Правовые аспекты обязательного страхования транспортных средств в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы-исследовать сущность и этапы развития системы страхования автотранспортных средств в Республике Казахстан.
Задачами курсовой работы являются:
-изучение сущности транспортного страхования как крупнейшей отрасли страхового предпринимательства в Республике Казахстан;
-анализ этапов развития отрасли автострахования в Казахстане;
-исследование условий добровольного и обязательного автострахования, а также условий страхования автогрузов;
-изучение зарубежного опыта страхования автотранспортных средств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………….....4
1 Общие положения…..………………………………………………………………………….........................5
1.1 Отраслевая классификация страхования в Республике Казахстан……………………..………………...7
1.2 Характеристика видов транспортного страхования…………………………………………………........9
2. Страхование гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средств…...................11
2.1 Анализ развития отрасли автотранспортного страхования в Республике Казахстан………………....13
2.2 Условия добровольного страхования автотранспортных средств………….………………………......16
2.3 Условия страхования обязательной гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств…………………………………………………………………………………………………………..19
3. Участие Республики Казахстан в системе страхования «Зеленая карта»……………… ……………....21
Заключение…………………………………………………………………………………………………......23
Список использованной литературы………………………………………………………………………....25

Файлы: 1 файл

Правовые аспекты обязательного страхования транспортных средств в РК.docx

— 61.90 Кб (Скачать файл)

Отрасль «общее страхование» подразделяется по следующим  критериям:

1) по степени  обязательности - добровольное и  обязательное;

2) по объекту  страхования - личное и имущественное;

3) по основаниям  осуществления страховой выплаты  - накопительное и ненакопительное.

Рассмотрим  классификацию отрасли «общее страхование» по критерию степени обязательности:

 

1) Добровольное:

- страхование  от несчастного случая и болезней;

- медицинское  страхование;

- страхование  автомобильного транспорта;

- страхование  железнодорожного транспорта;

- страхование  воздушного транспорта;

- страхование  водного транспорта;

- страхование  грузов;

- страхование  имущества, за исключением вышеперечисленных  классов в пунктах 3 - 7 настоящего  перечня;

- страхование  предпринимательского риска;

 

2) Обязательное:

- страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев автомобильного транспорта;

- страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев железнодорожного транспорта;

- страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев воздушного транспорта;

- страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев водного транспорта;

- страхование  гражданско-правовой ответственности  перевозчика;

- страхование  гражданско-правовой ответственности  по договору;

- страхование  гражданско-правовой ответственности  за причинение вреда, за исключением  классов, указанных в подпунктах 3-7 настоящего перечня.

Обязательные  виды страхования в Казахстане охватывают достаточно широкий круг страхователей, в особенности обязательное страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев транспортных средств, и  соответственно доступность страховых  услуг должна быть обеспечена страховыми организациями. Из чего следует, что  данный вид страхования характеризуется  большими административными затратами (комиссионное вознаграждение страховым  агентам, создание филиальной сети, реклама, участие в базе данных и создание страхового омбудсмана).

По объекту  страхование может Цель имущественного страхования - возмещение ущерба. Принцип возмещения ущерба состоит в том, что страхователь после наступления страхового случая должен быть поставлен в такое же финансовое положение, в котором он находился непосредственно перед ним.

1) Страхование  от несчастного случая и болезней  представляет собой совокупность  видов личного страхования, предусматривающих  осуществление страховой выплаты  в фиксированной сумме либо  в размере частичной или полной  компенсации дополнительных расходов  застрахованного в случаях смерти, утраты (полной или частичной)  трудоспособности (общей или профессиональной) или иного причинения вреда  здоровью застрахованного в результате  несчастного случая или болезни.

2) Медицинское  страхование представляет собой  совокупность видов личного страхования,  предусматривающих осуществление  страховых выплат в размере  частичной или полной компенсации  расходов застрахованного, вызванных  его обращением в медицинские  учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского  страхования.

3) Страхование  средств транспорта представляет  собой совокупность видов страхования,  предусматривающих осуществление  страховых выплат в размере  частичной или полной компенсации  ущерба, нанесенного имущественным  интересам лица, связанным с владением,  пользованием, распоряжением средством  транспорта, вследствие его повреждения  или уничтожения, включая угон  или кражу.

4) Страхование  грузов представляет собой совокупность  видов страхования, предусматривающих  осуществление страховых выплат  в размере частичной или полной  компенсации ущерба, нанесенного  имущественным интересам лица, связанным  с владением, пользованием, распоряжением  грузом, вследствие его повреждения  или уничтожения, включая пропажу,  независимо от способа транспортировки  груза.

5) Страхование  имущества представляет собой  совокупность видов страхования,  предусматривающих осуществление  страховых выплат в размере  частичной или полной компенсации  ущерба, нанесенного имущественным  интересам лица, связанным с владением,  пользованием, распоряжением имуществом, вследствие его повреждения или  уничтожения.

6) Страхование  предпринимательского риска представляет  собой совокупность видов страхования,  предусматривающих осуществление  страховых выплат в случаях,  предусмотренных статьей 810 Гражданского  кодекса Республики Казахстан.

Одним из наиболее востребованных классов страхования  выступает страхование ответственности. Страхование ответственности, как  самостоятельная отрасль страхового дела, появилась с установлением  в законодательстве капиталистических  стран института общей гражданской  ответственности.

 классифицироваться  на Страхование ответственности для застрахованных означает:

- защиту  от возможных притязаний по  ответственности;

- перераспределение  убытков по виду страхования  ответственности между участниками-страхователями  страховой компании и минимизацию,  таким образом, собственных расходов;

- получение  юридической консультации профессионалов - юристов страховой компании  и покрытие судебных издержек .

В Республике Казахстан страхование гражданско-правовой ответственности представлено следующими видами:

- страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев средств транспорта  представляет собой совокупность  видов страхования, предусматривающих  осуществление страховых выплат  в размере частичной или полной  компенсации ущерба, нанесенного  имущественным интересам лица, связанным  с его обязанностью возместить  ущерб, нанесенный третьим лицам,  в связи с использованием им  транспортного средства.

- страхование  гражданско-правовой ответственности  перевозчика представляет собой  совокупность видов страхования,  предусматривающих осуществление  страховых выплат в размере  частичной или полной компенсации  ущерба, нанесенного имущественным  интересам лица, связанным с его  обязанностью возместить ущерб,  нанесенный третьим лицам, в  связи с использованием им  транспортного средства в качестве  перевозчика.

- страхование  гражданско-правовой ответственности  по договору представляет собой  совокупность видов страхования,  предусматривающих осуществление  страховых выплат в случаях,  предусмотренных статьей 812 Гражданского  кодекса Республики Казахстан.

- страхование  гражданско-правовой ответственности  за причинение вреда представляет  собой совокупность видов страхования,  предусматривающих осуществление  страховых выплат в случаях,  предусмотренных статьей 811 Гражданского  кодекса Республики Казахстан.

Деятельность  страховой организации на территории Республики Казахстан осуществляется на основании лицензии по отрасли  «страхование жизни» или лицензии по отрасли «общее страхование» в пределах соответствующих классов страхования, указанных в лицензии. Деятельность в отрасли «общее страхование» не может:

- совмещаться  с деятельностью в отрасли  «страхование жизни»;

- осуществляться  в форме накопительного страхования  .

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика видов транспортного  страхования

Транспортное  средство подвержено различным рискам и опасностям: оно может попасть  в аварию (катастрофу), его могут  угнать, повредить, уничтожить и т.д. Страхование транспортных средств  позволяет возместить ущерб от таких  убытков.

Страхование средств транспорта представляет собой  совокупность видов страхования, предусматривающих  осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного  имущественным интересам лица, связанным  с владением, пользованием, распоряжением  средств транспорта, вследствие его  повреждения или уничтожения, включая  угон или кражу.

Первый автомобиль был застрахован у Ллойда в 1901 году по полису морского страхования. Автомобили в это время были совершенно новым видом транспорта, и никаких  специальных полисов или условий  страхования тогда для них  еще не существовало. И морской  андеррайтер выписал обычный  морской страховой полис для  этого автомобиля на основании того, что это был корабль, но выполняющий  навигацию по суше.

В настоящее  время договоры страхования транспортных средств могут быть двух видов: договор  страхования имущества и договор  страхования гражданско-правовой ответственности. В первом случае страховая компания компенсирует ущерб от повреждения  или угона автомобиля, а во втором - ущерб, причиненный транспортным средством  страхователя.

Рассмотрим  более подробно оба вида страхования  транспорта.

1. Страхование  транспорта как имущества.

В европейской  практике существуют два вида страхования  транспорта: каско и карго. При  страховании на условиях каско (этот термин в переводе с испанского означает корпус судна или машины) объектом служит транспортное средство в комплектации завода-изготовителя. Страховая защита может быть распространена и на дополнительное оборудование, не входящее в заводской  комплект, например на телеаппаратуру, противоугонные средства, сигнализацию и т.д.

Страхование, предусматривающее страховую защиту только грузов, называется страхованием карго. Оно также относится к  транспортному страхованию. Страхование  грузов - один из наиболее древних и  широко распространенных видов страхования. Предмет транспортировки, перемещения  тем или иным видом транспорта принято называть грузом. С учетом специфических особенностей перевозимых  грузов их подразделяют по ряду признаков  на виды, группы грузов, одинаковых или  близких по своей природе (например, металлы и металлоизделия; нефть  и нефтепродукты), по способу перевозки  в той или иной форме (насыпные, наливные, штучные и др.), по назначению груза (продовольственные, промышленные товары и грузы иного назначения) или по скорости порчи, легкости разрушения. Страхование груза подразумевает  страховую защиту в процессе его  перемещения (перевозки) из одного пункта в другой, как правило, на всех стадиях  схемы перевозочного процесса.

Отечественные страховые компании обычно предлагают комбинированное страхование, когда  страхуется не только транспортное средство, но и ответственность автовладельца, дополнительное оборудование, багаж, находящийся  в транспортном средстве и прицепе (кроме антиквариата, драгоценных  металлов, документов, ценных бумаг  и т.п.), жизнь и здоровье водителя и пассажиров.

При страховании  багажа страховое покрытие не распространяется на антикварные и уникальные предметы, изделия из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и  поделочных (цветных) камней, предметы религиозного культа, коллекции, картины, рукописи, денежные знаки, ценные бумаги, документы и фотоснимки, а также  на предметы, не принадлежащие страхователю и членам его семьи, либо предназначенные  для продажи в связи с занятием предпринимательской деятельностью (если иное не оговорено в дополнительных условиях при заключении договора).

При страховании  водителя и пассажиров от несчастного  случая по желанию клиента страхуются или весь салон, или отдельные  посадочные места.

Страхователями  средств транспорта являются граждане Республики Казахстан, а так же постоянно  пребывающие у нас иностранцы и лица без гражданства. При этом при страховании мототранспортного  средства страхователь может достичь  шестнадцати летнего возраста, а  других видов транспорта восемнадцати летнего возраста. Транспортное средство должно принадлежать ему на праве  личной (собственности), либо взято  им в аренду (напрокат), либо получено через органы социального обеспечения  в установленном порядке (владелец), либо страхователь имеет от собственника (владельца) нотариально оформленную  доверенность на право пользования (распоряжения) данным транспортным средством (доверенное лицо).

Свой риск (имущественный интерес) могут застраховать одновременно все указанные выше лица, эксплуатирующие данное средство транспорта.

Страхование средств транспорта производится на случай наступления следующих неблагоприятных  событий: повреждения или уничтожения  объекта либо его частей в результате дорожно-транспортного происшествия (столкновения, опрокидывания, падения), взрыва, пожара, стихийного бедствия, затопления, выхода из строя водопроводной и  отопительной систем в гараже, провала  под лед, нападения животных, противоправных действий третьих лиц (хулиганство, хищение, угон), а также утраты транспортным средством товарного вида в результате указанных выше событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Правовые аспекты обязательного страхования транспортных средств в РК