Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 07:54, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследовать особенности договора о передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее – авторский договор), отдельные виды подобных договоров, особенности его заключения, исполнения и расторжения.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
1. рассмотреть юридическую природу и классификацию авторских договоров, в том числе договоры о передаче исключительных и неисключительных прав, договоры заказа и договоры на готовое произведение; исследовать предмет авторского договора и его условия;
2. проанализировать форму авторского договора и порядок его заключения, срок действия договора, рассмотреть содержание авторского договора, в том числе размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения, исполнение обязанностей по авторскому договору автором и пользователем;
3. подчеркнуть особенности гражданско-правовой ответственности сторон по авторскому договору;
4. проанализировать основания, порядок и последствия прекращения договора;
5. рассмотреть особенности отдельных видов авторских договоров, в т.ч. лицензионные договоры и их виды;
6. исследовать основы защиты и охраны прав автора; исследовать правонарушения в сфере авторских прав;
7. в заключение подвести итоги по проделанной работе, выработать рекомендации и варианты решения выявленных проблемных аспектов.

Содержание работы

Введение
Глава I:
Теоретические основы правового положения авторских договоров в РФ.
§1.Понятие и сущность, признаки авторских договоров.
§2.Источники, регулирующие авторские договора в РФ.
§3.Субъектный состав правоотношений, возникающих при реализации авторских договоров.
Глава II:
§1.Передача исключительных и неисключительных прав автору на произведение.
§2. Порядок заключения, изменения и расторжения авторских договоров.
§3.Особенности лицензионных договоров и их виды.
Глава III:
Ответственность сторон по авторским договорам.
§3. Государственное регулирование в сфере интеллектуальной собственности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом_Галя_v3_введ_закл..docx

— 132.72 Кб (Скачать файл)

А.А. Рябов8 отмечает новеллу, введенную п. 2 ст. 1265 ГК РФ: в случае опубликования произведения анонимно или под псевдонимом издатель, который указан на экземпляре произведения, если не доказано иное, считается представителем автора, защищающим его права и обеспечивающим их реализацию.

Обнародование произведения является одним из ключевых аспектов реализации автором своих прав. Данное действие осуществляется исключительно с согласия автора. В результате обнародования произведение становится доступным для всеобщего ознакомления посредством его опубликования (если это литературное произведение), публичного показа (фильмы, картины), публичного исполнения (музыкальные произведения), передачи в эфир либо использование других способов, чтобы произведение стало доступным изначально неопределенному кругу лиц.

Особо следует отметить, что данный шаг существенно увеличивает вероятность нарушения прав автора со стороны третьих лиц, например использование произведения или его части в коммерческих целях без уведомления непосредственного автора произведения, либо незаконное воспроизведение всего или части произведения опять же без согласия автора.

Обнародование может осуществляться как лично автором, так и с его согласия и по его поручению третьими лицами.

Неотъемлемой частью права на обнародование является право автора на отказ от обнародования (т.е. отзыв), что прекращает правовой режим обнародованного произведения.

Законодатель предоставляет автору право осуществить отзыв в любой момент после того, как произведение было обнародовано.

Часть 2 ст. 1269 ГК РФ устанавливает перечень произведений, в отношении которых авторы не имеют право на отзыв: это программы для ЭВМ, служебные произведения, а также произведения, вошедшие в сложный объект.

Также важным аспектом в правовом регулировании представляется положение статьи 1268 ГК РФ, предоставляющее автору право запретить обнародование после своей смерти.

При этом следует отметить, что законодатель не установил конкретной формы для запрета на обнародование. Таким образом, из смысла статьи следует, что запрет может быть выражен в любой форме, причем не обязательно публично.

В Гражданском кодексе не содержится никаких исключений, касающихся отдельных, особо значимых для государства, общества и мирового сообщества в целом произведений, что представляется несколько нецелесообразным, т.к. научные исследования, например, могут внести значительный вклад в развитие техники, медицины, общественной безопасности и других отраслей.

 

Праву на неприкосновенность произведения посвящена статья 1266 ГК РФ. Данное право предусматривает запрет без согласия автора на внесение в его произведение «изменений, сокращений, дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями».

Также данная статья предусматривает возможность защиты чести, достоинства и деловой репутации автора, которым причинен ущерб в результате нарушения права на неприкосновенность произведения. Статья является отсылочной, из чего можно сделать вывод об общем порядке защиты таких личных неимущественных прав, как честь, достоинство и деловая репутация9.

 

Вторую группу прав составляют имущественные права автора, в частности исключительное право.

Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом.

Содержание права использовать произведение включает в себя право автора разрешать или запрещать использование произведения по своему усмотрению. При этом особое внимание следует обратить на то, что отсутствие прямого запрета автора произведения на его использование не является согласием на его использование10.

Виды использования произведений указаны в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. К ним относятся:

1) воспроизведение  произведения, то есть изготовление  одного и более экземпляра  произведения или его части  в любой материальной форме, в  том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

2) распространение  произведения путем продажи или  иного отчуждения его оригинала  или экземпляров;

3) публичный  показ произведения, то есть любая  демонстрация оригинала или экземпляра  произведения непосредственно либо  на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра  или иных технических средств, а также демонстрация отдельных  кадров аудиовизуального произведения  без соблюдения их последовательности  непосредственно либо с помощью  технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует  значительное число лиц, не принадлежащих  к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт  оригинала или экземпляров произведения  в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра  произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения  в живом исполнении или с  помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических  средств), а также показ аудиовизуального  произведения (с сопровождением  или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного  посещения, или в месте, где присутствует  значительное число лиц, не принадлежащих  к обычному кругу семьи, независимо  от того, воспринимается произведение  в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение  в эфир, то есть сообщение произведения  для всеобщего сведения по  радио или телевидению, за исключением  сообщения по кабелю. При этом  под сообщением понимается любое  действие, посредством которого  произведение становится доступным  для слухового и (или) зрительного  восприятия независимо от его  фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение  по кабелю, то есть сообщение  произведения для всеобщего сведения  по радио или телевидению с  помощью кабеля, провода, оптического  волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов  признается сообщением по кабелю, если средства декодирования  предоставляются неограниченному  кругу лиц организацией кабельного  вещания или с ее согласия;

8.1) ретрансляция, то есть прием  и одновременное сообщение в  эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной  радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

9) перевод  или другая переработка произведения. При этом под переработкой  произведения понимается создание  производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки  и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного  или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до  всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить  доступ к произведению из любого  места и в любое время по  собственному выбору (доведение  до всеобщего сведения).

При этом законодатель постоянно корректирует данный перечень в соответствии с объективной реальностью и развитием технических возможностей по использованию произведения в той или иной форме.

Следует обратить внимание, что в ст. 1270 ГК РФ перечислены не все имущественные права авторов. В частности, к таким правам можно отнести право автора на получение вознаграждения за использование произведения и право следования.

Право следования, согласно ст. 1293 ГК – это особое право автора на получение вознаграждения при каждой публичной перепродаже оригинала произведения первым и последующим приобретателями.

Особым правом можно считать право на получение вознаграждения при свободном использовании произведения, установленное для отдельных категорий авторов, в частности авторов музыкальных произведений в случае их записи на фонограмму, авторам аудиовизуальных произведений.

Еще одним правом, которое можно отнести к иным авторским правам, является право доступа. Данное право регулируется ст. 1292 ГК РФ. Это право предоставляется авторам произведений изобразительного искусства и выражается в том, что автор имеет право требовать от любого собственника произведения предоставить ему возможность воспроизвести свое произведение. Аналогично реализуется право доступа у автора произведения архитектуры.

Далее представляется целесообразным изучить возможности авторов по распоряжению исключительным правом на основании заключаемых договоров.

До введения в действие части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации правовая регламентация вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью, авторскими и смежными правами, в том числе авторскими договорами, осуществлялась законом Российской Федерации от  09 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»11.

Именно там законодатель дал юридическое определение авторского договора и его условий.

Согласно части 1 статьи 33 Закона об авторском праве по авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.

 В  свою очередь, заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

Существенные условия авторского договора были предусмотрены статьей 31 Закона об авторском праве.

В частности, к ним относились следующие условия: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территория, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

Данный закон не следует окончательно списывать со счетов вследствие того, что много правоотношений, возникших до его отмены, продолжают действовать и в настоящее время. При этом принятая в 2006 году часть 4 Гражданского кодекса распространяет свое действие на правоотношения, возникшие  после вступления данного правового акта в действие.

Анализируя положения Закона об авторском праве, можно сделать вывод, что объектом авторского договора являлись исключительно имущественные права на произведение.

С принятием части 4  Гражданского кодекса Российской Федерации термин «авторский договор» был упразднен. Взамен были введены два новых понятия: «договор об отчуждении исключительного права» и «лицензионный договор».

В соответствии с частью 1 статьи 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Первым признаком, характеризующим договор, является его форма. Форма договора может быть письменной либо устной.

Согласно п. 2 ст. 1234 ГК РФ форма договора об отчуждении исключительного права – письменная. Несоблюдение данной формы влечет за собой недействительность договора.

Следующим признаком договора (согласно общей теории права) можно считать его реальность или консенсуальность.

Из определения договора следует, что он может быть как реальным, так и консенсуальным. Однако представляется, что данный договор является в большей степени консенсуальным, т.к. законодатель не требует строгого соблюдения формальностей, связанных с передачей права на использование произведения.

Информация о работе Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд