Правовое регулирование рекламной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить основные аспекты правового регулирования рекламы в России.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие рекламы, изучить ее основные признаки и рассмотреть специфику её развития в России;
• проанализировать законодательный массив источников, в рамках которого происходит правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации.
• рассмотреть общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе в Российской Федерации;
• изучить меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 5
1.1 Источники правового регулирования рекламной деятельности 5
1.1 Понятие рекламы и общие требования к рекламе 8
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.1 Специальные требования к отдельным видам рекламы 12
2.2 Особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения 15
2.3 Специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг 21
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ 28
3.1 Виды ненадлежащей рекламы 28
3.2 Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

ГП курсач.docx

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Наружная реклама не должна: вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным; ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или  эксплуатации транспортного средства; иметь сходство (по внешнему виду, изображению  или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного  движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление  нахождения на дороге транспортного  средства, пешехода или какого-либо объекта; издавать звуки, которые могут  быть услышаны в пределах автомобильной  дороги лицами с нормальным слухом20.

Закон о рекламе в статье 20 устанавливает требования к размещению рекламы на транспортных средствах:

  • запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций;
  • запрет на создание угрозы безопасности движения, в том числе ограничение обзора управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения;
  • соответствие иным требованиям технических регламентов;
  • запрет на распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств и др.

Правила данной статьи распространяются только на рекламу, размещаемую снаружи  транспортных средств. Реклама внутри транспортных средств не имеет специального правового регулирования.

Регулирование рекламы на транспортных средствах является сферой федерального ведения, поэтому органы власти субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления не вправе принимать свои правила, касающиеся рекламы на транспортных средствах.

 

 

 

 

2.3 Специальные требования  к рекламе отдельных товаров  и услуг

 

На законодательном уровне четко определены требования к рекламе  некоторых товаров и услуг, например алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, лекарственных  средств и др.

Алкогольной считается пищевая  продукция, которая произведена  с использованием этилового спирта, полученного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Реклама алкогольной продукции  существенно ограничена действующим законом (статья 21)21, причем ограничивается реклама не только собственно алкогольной продукции, но и товарных знаков, ассоциирующихся с алкоголем, а также производителей и продавцов соответствующей продукции.

Большинство установленных  норм является запрещающими. По содержанию реклама алкогольной продукции  не должна:

  • содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
  • осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;
  • содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека;
  • содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;
  • обращаться к несовершеннолетним;
  • использовать образы несовершеннолетних.

Кроме того, рекламу алкогольной  продукции в каждом случае необходимо сопровождать предупреждением о  вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10 процентов  рекламной площади.

Такую рекламу запрещено  размещать:

  • на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
  • в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио– и видеопродукции;
  • в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
  • на всех видах транспортных средств общего пользования;
  • с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
  • в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
  • в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе 100 м от таких сооружений.

Проведение рекламных  акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается  только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной  продукции. При этом к участию  в раздаче образцов алкогольной  продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также предлагать им такие образцы.

Практика применения статьи Закона о рекламе, ограничивающей рекламу  алкоголя, показывает, что производители  алкогольной продукции готовы идти на хитрости, платить штрафы, которые  в 2006 году были увеличены в 10 раз в целях продвижения своей продукции. Ужесточение ответственности и требований законодательства не всегда способствует в такой ситуации достижению наилучшего результата. Реклама алкоголя по-прежнему агрессивно нацелена на потребителя под видом рекламы конфет, воды, коктейлей, конкурсов.

Ограничения на рекламу пива введены в 2004 году22. Они были связаны с агрессивной рекламой пива на телевидении, которая стала все шире распространяться с запретом рекламы алкогольной продукции (пиво по российскому законодательству не считается алкогольной продукцией).

Реклама пива не должна:

  • содержать утверждение о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
  • осуждать воздержание от употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
  • содержать утверждение о том, что пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безвредны или полезны для здоровья;
  • содержать упоминание о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, является способом утоления жажды;
  • обращаться к несовершеннолетним;
  • использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Реклама пива в каждом случае должна сопровождаться предупреждением  о вреде чрезмерного потребления  пива и напитков, изготавливаемых  на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность  такого предупреждения должна составлять не менее трех секунд, в рекламе, распространяемой в телепрограммах – не менее пяти секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее 7 процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее 10 процентов рекламной площади.

Реклама пива не должна размещаться:

  • в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени;
  • в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио– и телепередачах, аудио– и видеопродукции;
  • при кино- и видеообслуживании с 7 до 20 часов местного времени;
  • на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
  • в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, охраны здоровья;
  • в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
  • в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе 100 м от таких сооружений.

Проведение рекламных  акций, сопровождающихся раздачей образцов пива, допускается только в организациях или местах, в которых разрешается  розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе. При  проведении таких рекламных акций  запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в раздаче образцов и предлагать им такие образцы.

Реклама табака, табачных изделий  и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна: содержать  утверждение о том, что курение  имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического  или эмоционального состояния; осуждать воздержание от курения; использовать образы несовершеннолетних;

Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, которое должно занимать не менее 10 процентов рекламного пространства.

Реклама табака, табачных изделий  и курительных принадлежностей  не должна размещаться: в теле– и  радиопрограммах, при кино– и  видеообслуживании; в предназначенных  для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио– и видеопродукции; на первой и последней полосах газет, а  также на первой и последней страницах  и обложках журналов; на всех видах  транспортных средств общего пользования; в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях  и на расстоянии ближе 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе 100 м от таких сооружений.

Закон о рекламе 2006 года существенно  дополнил и детализировал требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (статья 24)23.

Реклама лекарственных средств  не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения лекарственного средства;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и эффективность средства гарантированы его естественным происхождением.

Реклама лекарственных средств  в формах и дозировках, отпускаемых  по рецепту, методов лечения, а также  изделий медицинского назначения и  медицинской техники, для использования  которых требуется специальная  подготовка, не допускается иначе  как в местах проведения медицинских  или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий  и в предназначенных для медицинских  и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Проведение рекламных  акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

Лекарственные средства, изделия  медицинского назначения и медицинской  техники подлежат обязательной государственной  регистрации на территории Российской Федерации, следовательно, без регистрации  реклама таких объектов не допускается.

Таким образом, нерешенным остается множество вопросов. Необходимость  издания федерального документа, регламентирующего  требования к отдельным видов  рекламы, не вызывает сомнений.

 

 

3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

 

3.1 Виды ненадлежащей рекламы

 

Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Законе приведен не исчерпывающий перечень видов  ненадлежащей рекламы и ее признаки.

Недобросовестная реклама  – это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит  честь, достоинство, деловую репутацию  конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком  у них опыта, знаний и т. п.

Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности