Правовые аспекты обязательного страхования транспортных средств в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы-исследовать сущность и этапы развития системы страхования автотранспортных средств в Республике Казахстан.
Задачами курсовой работы являются:
-изучение сущности транспортного страхования как крупнейшей отрасли страхового предпринимательства в Республике Казахстан;
-анализ этапов развития отрасли автострахования в Казахстане;
-исследование условий добровольного и обязательного автострахования, а также условий страхования автогрузов;
-изучение зарубежного опыта страхования автотранспортных средств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………….....4
1 Общие положения…..………………………………………………………………………….........................5
1.1 Отраслевая классификация страхования в Республике Казахстан……………………..………………...7
1.2 Характеристика видов транспортного страхования…………………………………………………........9
2. Страхование гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средств…...................11
2.1 Анализ развития отрасли автотранспортного страхования в Республике Казахстан………………....13
2.2 Условия добровольного страхования автотранспортных средств………….………………………......16
2.3 Условия страхования обязательной гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств…………………………………………………………………………………………………………..19
3. Участие Республики Казахстан в системе страхования «Зеленая карта»……………… ……………....21
Заключение…………………………………………………………………………………………………......23
Список использованной литературы………………………………………………………………………....25

Файлы: 1 файл

Правовые аспекты обязательного страхования транспортных средств в РК.docx

— 61.90 Кб (Скачать файл)

- добровольное  страхование автомобильного транспорта  Автокаско;

- добровольное  страхование гражданско-правовой  ответственности владельцев транспортных  средств;

- программа  страхования «С?Т САПАР».

В приложении Б представлены основные условия  автострахования в страховой  компании АО «Казахинстрах».

Следующей анализируемой  компанией является АО Страховая  Компания «Лондон-Алматы» - дочерняя организация  АО «БТА-Банк». Дата государственной  регистрации: 20 ноября 1997 года. Основной вид деятельности: общее страхование

Система транспортного  страхования в компании «Лондон-Алматы»  представлена следующими видами услуг:

 

1. Для физических  лиц:

- Обязательное  страхование гражданско-правовой  ответственности владельцев автотранспортных  средств

- Добровольное  общее страхование движимого  имущества - «Шанырак»

- Страхование  автомобильного транспорта - «КАСКО»

- Страхование  автотранспорта - «КАСКО ДТП».

 

2. Для юридических  лиц:

- Обязательное  страхование гражданско-правовой  ответственности владельцев автотранспортных  средств

- Добровольное  страхование грузов

- Добровольное  страхование железнодорожного транспорта

- Добровольное  страхование гражданско-правовой  ответственности владельцев железнодорожного  транспорта

- Добровольное  страхование воздушного транспорта

- Добровольное  страхование гражданско-правовой  ответственности владельцев воздушного  транспорта

- Добровольное  страхование водного транспорта

- Добровольное  страхование гражданско-правовой  ответственности владельцев водного  транспорта

- Добровольное  страхование автомобильного транспорта - «КАСКО»

- Добровольное  страхование автотранспорта - «КАСКО  ДТП».

 

 

 

 

 

2.3 Условия страхования обязательной  гражданско-правовой ответственности  владельцев транспортных средств

Эксплуатация  транспортных средств чревата не только возможностью ущерба жизни и  здоровью лица, осуществляющего управление транспортным средством, не только ущербом  или потерей своего собственного транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или иных негативных событий, но и  причинением вреда случайным  другим лицам: пешеходам, водителям  и пассажирам других транспортных средств, частным или государственным  предприятиям и т.д.

Этих «случайных других лиц» в страховании называют «третьими», т. к. первыми и вторыми  лицами являются страхователь и страховщик. Таким образом, «третьи лица» - это  все остальные лица, не являющиеся стороной по договору страхования.

Системы обязательной гражданско-правовой ответственности  владельцев транспортных средств в  разных странах вводились в разное время, по-разному развивались и  в разные периоды. Обязательное страхование  гражданской ответственности владельцев транспортных средств впервые появилось  в Норвегии (1913 г.). До начала Второй мировой войны обязательное страхование  ввели ряд стран Западной Европы и штатов США. В частности, Дания (1919), Массачусетс (1927), Швеции (1929), Великобритания (1930), Швейцария (1933). Во второй половине ХХ в. обязательное автострахование  действовало уже во всех развитых и многих развивающихся странах.

В соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также  вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Полный объем возмещения может представлять собой весьма значительную сумму. Ведь сюда кроме компенсации за прямой материальный ущерб входит и возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан. А это означает, что возмещению подлежит и утраченный потерпевшим  доход, который он имел или мог  бы иметь, расходы на лечение, дополнительное питание, уход, и другие расходы. Более  того, владельцы источника повышенной опасности (а к таковым законодательство относит и транспортные средства) обязаны возместить вред, причиненный  этим источником (автотранспортным средством) независимо от своей вины и вины пострадавшего, если не докажут, что  этот вред возник вследствие непреодолимой  силы или умысла потерпевшего. В  случае если виновником ДТП признан  пострадавший, то все равно ему  производятся выплаты, возмещающие  его ущерб, но они могут в этом случае быть уменьшены судом. И лишь в том случае, если ДТП произошло  в результате умышленных действий пострадавшего, ему может быть судом отказано в возмещении ущерба. Таким образом, исходя из изложенного, у владельцев транспортных средств существует объективная  необходимость застраховаться от этих неприятностей, т. к. материальный ущерб  третьих лиц может во много  раз превысить убытки лица, допустившего такое происшествие.

Если для  обеспечения гарантии компенсации  ущерба своему здоровью существует, например, личное страхование от несчастных случаев, для обеспечения гарантии компенсации  ущерба своему транспортному средству - существует страхование транспортных средств, то для случая компенсации  ущерба третьим лицам существует страхование гражданской ответственности  владельцев автотранспортных средств.

Суть данного  вида страхования заключается в  том, что страховая компания берет  на себя обязательства перед страхователем (владельцем транспортного средства) возмещать вместо него суммы третьим  лицам, которые владелец транспортного  средства оплатил или должен уплатить им в силу своей ответственности  перед ними в соответствии с гражданским  законодательством.

Согласно  статье 18 Закона Республики Казахстан  от 4 июля 2003 года №476-II «Об автомобильном  транспорте» (с изменениями и  дополнениями по состоянию на 21.07.2007 г.), эксплуатация автотранспортных средств  на территории Республики Казахстан  допускается только при условии  обязательного страхования гражданско-правовой ответственности их владельцев /14/.

Как уже было отмечено выше, 01.07.03 года в Республике Казахстан принят Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности  владельцев транспортных средств» за №446-II ЗРК, основной целью которого является обеспечение защиты имущественных  интересов третьих лиц, жизни, здоровью и (или) имуществу которых причинен вред в результате эксплуатации транспортных средств, посредством осуществления  им страховых выплат.

Следовательно, обязательное страхование гражданско-правовой ответственности (ГПО) владельцев транспортных средств является одним из массовых видов страхования. Оно затрагивает  интересы владельцев транспортных средств и других участников дорожного движения, т.е. практически все население страны.

Обязательному страхованию подлежит гражданско-правовая ответственность владельцев легковых, грузовых автомобилей, автобусов, микроавтобусов и транспортных средств, построенных  на их базе, мототранспорта и прицепов (полуприцепов) к ним, зарегистрированных (подлежащих государственной регистрации) в подразделениях дорожной полиции  органов внутренних дел или временно въехавших (ввезенных) на территорию Республики Казахстан, а также трамваев и  троллейбусов.

Данный вид  страхования обеспечит владельцу  транспортного средства:

- в первую  очередь, гарантию возмещения  вреда, причиненного жизни, здоровью  и (или) имуществу третьих лиц  в результате эксплуатации транспортного  средства как источника повышенной  опасности, если ответственность  за причиненный вред возложена  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан на владельца  данного транспортного средства.

- а также,  исполнение обязанности, предусмотренной  статьей 5 Закона Республики Казахстан  от 01.07.2003 г. N446-II «Об обязательном  страховании гражданско-правовой  ответственности владельцев транспортных  средств», согласно которой определенные  категории владельцев транспортных  средств обязаны страховать свою  ответственность по возмещению  вреда, причиненного жизни, здоровью  и (или) имуществу третьих лиц  в результате эксплуатации транспортного  средства как источника повышенной  опасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Участие Республики Казахстан в системе страхования «Зеленая карта»

«Зеленая  карта» - это тот же полис страхования  гражданской ответственности владельца  транспортного средства, но при этом действительный на территории 45 стран: Албания, Андорра, Бельгия, Босния-Герцеговина, Болгария, Дания, Германия, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Великобритания, Иран, Ирландия, Исландия, Израиль, Италия, Сербия, Черногория, Хорватия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Марокко, Македония, Молдавия, Голландия, Норвегия, Австрия, Польша, Португалия, Румыния, Швеция, Швейцария, Словакия, Словения, Испания, Чехия, Турция, Тунис, Украина, Венгрия, Белоруссия, Кипр (Приложение Д).

Поскольку Казахстан (в лице объединения страховщиков) не является полноправным членом системы  «Зеленая карта», владельцы средств  транспорта при выезде из страны вынуждены  приобретать страховые полисы системы  «Зеленая карта», выпущенные иностранными страховщиками - членами системы. На казахстанском страховом рынке предлагаются страховые полисы, выпускаемые страховщиками Западной Европы (Польши, Австрии, Германии), а также ближнего зарубежья.

Стоимость полиса «Зеленая карта» в зависимости от срока (от 15 дней до 1 года). Одна карта  выдается на одно транспортное средство. Таким образом, если Вы путешествуете  на машине с прицепом, у Вас должно быть две «зеленые карты». К управлению автомобилем за границей допускаются  только лица, вписанные в «зеленую карту». Для оформления страхового полиса «Зеленая карта» необходимо заявление  и свидетельство о регистрации  ТС (оригинал, копия).

ТОО «УСЦ КазАТО»  предлагает полисы «Зеленая карта» немецкого  страхового общества «СОФАГ».

Основной  задачей системы международного автострахования «зеленая карта» является создание эффективной защиты пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях  с участием автовладельцевв-нерезидентов страны, в которой случилось такое  происшествие. Такая система должна, прежде всего, ввести механизм гарантированных  выплат компенсаций пострадавшим по вине автовладельцев других стран. Это  обеспечивалось выполнением определенных условий странами-членами системы  «Зеленая карта»:

Во-первых, в  таких странах должно осуществляться обязательное страхование гражданской  ответственности собственников  транспортных средств.

Во-вторых, в  каждой стране должна быть единая организация, которая осуществляет урегулирование убытков, причиненных автовладельцами  этой страны на территории других государств, а также единая организация, которая  урегулирует убытки автовладельцев-нерезидентов на территории своего пребывания.

В-третьих, государство - член системы «Зеленая карточка», не должно осуществлять препятствий  при трансферте свободно конвертируемой валюты, которая направляется на страховые  выплаты.

Убытки в  странах - членах системы «Зеленая карточка»  урегулируются, как правило, через  уполномоченную национальную организацию (Моторное страховое бюро), которое  переадресовывает материальные претензии, выдвинутые к автовладельцу-резиденту  другой страны, на соответствующее  моторное страховое бюро этой страны. В этом случае первое моторное страховое  бюро рассматривается как бюро - регулировщик убытков, а второе - как  бюро-плательщик.

Взаимоотношения между моторными страховыми бюро стран - членов системы «Зеленая карточка»  регулируется двусторонними соглашениями, которые укладываются по унифицированной  форме.

Итак, если автовладелец является резидентом страны - члена  системы «Зеленая карточка», он беспрепятственно может проезжать территориями всех стран - членов этой системы без обязательного  страхования на условиях страны, которые  посещаются.

Функционирование  этой международной системы привело  к эффективности, прежде всего как  механизма защиты потерпевших от транспортных средств, которые задействованны в международных организациях.

Вопросы унификации национальных законодательств по страховому делу, т.е. создания единого страхового рынка на территории стран - членов ЕЭС, остаются постоянно актуальными, в том числе и в области  страхования автогражданской ответственности, поскольку развитие международного делового сотрудничества, рост автомобильных  перевозок и взаимного автомобильного туризма требует комплексного решения  проблем страховой защиты граждан, как в пределах своей страны, так  и вне ее.

Таким образом, одним из основополагающих требований участия Казахстана в системе  «Зеленая карта» является наличие в  стране национального Моторного  бюро, членами которого становятся страховщики, занимающиеся обязательным страхованием ГПО владельцев транспортных средств. Агентством финансового надзора  в качестве одного из вариантов создания такого бюро предложено создание Моторного бюро на базе Фонда гарантирования страховых выплат. Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении.

Универсальный договор по страхованию гражданской  ответственности владельцев автотранспортных средств «Зеленая карта» планируется  ввести в 2009-2010 годах, согласно Концепции  достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики РК на 2008-2015 годы.

Информация о работе Правовые аспекты обязательного страхования транспортных средств в РК