Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе и характеристике государственной системы социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, сложившейся в современный период.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие основные задачи:
рассмотреть систему источников, регулирующих отношения, связанные с социальной защитой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
изучить социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……...5
1.1. Правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………6
1.2. Социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………...17
2.1. Условия и порядок усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….18
2.2. Институт приёмной семьи: содержание договора о передаче ребенка, права и обязанности приемных родителей и детей……………………………26
2.3. Социальные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….30
2.4. Современное состояние опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без родителей……………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Основанием возникновения семейно-правовых отношений между приемными родителями и приёмными детьми является заключение договора о приёмной семье. Договор о приёмной семье должен содержать в себе следующую информацию65:
сведения о детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);
срок действия договора;
условия содержания, воспитания и образования детей, передаваемых на воспитание в приемную семью;
права и обязанности родителей;
права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;
основания и последствия прекращения договора.
Для приемных родителей, взявших на воспитание в семью детей, установлено денежное вознаграждение, а также меры социальной поддержки. В Республике Калмыкия размер денежного вознаграждения приемным родителям за воспитание каждого ребёнка, переданного в приемную семью, устанавливается в размере 20 000 рублей. За воспитание ребенка-инвалида, переданного на воспитание в приемную семью, размер выплаты увеличивается до 30 000 рублей. В случае если приемные родители проживают и работают в безводных или пустынных местностях, то к денежной выплате добавляется ещё и некоторый коэффициент к заработанной плате работников государственных учреждений Республики Калмыкия66.
Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством67 для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства68. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей в случае:
возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления;
помещения подопечного под надзор в образовательную, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги или иную организацию, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по просьбе самого опекуна (попечителя);
возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна (попечителя)»69.
При наличии уважительных причин приемные родители вправе отказаться от исполнения договора (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, наличие конфликтных отношений между детьми и др.). Орган опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания, содержания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления) также обладают правом отказа от договора о приемной семье70.
2.3. СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Российское семейное законодательство устанавливает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. В случае отсутствия возможности передачи ребенка на воспитание в приемную семью, усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), дети временно передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги71.
Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства таких детей, порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях, определяются Правительством Российской Федерации72.
Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, базируется на следующих принципах:
приоритет обеспечения интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
гуманизма;
общедоступности;
приоритет общечеловеческих ценностей;
гражданственности;
свободное развитие личности;
защита прав и интересов детей;
светский характер образования73.
Пребывание ребёнка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей временно.
Деятельность организации направлена на обеспечение получения ребенком медицинских, социальных, образовательных и иных услуг, содержание, воспитание и образование, соответствующие их состоянию здоровья и потребностям. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления таких детей.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью74. Опекуны и попечители на детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов и попечителей возлагается на указанные организации75.
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Временная передача детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и др.76.
Срок временного пребывания в семье гражданина не может превышать 3 месяцев. С разрешения органов опеки и попечительства срок может быть продлён. При этом непрерывный срок пребывания ребенка в семье гражданина не может быть больше 6 месяцев. Граждане, в семью которых передан ребенок, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации 77.
Временная передача ребенка в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть совершена:
лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лицами, лишенными родительских прав или ограниченными в них;
бывшими усыновителями, если усыновление отменено по вине;
лицами, отстраненными от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
лицами, имеющими или имевшими судимость, а также лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость78.
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают условия пребывания в них детей. Материальное обеспечение детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования79.
В организациях для детей-сирот не допускаются принуждение детей к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, религиозные организации (объединения), а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций, объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях80. Организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации для детей-сирот выпускникам организаций для детей-сирот, но не старше 23 лет. Проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу. Помещения, в которых размещаются воспитательные группы в организациях для детей-сирот, включают в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения. Численность детей в воспитательной группе не должна превышать 8 человек, а в возрасте до 4 лет - 6 человек. За воспитательной группой закрепляется педагогический работник, выполняющих функции воспитателя, замещение которых не допускается, за исключением случае увольнения, отпуска или болезни.
Организация для детей-сирот обеспечивает соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и безвредности для детей факторов среды обитания, условий деятельности организаций для детей-сирот, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и транспортных средств.
Организация для детей-сирот обеспечивает комфортные условия для посещения ребенка лицами, желающими усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получившими в установленном порядке направление на посещение ребенка, в целях знакомства и установления контакта между ребенком и указанными лицами81.
Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:
содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;
причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;
сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством82.
Ребенок, находящийся в организации для детей-сирот, имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками, на защиту от злоупотреблений со стороны родителей83. Ребенок имеет право выражать свое мнение84.
2.4. СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ ОПЕКИ И
Дети-сироты и дети, оставшиеся без родителей, нуждаются в защите государства. Для реализации прав таких детей, в Российской Федерации создан орган опеки и попечительства, в полномочия которого входит обеспечение социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей.
Институт опеки и попечительства на сегодняшний день, является комплексным, так как регулируется не только семейным, но и административным85 и гражданским правом86. Нормы гражданского права включают в себя общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над ребенком, в семейном законодательстве - более широко рассматриваются, и регламентируется вопросы опеки и попечительства, как формы устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской опеки.
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов87.
Опека - форма устройства малолетних граждан и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия88. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет.
Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей89. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов90.
Как и при других формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается передача под опеку (попечительство) родных брата и сестру разным лицам91. Устройство ребенка, достигшего 10 лет, производится только с его согласия.