Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе и характеристике государственной системы социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, сложившейся в современный период.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие основные задачи:
рассмотреть систему источников, регулирующих отношения, связанные с социальной защитой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
изучить социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……...5
1.1. Правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………6
1.2. Социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………...17
2.1. Условия и порядок усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….18
2.2. Институт приёмной семьи: содержание договора о передаче ребенка, права и обязанности приемных родителей и детей……………………………26
2.3. Социальные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….30
2.4. Современное состояние опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без родителей……………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
- гарантии на судебную защиту.
1. Дополнительные гарантии права на образование.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются следующие гарантии в сфере образования14:
- обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования;
- получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы;
- получающие среднее
- выплачивается стипендия, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики;
- выпускникам организаций,
осуществляющих
- выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучавшиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам за счет средств бюджета, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме, однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.
При предоставлении обучающимся - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, содействует организации их лечения.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Право на медицинское обеспечение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя15:
- бесплатную медицинскую помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;
- высокотехнологичную медицинскую помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярные медицинские осмотры;
- предоставление путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплата проезда к месту лечения и обратно.
Направление на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Правила проведения диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), приемную или патронатную семью, медицинскими организациями определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации16.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений при соблюдении следующих условий17:
а) данная категория граждан не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма жилого помещения или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, либо проживание в указанных жилых помещения не представляется возможным18.
б) достижение совершеннолетнего возраста либо в случае приобретения полной дееспособности достижения совершеннолетия;
в) окончание срока пребывания в образовательных, медицинских, социальных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо завершение обучения.
Срок договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. В случае, если есть обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания помощи в преодолении трудной жизненной ситуации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, договор найма жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок, но не более чем один раз. В случае отсутствия указанных обстоятельств, то орган исполнительной власти принимает решение о заключении договора социального найма в отношении данного жилого помещения.
Право на жилое помещение возникает только у тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к данной категории и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров, регулирующих их отношения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ.
Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь.
Разработка и реализация целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Калмыкия реализацию единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в государственной защите, осуществляют органы опеки и попечительства19. Законодательством Республики Калмыкия предусмотрены различные виды и формы социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые приняли на воспитание в семью ребенка.
Каждый ребенок, переданный под опеку, попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание, постинтернатное сопровождение, имеет право на ежемесячную денежную выплату для приобретения продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте20.
Размер денежной выплаты на каждого ребёнка составляет десять тысяч рублей, а для приёмных родителей, принявших в семью или на патронатное воспитание, ребёнка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежная выплата составляет в размере до тридцати тысяч рублей. Размер денежной выплаты подлежит ежегодной индексации.
Дополнительной видом социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия является единовременная денежная выплата для производства ремонта жилого помещения. Указанные лица имеют право на такую денежную выплату в размере 70000 рублей в том случае, если они имеют в Республике Калмыкия закрепленное на праве собственности жилое помещение или долю в таком жилом помещении21.
Социально-правовая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является скрепляющим звеном между нормативно-правовой основой такой поддержки, устанавливающей гарантии указанным лицам, и необходимостью предоставления социальной помощи. Принятие срочных мер по нормативно-правовому обеспечению, по социальному обеспечению, по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во многом способствует не только профилактике правонарушений, совершенных несовершеннолетними, но и их предупреждению.
Меры по государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление им социальных гарантий имеет важнейшее значение в вопросах укрепления семья, здоровья и благополучия детей, а также улучшения демографической ситуации в нашем государстве.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства22. Эти положения являются основополагающими и составляют фундамент семейного законодательства.
Полномочным органом, осуществляющим функции государства по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются органы опеки и попечительства23. Именно на органы опеки и попечительства возлагаются полномочия по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Деятельность других органов, физических и юридических лиц по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Правовое регулирование семейно-правовых отношений, связанных с воспитанием и устройством детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется разделом VI Семейного кодекса РФ «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»24. Необходимость устройства детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, созданием условий, представляющих угрозу жизни и здоровью детей либо препятствующих их нормальному развитию и воспитанию, а также в других случаях.
Государство предусмотрело следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
- передача ребёнка в семью на воспитание (усыновление (удочерение));
- передача ребёнка под опеку или попечительство;
- передача ребёнка в приёмную семью;
При отсутствии возможности передачи ребёнка на воспитание в семью временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
2.1. УСЛОВИЯ И
ПОРЯДОК УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
Основная цель усыновления заключается в обеспечении постоянной семьи для ребенка, заботу о котором не могут проявлять его родители25. Центральное место в определении института усыновления занимает Европейская конвенция об усыновлении детей26, ратифицированная Российской Федерацией в 2000г.