, право на вознаграждение за эфирное вещание, доведение до всеобщего сведения.

В отношении фонограмм: обязательства  стран об информации по управлению правами, обязательства относительно технич. средств защиты.

 

 

 

 

Тема: КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ.

 

Творческие союзы.  Правовой режим творч. союзов , цели и принципы их деятельности, порядок образования и т.д. определены в з-на от 16.12.96 "О творч. союзах и творч. работниках".

Ст.1: творч. союз -- это организационное  объединение творч. работников, которые своими достижениями внесли вклад в развитие культуры, науки, исусства и иной творч. деятельности в РБ, созданное в установленном зак-вом порядке на основе общности интересов членов в опред. виде творч. дечтельности для удовлетворения их духовных и иных материальных потребностей. Принципы: добровольности, независимости, самоуправления, гласности и равноправия их членов.

В РБ дейстуют: Бел. конфедерация творч. союзов и культ. фондов, Бел. союз архитекторов, Бел. союз дизайнеров, Бел. союз кинематографистов, Бел. союз композиторов, Бел. союз писателей, Бел. союз художников, Бел. союз журналистов, Бел. союз театральных деятелей, Бел. союз мастеров народного творчества, Бел. гильдия актеров кино, Бел. союз муз. деятелей, Бел. фонд культуры.

Указом от 29.04.97 "О мерах по гос. поддержке творч. союзов" эти организации наделены рядом льгот по налогообложению, аренде помещений, коммун. услугам и эксплуатац. расходам.

Организации, управляющие  имущ. правами авторов и субъектов  смеж. прав на коллективной основе. Они могут создаваться в целях обеспечения авт. и смеж. прав в случаях, когда их практич. осуществление в индивид. прядке затруднено. Такой организацией является Комитет по авт. и смеж. правам при МЮ РБ.

Функции изадачи Комитета определены в постановлении СМ от 13.10.97 №1349 "Вопросы Комитета по авт. и смеж. правам". В соответствии с задачами Комитет заключает д-ры с авторами и инвми правообладателями об охране их имущ. прав. Эта организация не вправе заниматься коммерческой деятельносьтью и самостоятельно использовать объекты АвП. Она выполняет своеобразные функци представителя.

Д-ры с авторами специалисты относят  к типу агентских д-ров.

 

 

Тема: ПОНЯТИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

 

Пром. собственность -- совокупность исключит. прав на рез-ты интел. деятельности  и приравненные к ним средства индивидуализации участников гражд. оборота. Это объекты, которые непосредственно используются в производстве.

Принципы пром. собственности делятся  на общие и специальные.

Общие: признание за правообладателем искл. права на использование объекта; соблюдение разумного баланса между правообладателем и остальными заинтересованными гражданами; признание и охрана интересов не только патентообладателя, но и автора.

Специальные: выполнение опред. формальностей.

 

Реформа в области правового регулирования отношений в сфере пром. собственности.

Термин "пром. собственность" не употребляется. Основной объект охраны в СССР -- изобретение, охраняется не патентом, а авторским свидетельством.

Исключ. права на использование  произведения автор не имел, оно принадлежало гос-ву. В 1991 г. -- З-н "Об изобретениях в СССР": выдача авт. свидетельсвт была прекращена -- патент. Им удостоверялось авторство, приоритет и искл. права на использование. Это предоставило автору монополию на использование, автор мог защищать свое право, но все бремя патент. расходов легло на заявителя.

В 1996 г. совокупность всех заявок в  РБ была в 2 раза меньше, чем в 1980 г. подавал  один Политех.

 

Объекты  пром. собственности.

Ст.998 ГК: объектами пром. собственности являются изобретения, полезные модели, промыш. образцы, селекционыные достижения, топологии интегральных микросхем, нераскрытая информация, в т.ч. и ноу-хау, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров, др. объекты пром. собственности, предусмотренные зак-вом.

1 группа -- рез-ты творч. дятельности.  Первые три -- объекты патент. права.

2 группа -- средства индивидуализации. Элемента творчества не требуется.  Патентное ведомство: ст.998 -- плоха. К объектам пром. собственности м. отнести только те, которые прямо названы в З-не. В Парижской конвенции этот перечень закрыт. Селекционные достижения и топологии интегральных микросхем названы объектами, значит распространяются требования Парижской конвенции => иностранные граждане будут пользоваться защитой. Ноу-хау -- не м.б. объектом; охрана зависит в большой степени от правообладателя.

 

Тема: ПРАВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ, ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ, ПРОМЫШ. ОБРАЗЕЦ (ПАТЕНТНОЕ  ПРАВО).

ГК (гл.62-63),  з-ны "О патентах на изобретения и полез. модели") от 8.07.97, з-н "О патентах на пром. образцы" от 5.02.93 , Правила осставления и подачи заявок на выдачу патента на изобретения / приказ Белгоспатента от 25.04.98, Правила проведения патент. экспертизы заявки на выдачу патента на изобретение от 17.09.97, Правила составления и подачи заявки на выдачу патента на полез. модель от 25.04.98, Правила составления и подачи заявки на выдачу патента на пром. образец от 25.05.97.

Информация о работе Правовое регулирование интеллектуальной собственности