Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление основных правовых последствий продажи товара ненадлежащего качества. Для достижения данной цели необходимо поставить ряд задач, а именно:
- дать общее понятие последствий продажи товаров ненадлежащего качества;
- определить понятие и признаки гражданско-правовой ответственность за продажу товара ненадлежащего качества;
- охарактеризовать право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества …………..6
1.1. Общее понятие последствий продажи товаров ненадлежащего качества………………………………………………………………………..…6
1.2. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………………………………….…9
Глава 2. Особенности применения некоторых последствий продажи товаров ненадлежащего качества………………………………………………….....…25
2.1. Особенности обмена товара надлежащего качества……………..25
2.2. Право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие
недостатков товара (работы, услуги)……………………………………….…28
Заключение………………………………………………………...……………31
Список использованной литературы и источников…………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

      Содержание 

Введение……………………………………………………………………...…..3

Глава 1. Последствия продажи товаров  ненадлежащего качества …………..6

      1.1. Общее понятие последствий продажи  товаров ненадлежащего качества………………………………………………………………………..…6

      1.2. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………………………………….…9

Глава 2.  Особенности применения некоторых  последствий продажи товаров  ненадлежащего качества………………………………………………….....…25

      2.1. Особенности обмена товара надлежащего  качества……………..25

      2.2. Право потребителя на возмещение  вреда, причиненного вследствие 
недостатков товара (работы, услуги)……………………………………….…28

Заключение………………………………………………………...……………31

Список  использованной литературы и источников…………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Жизненные реалии таковы, что когда-нибудь мы все равно приобретем товар (или  нам окажут услугу) ненадлежащего  качества. Причем чем чаще мы вступаем в соответствующие правоотношения, тем больше такая вероятность.

      Анализ  полученных обращений показал, что преобладающее количество звонков и обращений связано с нарушением прав потребителей в сфере торговли - более 70%. В структуре устных обращений преобладающее количество нарушений связано с последствиями продажи товаров ненадлежащего качества: наибольшее число обращений на качество сложно-технических товаров бытового назначения, по-прежнему для покупателей большой проблемой остается приобретение некачественной обуви. Обобщение результатов показывает, что в большинстве случаев требования, выдвигаемые потребителями в претензиях к продавцам законны и обоснованы.

      Основные  причины обращений - продажа товаров  ненадлежащего качества, не предоставление продавцом информации о товаре, нарушение  сроков выполнения услуг. Тематика обращений  не меняется - претензии преобладают к технически сложным товарам бытового назначения. Технически сложные товары - самый конфликтный сегмент потребительского рынка.

      Данная  тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, так как большинство  нарушений происходит в сфере  торговли, в частности, это касается договора розничной купли-продажи. Необходимость поднятия уровня правосознания потребителей товаров и услуг очевидна. При покупке любых товаров потребитель имеет право получить всю необходимую ему информацию о товаре, чтобы знать, как им пользоваться, куда обращаться для ремонта. Купленные товары должны быть качественными и безопасными. Изготовитель обязан обеспечить нам возможность ремонта и технического обслуживания купленных товаров.

      Предмет данной курсовой работы  составляют основные положения теории правового регулирования последствий продажи товаров ненадлежащего качества. Предметом изучения являются также работы ученых, затрагивающих данную  проблему.

      Объектом  курсовой работы явились общественные отношения, возникающие по поводу последствий продажи товаров ненадлежащего качества.

      Целью курсовой работы является выявление  основных правовых  последствий  продажи товара ненадлежащего качества. Для достижения данной цели необходимо поставить ряд задач, а именно:

      - дать общее понятие последствий продажи товаров ненадлежащего качества;

      -  определить понятие и признаки  гражданско-правовой ответственность  за продажу товара ненадлежащего  качества;

      - охарактеризовать право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)

      - выявить особенности обмена товара  надлежащего качества

      -   определить пределы уголовной и административной ответственности за нарушение права потребителя на надлежащее качество товара.

        Нормативной и эмпирической базой работы является гражданское законодательство Российской Федерации в сфере регулирования прав потребителей.

        Методологическая  база исследования имеет комплексный  характер. Работа предопределяет применение общенаучных методов (диалектического, системного, формально-логического), а также частно-научных методов (сравнительно-правового, формально-юридического и нормативно-логического, доктринального  толкования и др.), используемых в юриспруденции для определения сущности, содержания, внешних признаков правовых явлений.

Глава 1. Последствия продажи  товаров ненадлежащего  качества

      1.1. Общее понятие  последствий продажи  товаров ненадлежащего  качества

      Статья 475 ГК предусматривает  последствия передачи товара ненадлежащего  качества. Они наступают, если покупатель в течение срока законной гарантии или срока годности либо срока договорной гарантии обнаружил в товаре недостатки, о которых не был предупрежден продавцом. Продавец обязан предупредить покупателя о всех известных ему недостатках. Такое предупреждение может явствовать из характера продажи, например продажа уцененного товара в специальной секции магазина1.

        Покупатель в случае обнаружения  в товаре недостатков, не оговоренных  продавцом, вправе по своему  выбору предъявить ему одно  из следующих требований:

        а) соразмерного уменьшения покупной цены. Это требование предъявляется в случае, когда товар может использоваться без устранения в нем недостатков по прямому назначению, но при определении его цены не было учтено снижение качества;

        б) безвозмездного устранения  недостатков товара в разумный срок. Это требование предъявляется, когда недостатки товара могут быть устранены путем ремонта, замены комплектующих деталей, узлов, агрегатов и т.п. Ремонт товара и замена указанных изделий производятся за счет продавца.

        Требование об устранении недостатков может быть предъявлено, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, характер продуктов питания не позволяет устранить в них имеющиеся недостатки, а из обязательства по продаже некондиционных товаров следует, что такие товары изначально имеют недостатки, наличие которых учтено в цене;

        в) возмещения своих расходов  на устранение недостатков. Покупатель  может устранить недостатки сам  либо поручить их устранение  третьим лицам. При этом ему  возмещаются в полном размере расходы на устранение недостатков, однако они должны быть разумными, уж во всяком случае не превышать цены товара2.

        Иные правовые последствия предусмотрены  п. 2 ст. 475 для случаев существенных  нарушений требований к качеству  товара. К существенным нарушениям относится наличие в товаре неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки.

        При таких нарушениях покупатель  вправе отказаться от исполнения  договора и потребовать возврата  уплаченной за товар денежной  суммы либо потребовать замены  товара ненадлежащего качества  товаром, качество которого будет  соответствовать договору, а если качество договором не определено - требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 469 ГК.

        Требование о замене товара  ненадлежащего качества, так же  как и требование об устранении  недостатков, может быть предъявлено  покупателем, если иное не вытекает  из характера товара или существа обязательства. Так, индивидуально-определенная вещь, изготовленная в единственном экземпляре, в силу своего характера не может быть заменена. Представляется, что при существенном нарушении требований к качеству покупатель с учетом этого правила не лишается права вместо требований, указанных в п. 2, предъявить продавцу иное требование из предусмотренных п. 1 ст. 475 ГК.

      Правовые  последствия передачи товара ненадлежащего  качества применяются к товару, входящему  в комплект, если покупатель обнаружит в нем недостатки, не оговоренные продавцом.

        Гражданским кодексом или другими  законами могут устанавливаться  иные правовые последствия передачи  продавцом товара ненадлежащего  качества, чем предусмотренные ст. 475 ГК. В этом случае к отношениям сторон будет применяться не ст. 475, а положения о других правовых последствиях. Так, к отношениям по договору розничной купли-продажи применяются ст. 503 ГК и ст. 18 Закона о защите прав потребителей3, предусматривающие иные последствия розничной продажи товаров ненадлежащего качества.

        Имущественная ответственность  продавца за ненадлежащее качество  переданного товара наступает  по общему правилу в форме  убытков, а также в форме  неустойки, если ее уплата предусмотрена  законом или договором купли-продажи4.

        Убытки, причиненные покупателю  вследствие продажи товаров ненадлежащего  качества, подлежат возмещению продавцом  в соответствии со ст. 15 и 393 ГК в полном объеме.

        Неустойка в размере 50% стоимости  продукции ненадлежащего качества  предусмотрена Законом о поставках продукции для государственных нужд5 за передачу продукции, не соответствующей обязательным требованиям и условиям договора. 
 
 
 
 
 

      1.2. Понятие и признаки  гражданско-правовой  ответственность  за продажу товара  ненадлежащего качества. 

      Действующее законодательство о защите прав потребителей предусматривает соответствующие положения продажи товаров с недостатками, продажи отдельных видов товаров, а также особенности обмена товара надлежащего качества.

        Для характеристики правовых  последствий продажи потребителю товаров с недостатками необходимо указать на закрепленные в Законе "О защите прав потребителей" (п.1 ст.18) требования, которые может предъявить потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества:

        замены на товар этой же  марки (этих же модели и (или) артикула);

        замены на такой же товар  другой марки (модели, артикула) с  соответствующим перерасчетом покупной  цены;

        соразмерного уменьшения покупной  цены; потребовать незамедлительного  безвозмездного устранения недостатков  товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

        отказаться от исполнения договора  купли-продажи и потребовать возврата  уплаченной за товар суммы6.

        При предъявлении данных требований  следует руководствоваться общими  правилами, закрепленными в положениях гл. 2 Закона "О защите прав потребителей":

       1) из перечисленных требований  потребитель вправе по своему  выбору потребовать одно;

       2) при отказе от исполнения  договора купли-продажи и требования  возврата уплаченной за товар  суммы потребитель по требованию продавца и за его счет должен возвратить товар с недостатками;

       3) при предъявлении указанных  требований потребитель вправе  потребовать также полного возмещения  убытков, причиненных ему вследствие  продажи товара ненадлежащего  качества. Согласно ст. 22 Закона "О защите прав потребителей" требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

        Вместе с тем следует отметить, что названный Закон устанавливает порядок расчетов при возврате товара ненадлежащего качества. Во-первых, при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. Во-вторых, в случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита;

Информация о работе Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества