Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе и характеристике государственной системы социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, сложившейся в современный период.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие основные задачи:
рассмотреть систему источников, регулирующих отношения, связанные с социальной защитой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
изучить социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……...5
1.1. Правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………6
1.2. Социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………...17
2.1. Условия и порядок усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….18
2.2. Институт приёмной семьи: содержание договора о передаче ребенка, права и обязанности приемных родителей и детей……………………………26
2.3. Социальные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….30
2.4. Современное состояние опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без родителей……………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Опека и попечительство может осуществляться в двух формах:
в общем порядке;
предварительная опека.
Опека и попечительство в общем порядке может быть безвозмездной и опекой по договору. При установлении безвозмездной опеки основанием возникновения обязательств является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя), в котором указывается срок полномочий либо срок определяется наступлением периода времени или указанного события92. Опека прекращается с достижением малолетним 14 лет, а опекун становится попечителем несовершеннолетнего, без дополнительного разрешения на это93. Попечительство прекращается с достижением подопечным 18 лет либо в других случаях (вступление в брак, заключение трудового договора и др.). Опека по договору об осуществлении опеки и попечительства представляет собой опеку, в том числе, по договору о приемной семье, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Опека по договору – это возмездный договор, включающий в себя вознаграждение опекунам (попечителям).
Законодательством Республики Калмыкия установлено, что, в случае передачи подопечного по договорам о приемной семье, патронатном воспитании, постинтернатном сопровождении, социальном патронате выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение94. Ежемесячное вознаграждение в Республике Калмыкия патронатному воспитателю, заключившему договор о патронатном воспитании, выплачивается в размере 7000 рублей за каждого ребенка (если ребенок-инвалид – 10000 рублей). За постинтернатное сопровождение ежемесячная выплата составляет 2000 рублей (если ребенок-инвалид – 3000 рублей). За социальный патронат предусмотрено вознаграждение в размере 1000 рублей (если ребенок-инвалид – 2000 рублей)95.
Опекуну или попечителю, осуществляющему безвозмездно обязанности по опеке и попечительству над детьми, оставшимися без попечения родителей, за счет средств республиканского бюджета выплачивается вознаграждение, если по независящим от него причинам опекун или попечитель имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в Республике Калмыкия96.
Предварительная опека или попечительство устанавливается в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Временно назначенные опекуны (попечители) обладают всеми права и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного (давать согласие на распоряжение подопечным сделок по распоряжению имуществом подопечного)97. Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будут назначены опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев.
Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане98. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):
лица, лишённые родительских прав;
лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;
лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость;
лица, не прошедшие специальной подготовки;
лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешён, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке99.
Особое внимание занимает моральная сторона опеки и попечительства. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и личные качества опекуна (попечителя), способность к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя)100(ст.148).
Опека и попечительство – одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях защиты их прав и законных интересов, для содействия в получении ими образования, воспитания, содержания, способствованию их физическому и нравственному благополучию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение проблем социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации занимает одно из главных мест. Для обеспечения социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются многочисленные нормативно-правовые акты, направленные на социальную поддержку таких детей.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок, условия и гарантии предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социального обеспечения, является Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются гарантии в сфере образования (стипендия, проезд на общественном транспорте), в сфере медицинского обеспечения и лечения (диспансеризация, санаторно-курортное обеспечение), в жилищной сфере (компенсации для ремонта жилого помещения, предоставляется жилое помещение), в сфере труда и занятости, а также социально-правовые гарантии и другие. Органом, который осуществляет полномочия по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, по контролю и надзору за условиями содержания детей, переданных на воспитание в семью, под опеку (попечительство), по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является органы опеки и попечительства. На территории Российской Федерации деятельность других органов по исполнению указанных полномочий не допускается.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейным законодательством предусмотрены формы устройства данной категории детей в семьи. Такими формами устройства являются - передача ребенка на воспитание в семью (усыновление (удочерение)), под опеку (попечительство), в приемную семью.
Усыновление среди всех форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, занимает первое место. Усыновление обеспечивается мерами государственной поддержки: законами субъектов Российской Федерации устанавливаются ежемесячные пособия на содержание усыновленного ребенка, а также вознаграждения приемным родителям.
Основанием возникновения правоотношений между приемными родителями и ребенком, переданным на воспитание в семью, является договор о приемной семье. Приемные родители также получают право, в связи с принятием на воспитание в семью ребенка на пособия, на содействие в получении медицинских, социальных, правовых, реабилитационных и других услуг.
Опека и попечительство – форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Главной целью является содержание, воспитание и образование ребенка. Опека и попечительство возникают на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Опека и попечительство осуществляется на возмездной и безвозмездной основе.
При отсутствии возможности передать ребенка на воспитание в семью (усыновление (удочерение)), под опеку (попечительство), приемную семью, ребенок временно до устройства в семью, передается в образовательные, медицинские, лечебные или иные организации, оказывающие социальные услуги. В таких организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются все условия для комфортного времяпровождения, всестороннего развития ребенка, подготовки к принятию в семью, а также условия для его физического, нравственного, духовного и психического благополучия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые источники:
Специальная и дополнительная литература:
Интернет-ресурсы:
1Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Р. Л Мурзин – М., 2006. – 3с.
2Конституция Российской Федерации. // Российская газета. – 2001. – № 237. – 25 декабря.
3ст.1, «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и при их усыновлении на национальном и международном уровнях», принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986г.
4ст.5, «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и при их усыновлении на национальном и международном уровнях», принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986г.
5Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеей ООН). //Российская газета. – 1998. – 10 декабря.- № 355.
6ст.16, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеей ООН). //Российская газета. – 1998. – 10 декабря.- № 355.
7ст.19, Международная конвенция по правам ребёнка.
8ст.7, Конституция Российской Федерации. // Российская газета. – 2001. – № 237. – 25 декабря.
9ст.4, Федеральной закон Российской Федерации от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
10ст.1, Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1.