Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 10:20, дипломная работа
Предметом исследования выступают: теоретико–правовые основы правовых договоров в качестве правовой категории, ее признаки, сущность.
Целью написания дипломной работы является выработка научно–обоснованного общеправового подхода к определению понятия и признаков правовых договоров с учетом исторического опыта и современного состояния.
Наконец, нормативные договоры действительно можно делить по отраслевой принадлежности: международные, государственно – правовые («конституционно – правовые»), административные, хозяйственные, финансовые, налоговые, природоресурсные, трудовые и т.д.23
Подобная градация договоров, несомненно, заслуживает широкой поддержки и внимания, но требует более глубокого и детального изучения.
2. НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР
2.1 Нормативный договор как источник права
Нормативный договор представляет собой весьма значимую разновидность (тип, род, относительно самостоятельную группу и т.п.) договорных актов, существующих в рамках международного и национального права.
В терминологическом и содержательном планах нормативный договор традиционно рассматривается как синоним «нормативно–правового», «правового» договора. В источниковедческом отношении, с точки зрения его способности выступать в качестве источника российского или иного права, его, как правило, противопоставляют «частному», «индивидуальному» договору.
Наподобие общей теории договора теория нормативно–правового договора в силу ряда объективных и субъективных причин занимает в настоящее время лишь периферийное положение среди многочисленных научных изысканий, проводящихся в рамках общей теории государства и права.24
Констатируя очевидное, некоторые авторы, занимающиеся договорной проблематикой, в связи с этим верно подмечают, что «отечественная юридическая наука до сих пор не выработала адекватного определения нормативного договора» и что «учебная литература ограничивается только упоминанием о вхождении в российскую практику данного источника».25
Справедливо указывается также на то, что нормативные договоры даже не упоминаются, а если и упоминаются, то «должным образом не освещаются при описании таких ключевых правовых явлений и процессов, как правовое регулирование, правовая норма, правотворчество, правоприменение и т.д.».
В настоящее время нормативно–правовые договоры, как и все иные виды договоров, рассматриваются в основном в пределах отдельных отраслей права. За редким исключением – в рамках общей теории права.
Поэтому в основном на отраслевом уровне рассматриваются и решаются вопросы, касающиеся как «отраслевого», так и общего понятия нормативно–правового договора.
Исходя из того, что в отечественной правовой теории и юридической практике нормативно–правовые договоры ассоциируются, прежде всего, с такими отраслями права, как конституционное, административное и трудовое право, соответственно, с учетом особенностей каждой из этих отраслей и дается их определение.
В качестве примера можно сослаться на определение таких нормативно–правовых договоров, как коллективный и трудовой договор. С учетом специфики трудового права, в пределах которого они возникают, коллективный договор в законодательном порядке определяется и закрепляется как «правовой акт, регулирующий социально–трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей» (ст. 40 Трудового кодекса Российской федерации – далее ТК РФ).26 Соответственно, трудовой договор рассматривается как «соглашение между работодателем и работником», в соответствии с которым каждая из сторон приобретает определенные права и одновременно – обязанности (ст. 56 ТК РФ).
Следует заметить, что одна из особенностей трудового договора как источника данной отрасли права заключается в том, что, закрепляя его понятие и содержание, законодатель не называет его правовым актом, т.е. не придает ему непосредственно правовой характер, а делает это опосредованно, через «соглашение».
Последнее определяется в законодательном порядке как «правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально–трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции» (ст. 45 ТК РФ).
Свои особенности, обусловливаемые отраслевой спецификацией, содержатся также в определениях нормативно–правовых договоров, выступающих в качестве источников конституционного и некоторых других отраслей права. Эти особенности могут касаться и действительно касаются, в частности, предмета договора, его цели, содержания и назначения, субъектов договора, условий его возникновения, оснований для признания договора юридически не состоятельным (ничтожным), порядка его прекращения и т.д.
Вырабатывая определение понятия нормативно–правового договора на отраслевом уровне, некоторые исследователи «договорной» материи пытаются также сформулировать аналогичное определение и на общетеоретическом уровне. Нормативно–правовой договор при этом представляется как «основанное на равенстве сторон и общности интересов соглашение (результат волесогласования либо волеслияния), содержащее в себе нормы права общего характера, направленное на достижение желаемого сторонами (как правило, правотворческими субъектами результата»).27
Данные попытки, несомненно, являются шагом вперед на пути более глубокого познания понятия и содержания нормативно–правового договора. Однако при условии, что при этом учитываются общие черты всех типов подобного рода договорных актов, а не только отдельно взятых правовых договоров.
В предлагаемом определении понятия нормативно–правового договора, где говорится о его сторонах – «как правило, правотворческих субъектах», в частности, не учитывается тот факт, что в трудовых и коллективных договорах, равно как и в соглашениях по вопросам труда и заработной платы, стороны далеко не всегда обладают правотворческими полномочиями.
Кроме того, не учитывается то обстоятельство, когда говорится о «равенстве сторон» в правовом договоре, что применительно к административному договору, как справедливо подмечается в специальной литературе, равенство сторон – контрагентов, а вместе с тем и свобода вступления их в договорные отношения «подвергаются настолько существенной корректировке», что «не могут считаться определяющими для него».
Говоря об основных чертах и особенностях нормативно–правового договора, необходимо обратить внимание, прежде всего, на то, что, будучи одной из разновидностей договорных актов, он обладает теми же общими признаками и чертами, которые присущи всем иным типам договорных актов. Это – так называемые «универсальные» признаки, свойственные любому договору, возникающему в сфере международного или национального права, выступающему в качестве источника той или иной отрасли права или не являющемуся таковым, обладающему публично–правовым характером или имеющему частноправовой характер.28
Будучи общепризнанным источником международного и национального права, нормативно–правовой договор обладает такими «универсальными» признаками и чертами, как согласительный характер (договор – это в первую очередь соглашение сторон); добровольный характер, означающий свободное волеизъявление сторон; эквивалентный, в большинстве своем возмездный характер; обеспеченность в законодательном порядке и взаимно обязательный характер; и др.
Наряду с этим нормативно–правовой договор имеет и свои собственные, присущие только ему и выделяющие его среди других договорных актов особые признаки и черты.
В их числе следует указать, во–первых, на то, что, в отличие от всех иных разновидностей договорных актов, нормативно–правовой договор содержит в себе правовые нормы – правила общего и обязательного характера.
Согласно традиционно сложившемуся в отечественной и зарубежной литературе представлению норма права – это предписание общего характера. В отличие от индивидуального правового предписания – акта применения права она, как верно констатируется М.И. Байтиным «рассчитана не на отдельное разовое отношение, не на каких–либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадающих под ее действие.
Иными словами, общий (и вместе с тем абстрактный) характер нормы, содержащейся в правовом договоре или ином правовом акте, заключается в многократности ее применения и повторения (действии) и в распространении ее действия на неопределенный круг лиц. Что же касается обязательного характера правовой нормы, то согласно сложившемуся и многократно подтвержденному юридической практикой «позитивистскому» представлению он неизменно ассоциируется с государством, а точнее – с государственным принуждением. «Обязательность правовой нормы, – замечает по этому поводу О.Э. Лейст, – означает ее защищенность государством, возможность применения мер государственного принуждения в случае противоправных деянии».
Разумеется, в тех случаях, когда хотя бы одной из сторон нормативно–правового договора является негосударственный институт – орган или организация, то обязательный характер «договорной» нормы обеспечивается не только государственными, но и негосударственными средствами.
Во–вторых, в отличие от частноправовых, индивидуальных договоров нормативно–правовой договор может содержать в себе не только нормы, но и принципы права.
Причем сочетание их в том или ином договоре может быть самым различным. Например, в таком договорном акте, как трудовой договор, где содержатся не только общие, исходные положения, но и закрепляются права и обязанности сторон, нормы права органически сочетаются с принципами права.29
Аналогично обстоит дело и со многими другими правовыми договорами, в частности, с соглашениями о делегировании полномочий, которые, в соответствии с п. 3 ст. 78 Конституции РФ, могут заключаться между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.30
Иначе обстоит дело с юридическим содержанием соглашения, предусмотренным трудовым правом Российской Федерации. Данный договорной акт, а priori провозглашается не только правовым, но и «устанавливающим общие принципы регулирования социально–трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений». Правда, при этом добавляется, что помимо «общих принципов» в данный договорной акт «могут включаться взаимные обязательства сторон» по вопросам оплаты труда, режима труди и отдыха, развития социального партнерства и др.
В–третьих, в соответствии со своей юридической природой и характером нормативно–правовой договор является, в отличие от других договорных актов, актом правотворчества, а не актом правоприменения. Не может он быть, равно как и любой иной договор, также актом толкования.
Особенность нормативно–правового договора при этом заключается еще и в том, что он является не просто актом правотворчества, как любой иной нормативно–правовой акт, а актом, порождаемым особым видом договорного правотворчества, именуемого в специальной литературе «согласительным правотворчеством».
Договорное правотворчество, т.е. правотворчество, в основе которого лежит процесс «увядания», согласования, наконец, – приведения к общему знаменателю двух или более относительно самостоятельных, автономных воль, порождает и соответствующий характеру этого процесса договорной акт – нормативно–правовой договор, который содержит в себе, в свою очередь, соответствующие его договорной природе и характеру договорные принципы и нормы.
Учитывая данное обстоятельство, исследователи нормативно–договорной материи вполне обоснованно, как представляется, рассматривают правовой договор не иначе, как «договор о правовых нормах», как соглашение сторон об установлении, изменении или отмене норм права.31
Расширение сферы применения правовых договоров, равно как и усиление процесса договорного правотворчества по мере развития любого общества и государства, несомненно, в целом, представляет собой прогрессивное явление. В теоретическом и практическом плане это означает известное ограничение государственной монополии в сфере национального правотворчества и включение в этот процесс ряда других, негосударственных субъектов.
В особенности это касается трудового права современной России, в процессе формирования и функционирования которого прежняя единая государственная воля, как свидетельствует трудовое законодательство (гл. 1, 7, 10 ТК РФ), постепенно вытесняется процессом согласования нескольких относительно самостоятельных (по крайней мере, в формально–юридическом плане), автономных воль.
Основной, принципиально важный вопрос, однако, при оценке данного процесса с точки зрения интересов подавляющей части общества, именуемой «работниками», заключается в том, не произойдет ли при этом, в конечном счете, подмена монополии государственной воли, государства, являющегося официальным представителем всего общества, монополией олигархической воли, выражающей интересы полукриминального по своей изначальной природе и характеру крупного капитала.
Оснований для такого предположения более чем достаточно дает российский опыт «приватизации» государственной собственности, официально именовавшейся «общенародной», когда авторитарная государственная воля и монополия в сфере экономики и природных ресурсов были весьма успешно заменены торжествующей ныне «демократической» олигархической волей и монополией.
В–четвертых, отличительной особенностью нормативно–правовых договоров является их преимущественно публичный характер.32
Свое конкретное проявление он находит в том, что: сторонами данного договора выступают чаще всего публичные институты (государство в целом, его отдельные органы, межгосударственные образования, коммерческие фирмы и их филиалы, органы местного самоуправления, общественные объединения и др.); в нормативно–правовом договоре, как правило, всегда проявляется и закрепляется не частная, а общая, публичная воля – воля его сторон, субъектов данного договора; и основной целью заключения правового договора является публичная цель, суть которой состоит в адекватном выражении и полном удовлетворении публичных интересов – интересов сторон.
Подчеркивая, что кроме публичной цели и интересов публично–правовой договор отличается от других договоров также своим предметом, Ю.А. Тихомиров, верно, подмечает, что в качестве последнего могут выступать «вопросы властвования, управления и саморегулирования, причем далеко не все, а лишь допускающие не общеправовую, а договорную форму правового регулирования».33