Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа
Цель настоящего исследования.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ правового регулирования банковского кредитования физических лиц, выявление правовых проблем в области банковского кредитования физических лиц и выработка предложений по совершенствованию нормативных актов в этой области.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Кредитование физических лиц: понятие, значение, виды 7
1.2.Нормативно-правовое регулирование процесса кредитования физических лиц 17
1.3 Организация кредитования физических лиц в современных условиях 23
2. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО «УРАЛ ФД» 33
2.1. Краткая информация об ОАО «Урал ФД» 33
2.2. Виды кредитов и условий для физических лиц в ОАО «Урал ФД» 35
2.3. Анализ кредитного портфеля ОАО «Урал ФД» 43
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО "Урал ФД" 48
3.1. Разработка требований и обязательств во взаимоотношениях банка с клиентами 48
3.2. Решение проблемы задолженности по кредитным обязательствам. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
В то же время анализ показателей потребительского кредитования ОАО «Урал ФД» за последние годы показывает, что доля просроченных кредитов весьма значительна (по потребительским кредитам достигает 7-8%). Следовательно, необходимо усовершенствовать систему оценки финансового состояния потенциального заемщика. Предлагается следующая схема управления принятием решения о выдаче кредита физическим лицам (рис. 4).
Таблица 7 Система принятия решений по выдаче потребительского кредита
Подразделение банка |
Функции |
|
Отдел кредитования физических лиц |
прием заявок на кредит; сбор документов; визуальная оценка; расчет платежеспособности заемщика; оформление документов по ссуде |
|
Отдел авторизации |
проверка информации по информационным источникам; проверка по телефону места работы и места жительства клиента; проверка соответствия параметров оформляемой сделки нормативным требованиям банка; принятие решения о предоставлении кредита при сумме кредита до 150 тыс.руб. |
|
Кредитный комитет |
принятие решения о |
|
Отдел финансового контроля |
проверка соответствия параметров оформляемой сделки нормативным требованиям банка при сумме кредита свыше 1 млн. руб. |
|
Юридический отдел |
проверка соответствия параметров оформленных кредитов требованиям нормативных документов банка; проверка правильности оформления документов по выданным кредитам; анализ качества работы отдела авторизации и кредитного отдела. |
|
Отдел урегулирования рисков по потребительским кредитам |
создание, внедрение и сопровождение моделей оценки заемщиков; управление кредитными рисками
в потребительском |
|
Данная система позволит ускорить процесс принятия решений по краткосрочным кредитам и при этом организовать поэтапную проверку клиентов в случае кредитов на значительные суммы и длительный срок.
Для улучшения качества оценки кредитоспособности клиентов - физических лиц для принятия решения о выдаче краткосрочных кредитов в ОАО «Урал ФД» предлагается использовать модель подсчета баллов рейтинга клиента по следующим показателям:
1. Информация
о клиенте. За отсутствие
2. Способность погашать задолженность:
- до 60% - 0 баллов;
- от 61 до 80% - 10 баллов;
- от 81 до 100% - 20 баллов.
3. Наличие обеспечения:
- от 0 до 25% - 1 балл;
- от 25 до 50% - 4 баллов;
- от 51 до 75% - 7 баллов;
- от 76 до 100% - 12 баллов;
- более 100% - 20 баллов.
4. Наличие имущества - 10 баллов.
5. Кредиты, полученные в банке ранее.
- кредит погашался своевременно - 15 баллов
- не пользовался ранее кредитом - 5 баллов;
- ссуды погашались
6. Профессиональная квалификация.
- отсутствие квалификации - 0 баллов;
- вспомогательный персонал - 2 баллов;
- специалисты - 7 баллов;
- служащие - 9 баллов;
- пенсионеры - 1 баллов;
- управленцы- 13 баллов.
7. Срок работы на последнем рабочем месте:
- до 1 года - 0 баллов;
- до 2-х лет - 2 баллов;
- до трех лет - 4 баллов;
- до пяти лет - 7 баллов;
- более пяти лет - 14 баллов;
- пенсионеры - 0 баллов.
8. Сфера занятости:
- государственная служба - 10 баллов;
- другие сферы - 5 баллов;
9. Возраст заявителя:
- до 20 лет - 0 баллов;
- до 25 - 2 баллов;
- до 30 - 8 баллов;
- до 35 - 11 баллов;
- до 40 - 14 баллов;
- до 50 - 16 баллов;
- до 60 - 2 баллов;
- более 60 лет - 1 балл.
10. Семейное положение:
- не женат (не замужем) - 8 баллов;
- состоит в браке - 14 баллов;
11. Способ найма жилища.
- не имеющий жилища - 0 баллов;
- имеющий жилище по найму - 5 баллов;
- жилье в собственности - 10 баллов.
12. Количество иждивенцев:
- нет - 10 баллов;
- 1 - 7 баллов;
- 2 - 5 баллов;
- 3 - 2 баллов;
- 4 и более - 0 баллов.
После окончательного
подсчета полученных баллов будет приниматься
окончательное решение о
В случае если клиент набирает от 61 до 80 баллов для принятия решения о выдаче необходимо проконсультироваться с вышестоящим менеджером отдела. Если претендент на получение потребительского кредита не набирает 60 баллов, ему отказывают.
В целях поддержания эффективности данной системы оценки необходимо проводить систематическую проверку модели для корректировки шкалы оценок, в случае появления неблагополучных ссуд, разрешение на выдачу которых было получено в результате данной проверки.
Данный метод
также позволяет банку
Развиваясь в соответствии с изменяющейся экономической сферой, современное российское банковское законодательство обладает особой спецификой, состоящей в том, что его элементы либо устаревают, либо отстают от процессов, происходящих в банковской сфере. По этой причине во многие законодательные и нормативные акты вносится множество поправок и дополнений, исходя из действующих экономических, политических и социальных условий. Исследование показало, что постепенно ликвидируются пробелы и перекосы в банковском законодательстве, нормативные акты банковской деятельности приближаются к международным стандартам.
В понятии «регулирование банковской деятельности» выделена совокупность нормотворческой, разрешительной функций и функции регулирования с помощью экономических нормативов. Все указанные функции определяются в качестве методов управленческой деятельности
Банка России, применяемых в процессе обеспечения государственного банковского регулирования.
В условиях стратегического курса на экономический рост в стране банковская система все больше операций проводит с реальным сектором, что делает задачу регулирования, контроля за рисками, повышения рентабельности банков и качества их актива все более актуальной.
Целесообразным представляется задействовать зарубежный опыт применения рейтинговых систем устойчивости коммерческих банков, а также принципов контроля, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.
Акцентировано
внимание на процессуальных нормах банковского
права. Именно здесь, имеется значительный
резерв правотворческой
В настоящее время банковская деятельность в значительной степени должна быть переориентирована на ускорнием экономического роста. Наблюдаемый рост числа банков, обслуживающих экспортеров, связан в основном с экспортом угле-водородного сырья по высоким мировым ценам. Это привело к тому, что Экспортно ориентированная направленность не может рассматриваться как стабильный и постоянно действующий фактор экономического роста. Источником финансирования инвестиционной деятельности должны выступать собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные ресурсы инвестора, привлеченные и заемные средства, в том числе кредиты. От этого зависит функционирование банковской системы в рамках единого экономического пространства, как того требует Конституция РФ. В этой связи заслуживает более пристального внимания формирование инвестиционно-банковских структур, в том числе Банка развития, формирование механизмов привлечения ресурсов с рынка капиталов, что является более гибким инструментом, чем коммерческое кредитование.
Однако не все конституционные положения в достаточной мере учитываются в практике функционирования кредитных организаций. Имеется разрыв между стратегическими задачами, установленными Конституцией, и конкретным механизмом правового регулирования банковской деятельности.
В качестве предложения в работе высказана необходимость выработки концепции, в которой основной целью правового регулирования банковской деятельности является обеспечение рационального управления банковской системой. В названной цели выявлены две взаимообусловленных и взаимодополняющих составляющих: с юридической точки зрения - надежность банков и иных финансовых институтов, осуществляющих банковскую деятельность, с экономической - обеспечение стабильности банковской системы государства.
1 Каурова Н.Н. Рынок розничных продуктов: тенденции, перспективы, риски. //Методический журнал «Банковский ритейл». 2007 - c. 28
2 Банковское дело: современные системы кредитования: Учебное пособие / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2006. – с. 16
3 Алексеев А.А. Проблемы правового регулирования банковского кредитования потребителей. //Предпринимательское право. 2007 – c. 24
4 Компанеец, Е.С. Применение законодательства о кредитовании и расчетах. - М.: Изд-во БЕК, 2007. – с. 320
5 Банковское дело: Учеб./под ред. О.И.Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2005. - с. 274
6 Гоманова Т.К. кредитный рынок как фактор регионального развития // Деньги и кредит – 2009. – с. 111
7 Кредитный рынок как фактор регионального развития / Т. К. Гоманова // Деньги и кредит : Теоретический научно - практический журнал: пер. с англ. / гл. ред.В.С. Палевич.– 2009.– N1.– С.60-63.
8 Миллер Р.Л. Современные деньги и банковское дело. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 77 с.
9 Епишенков, С.В.. Заем и кредит как самостоятельные институты гражданского права России // "Банкир" - 2007. - №1. - С. 5-10
10 Миллер Р.Л. Современные деньги и банковское дело. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 77 с.
11 Компанеец, Е.С. Применение законодательства о кредитовании и расчетах. - М.: Изд-во БЕК, 2007. - с. 321
12 Миллер Р.Л. Современные деньги и банковское дело. - М.: ИНФРА-М, 2006. - с. 81
13 Шохин С. О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 1999. – с. 130
14 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года - ст. 820
15 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года - ст. 819
16 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года - ст.329
17 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года – ст. 811
18 Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. 27.07.2006 года, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2006 года). – ст. 5
19 О банках и банковской деятельности : Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 (с изменениями от 29.12.2006 г.) – с. 103-111
20 Банковское дело: Учеб./под ред. О.И.Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 85
21 О центральном банке :Федеральный Закон от 10.07 02 (с изменениями от 29.12.06) – с. 34
22 Ильясов С.М. Методологические аспекты формирования кредитной политики банка // Деньги и кредит - 2009 - №6 - с. 24
23 Ильясов С.М. Методологические аспекты формирования кредитной политики банка // Деньги и кредит - 2009 - №6 - с.98
24 Братко А.Г. Банковское право (Теория и практика). М.: «ПРИОР»,2000. – с. 66
25 Тедеев, А.А. Финансовое право: учеб. - М.: Изд-во "Эксмо", 2006. – с. 109
26 Епишенков, С.В.. Заем и кредит как самостоятельные институты гражданского права России // "Банкир" - 2007. - №1 - с. 118