Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель исследования – определить основные аспекты правового регулирования рекламы в России.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие рекламы, изучить ее основные признаки и рассмотреть специфику её развития в России;
• проанализировать законодательный массив источников, в рамках которого происходит правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации.
• рассмотреть общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе в Российской Федерации;
• изучить меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 5
1.1 Источники правового регулирования рекламной деятельности 5
1.1 Понятие рекламы и общие требования к рекламе 8
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.1 Специальные требования к отдельным видам рекламы 12
2.2 Особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения 15
2.3 Специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг 21
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ 28
3.1 Виды ненадлежащей рекламы 28
3.2 Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Государственное казённое образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра гражданского права и процесса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Гражданское право»
на тему «Правовое регулирование рекламной деятельности»
Выполнил: студент
3 курса
очного отделения юридического факультета,
группа 321
Ф.Ф.Багиян
Подпись
Научный руководитель:
А.В.Никитенко,
старший преподаватель
Подпись
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ИНСТИТУТА РЕКЛАМЫ В
1.1 Источники
правового регулирования
1.1 Понятие рекламы и общие требования к рекламе 8
2 ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ
2.1 Специальные требования к отдельным видам рекламы 12
2.2 Особенности
правового регулирования
2.3 Специальные
требования к рекламе
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ 28
3.1 Виды ненадлежащей рекламы 28
3.2 Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Нам с вами довелось жить в обществе XXI века, которое сформировалось в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим, техническим развитием и социальными изменениями; в обществе материального комфорта и изобилия материальных благ, характеризующимся их массовым потреблением и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Во многих источниках для описания такого явления используют политическую метафору – “потребительское общество”.
Важнейшим элементом такого общества является реклама. Ведь не так важно произвести товар, как важно его продать, навязать потребителю.
Происхождение слова «реклама», по мнению ученых, связано с латинским «reclamo», что в переводе означает «кричать», «выкрикивать». Слово «реклама» в общепринятом смысле начало употребляться относительно недавно — с середины XVII в. Произошло это в Англии, где с помощью данного термина книгопечатники извещали потребителей о предстоящих изданиях; позднее это стали делать и владельцы магазинов.
Процессы формирования нового гражданского общества не могли обойти стороной и нашу страну, где в течение последнего двадцатилетия происходили бурные изменения правовой и экономической системы государства. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила свободу предпринимательской деятельности, правовые основы которой закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Неудивительно, что неотъемлемой частью рыночных отношений стала именно реклама, которая является важнейшим способом продвижения на рынке товаров, работ и услуг от изготовителя (продавца) к потребителю.
Выбор темы курсовой работы
обусловлен актуальностью проблемы
правового регулирования
Бесспорно то, что на фоне
динамичного развития рекламного рынка
становится все более очевидной
необходимость дальнейшего
Объектом исследования выступает
рекламная деятельность в России.
Предмет исследования - правовое регулирование
рекламы. Цель исследования – определить
основные аспекты правового
Задачи исследования:
Структура курсовой работы
представлена введением, тремя главами,
заключением и списком
Первый рекламный бум в России произошел в период перестройки. Единственным законом, регулирующим рекламную деятельность на тот момент, был закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – закон о конкуренции), который ввел запрет недобросовестной рекламы (как одной из форм недобросовестной конкуренции в виде распространения дискредитирующей информации о конкуренте и его продукции)1.
Специфика рекламной деятельности уже в начале 90-х годов со всей очевидностью показала чрезмерную обобщенность и явную недостаточность норм о недобросовестной конкуренции. Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с указа Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»2, а для защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред, в июле 1995 года был принят федеральный закон «О рекламе»3. Этот закон регулировал особые правоотношения субъектов рекламной деятельности с целью обеспечения сбалансированности их интересов с интересами государства, общества и отдельных потребителей.
С одной стороны, принятое рекламное законодательство должно было восполнить пробелы в существовавших уже в законе о конкуренции механизмах противодействия недобросовестной конкуренции. С другой - упорядочить те сферы рекламной деятельности, которые не могут быть урегулированы непосредственно в конкурентном законе и требуют специального регулирования в рамках рекламного законодательства.
В результате более чем десятилетнего действия закона «О рекламе» 1995 года довольно прочно устоялась практика его применения. Но нерешенными оставалось множество проблем рекламного законодательства, что неоднократно обсуждалось в литературе. Их число, а также характер обусловили необходимость обновления рекламного законодательства, поскольку оно позволяет рекламным отношениям развиваться только до определенного предела.
С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон)4. Его принятия ожидали не только участники рекламной деятельности, правоприменители, но и научная общественность.
В настоящее время закон «О рекламе» занимает одно из центральных мест в системе правового регулирования конкуренции и монополии и в целом рыночных отношений. Целями данного Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В системе правового
Помимо Закона о рекламе важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы в настоящее время, являются: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ)5; Гражданский кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»6; Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»7; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»8; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом цен, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе»9.
Необходимо также сделать
акцент на таком значительном акте
как Российский рекламный кодекс
Рекламного Совета России, принятый в
2000 году и представляющий собой новую
редакцию Свода обычаев и правил
делового оборота рекламы на территории
России 1997 года. Данный документ содержит
правила саморегулирования
Своим происхождением слово «реклама» обязано латинскому reclamare, что означает «громко кричать». Чаще всего под рекламой понимают информацию о товарах, работах, услугах, идеях, организациях.
В научной, учебной, публицистической литературе можно встретить разные определения понятия «реклама». Особо следует обратить внимание на характер экономических и юридических определений, поскольку в их основе лежат различные по важности и целесообразности характеристики рекламы. Г.А. Свердлык и В.Л. Нечуй-Ветер, например, считают, что под рекламой следует понимать «...предложение, содержащее сведения о товарах и (или) услугах и (или) их производителях (услугодателях)...»10.
Данное определение отражает,
прежде всего, экономическую сторону
содержания понятия «реклама» и
не подходит для ее определения на
законодательном уровне. Главным
отличительным признаком
Действующий закон о рекламе в статье 3 дает следующее определение понятия: «реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»11.
Определение любого понятия, как правило, содержит его основные признаки. Поскольку реклама является понятием многогранным, можно выделить, экономические и юридические признаки рекламы.
К экономическим признакам рекламы относятся: платный характер рекламы; неличный характер рекламы; информационное содержание рекламы; раскрытие в рекламе ее заказчика; особый характер информационного воздействия (побуждающий, убеждающий).
Юридические признаки рекламы: содержание информации (о товарах, работах, услугах, их изготовителях или продавцах, средствах индивидуализации, результатах интеллектуальной деятельности, мероприятиях); распространение информации любым способом, в любой форме, с использованием любых средств; направленность на неопределенный круг лиц; цель распространения информации – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, его продвижение на рынке12.
Общие требования к рекламе - требования, которые обращены к любой рекламе, независимо от вида товара, от вида рекламируемой деятельности или иных критериев.
Общие требования к рекламе: распознаваемость рекламы, распространение на русском языке, наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию, наличие пометки «подлежит обязательной сертификации» при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, добросовестность, достоверность, этичность рекламы.
Распознаваемость рекламы - информация воспринимается именно как реклама независимо от формы, способа ее распространения и независимо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей. Законом о рекламе установлено правило об обязательном предварительном уведомлении о том, что предлагаемая информация носит рекламный характер. Один из вариантов такого сообщения - пометка «на правах рекламы».
Рекламная продукция должна распространяться на русском языке. Исключение составляют случаи, когда радио- и телевещание, распространение печатных изданий ведутся исключительно на государственных языках республик, родных языках народов России и иностранных языках.
Если деятельность подлежит лицензированию, рекламодатель должен указать в рекламной информации номер лицензии и наименование органа, ее выдавшего.
При рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, обязательной является пометка «подлежит обязательной сертификации». В Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 указаны товары, подлежащие обязательной сертификации, например, мясо, чай, кофе, пряности, сахар13.
Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности