Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель исследования – определить основные аспекты правового регулирования рекламы в России.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие рекламы, изучить ее основные признаки и рассмотреть специфику её развития в России;
• проанализировать законодательный массив источников, в рамках которого происходит правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации.
• рассмотреть общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе в Российской Федерации;
• изучить меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 5
1.1 Источники правового регулирования рекламной деятельности 5
1.1 Понятие рекламы и общие требования к рекламе 8
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.1 Специальные требования к отдельным видам рекламы 12
2.2 Особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения 15
2.3 Специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг 21
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ 28
3.1 Виды ненадлежащей рекламы 28
3.2 Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Закон запрещает распространение недобросовестной рекламной продукции - рекламы, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения товара с другими аналогичными товарами; содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара.
Любая реклама должна быть достоверной. Не допускается недостоверная реклама.
Этичность рекламы является
также общим требованием, предъявляемым
к рекламной продукции. Запрещается
распространение неэтичной
Таким образом, реклама является информацией, направленной на привлечение внимания к товару, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Выделяют общие и специальные признаки рекламы. Предпринятую попытку реформирования рекламного законодательства нельзя признать неудачной, ведь в законотворческой практике не может быть примеров создания идеального нормативно-правового акта, устраивающего представителей всех слоев общества.
Специальные требования к
отдельным видам рекламы
Отличительная черта политической рекламы - направленность на привлечение внимания к политическому субъекту, формирование или поддержание интереса и его продвижение на различных уровнях власти.
Законодательством подробно
регулируется такой вид политической
рекламы как предвыборная агитация,
устанавливаются общие и
К общим правилам проведения предвыборной агитации, например, относятся: запрет на привлечение к агитации лиц моложе 18 лет; запрет проведения агитации органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими; представителям средств массовой информации; запрет агитации в день выборов и в предшествующий день и др.
Специальные правила проведения агитации на телевидении и радио заключаются в следующем: предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию; общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням; не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено для проведения дискуссий, «круглых столов» и иных агитационных мероприятий; запрещается «перекрывать» передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм и др.
Оплата коммерческой рекламы с использованием фамилии или изображения кандидата, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств избирательного фонда.
Другой вид рекламы - социальная
реклама , особенностью которой является
направленность на достижение благотворительных
и иных общественно полезных целей
и обеспечение интересов
От иных видов социальную рекламу отличают цели распространения – благотворительность, обеспечение интересов государства, достижение иных общественно полезных целей.
Признаки социальной рекламы: рекламодателями могут быть органы власти, физические и юридические лица; специфические цели; недопустимо упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах власти и спонсорах.
В целях стимулирования распространения социальной рекламы законом установлена обязательность заключения договора на распространение такой рекламы для рекламораспространителей в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы.
Объем установленных законом
правил для социальной рекламы невелик.
При значительном количестве конкурсов,
выставок, эффективном использовании
социальной рекламы в отдельных
сферах государственной и общественной
жизни в целом в России пока
ощущается недостаток координации,
системности деятельности в этой
сфере. Отсутствует орган, определяющий
тематику, оценивающий целесообразность
и эффективность социальной рекламы.
Программы распространения
На законодательном уровне также поставлена задача защиты несовершеннолетних от отрицательного влияния рекламы и решается она с помощью установления специальных требований к рекламе в целях защиты несовершеннолетних.
В рекламе, согласно статье
6 Закона о рекламе, не допускаются:
дискредитация родителей и
Практика деятельности контролирующих
органов в сфере рекламы
Самым распространенным нарушением
требований Закона «О рекламе» является
текстовое, визуальное или звуковое
использование образов
В зависимости от способа
распространения реклама
Правовое регулирование рекламы в телепрограммах и телепередачах направлено, с одной стороны, на защиту телезрителя от чрезмерного количества рекламы, а с другой – на обеспечение интересов телекомпаний, для которых доходы от рекламы - важнейшее условие функционирования17.
Действующий Закон выделяет два способа телерекламы: прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой – остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы и совмещение рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы.
К общим правилам распространения рекламы на телевидении можно отнести следующие: совокупная продолжительность любой рекламы в телепрограмме не может превышать 15% времени вещания в течение часа; не допускается прерывание рекламой и совмещение с рекламой религиозных телепередач и любых других телепередач продолжительностью менее 15 минут; не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
Для рекламы способом прерывания телепрограммы или телепередачи установлены следующие правила:
1) прерывание телепередачи или телепрограммы рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;
2) не допускается прерывать рекламой трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдуме;
3) при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи18.
Для рекламы, распространяемой
способом наложения на кадр транслируемой
телепрограммы, установлены следующие
запреты: реклама не должна занимать
более чем 7% площади кадра
и накладываться на субтитры и
надписи разъясняющего
Специальные правила телерекламы
в детских и образовательных
передачах сводятся к установлению
объема рекламы в зависимости
от продолжительности
Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования может прерываться рекламой, в том числе спонсорской, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок; трансляция спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой так, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о соревновании. Общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20% фактического времени трансляции.
Продолжительность каждого прерывания иных телепередач, в том числе художественных фильмов, рекламой не должна превышать четыре минуты.
Все перечисленные правила не распространяются на размещаемую в кадре информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу, логотип телепрограммы и информацию о телепрограмме.
Правовое регулирование радиорекламы во многом совпадает с правовым регулированием рекламы на телевидении. На радио возможно распространение рекламы одним способом – это прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой.
Прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания передачи спонсорской рекламой.
В радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать 20% времени вещания в течение суток.
Не допускается прерывать
рекламой религиозные радиопередачи
и радиопередачи
Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской, трансляцию агитационных материалов.
Не допускается распространять рекламу в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
Реклама в детских и
образовательных радиопередачах может
распространяться непосредственно
в начале и перед окончанием радиопередачи,
а ее разрешенная продолжительность
зависит от продолжительности
Периодическим печатным изданием в соответствии с законодательством является газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Иные печатные издания не являются периодическими, и специальные требования к рекламе в них законом не установлены.
К рекламе в периодических печатных изданиях установлены два общих требования:
1) размещение рекламы должно сопровождаться пометками «реклама» или «на правах рекламы» (до вступления в силу нового закона рекламные материалы могли обозначаться различно: «бизнес-пресс», «это интересно», «советы доктора» и другими вводящими потребителя в заблуждение и заголовками, а на последней странице газеты мелким шрифтом указывалось, что такие сообщения являются рекламой);
2) объем рекламы в неспециализированных изданиях должен составлять не более 40 процентов объема одного номера периодических печатных изданий.
Развитие современных информационных и цифровых технологий предоставило рекламодателям и рекламораспространителям новые средства для доведения своей рекламы до потребителей: телефонную (мобильную), электронную почту, Интернет. Однако законодательство долгое время отставало от развития технологий, и до принятия закона 2006 года такая реклама практически не ограничивалась. В Законе о рекламе (статья 18) установлены следующие общие требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи:
1) распространение рекламы допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы;
2) не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора или набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание, автоматическая рассылка)19.
К сожалению, в законе отсутствует
подробное регулирование
Еще одним видом рекламы
является наружная реклама. Согласно закону,
к ней относится реклама, распространяемая
с использованием щитов, стендов, строительных
сеток, перетяжек, электронных табло,
воздушных шаров, аэростатов и иных
технических средств
Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности