Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление основных правовых последствий продажи товара ненадлежащего качества. Для достижения данной цели необходимо поставить ряд задач, а именно:
- дать общее понятие последствий продажи товаров ненадлежащего качества;
- определить понятие и признаки гражданско-правовой ответственность за продажу товара ненадлежащего качества;
- охарактеризовать право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества …………..6
1.1. Общее понятие последствий продажи товаров ненадлежащего качества………………………………………………………………………..…6
1.2. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………………………………….…9
Глава 2. Особенности применения некоторых последствий продажи товаров ненадлежащего качества………………………………………………….....…25
2.1. Особенности обмена товара надлежащего качества……………..25
2.2. Право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие
недостатков товара (работы, услуги)……………………………………….…28
Заключение………………………………………………………...……………31
Список использованной литературы и источников…………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

        Требования потребителя о возврате  уплаченной за товар суммы  и о полном возмещении убытков  подлежат удовлетворению продавцом  в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

        В рамках данного раздела необходимо  рассмотреть особенности устранения  недостатков товара изготовителем  (продавцом, уполномоченной организацией  или уполномоченным индивидуальным  предпринимателем, импортером), которые закреплены в ст. 20 Закона "О защите прав потребителей".

        Одним из основных требований  законодательства является то, что  если срок устранения недостатков  товара не определен в письменной  форме соглашением сторон, эти  недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней. В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

        Кроме того, в отношении товаров  длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная  организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий такими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством РФ.

        Согласно Перечню товаров длительного  пользования, на которые не  распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или аналогичного товара, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 к таким товарам относятся11:

        а) автомобили, мотоциклы и другие  виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;

        б) мебель;

        в) электробытовые приборы, используемые  как предметы туалета и в  медицинских целях (электробритвы,  электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла);

        г) электробытовые приборы, используемые  для термической обработки продуктов  и приготовления пищи (бытовые  печи СВЧ, электропечи, тостеры,  электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);

        д) гражданское оружие, основные  части гражданского и служебного  огнестрельного оружия.

        Здесь необходимо остановиться  на следующих особенностях.

        Согласно Закону "О защите прав  потребителей"12:

        в случае устранения недостатков  товара гарантийный срок на  него продлевается на период, в течение которого товар не  использовался. Указанный период  исчисляется со дня обращения  потребителя с требованием об  устранении недостатков товара  до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара (п. 3 ст. 20);

        при устранении недостатков товара  посредством замены комплектующего  изделия или составной части  основного изделия, на которые  установлены гарантийные сроки,  на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта (п. 4 ст. 20).

        Таким образом, согласно п. 3 ст. 20, если ремонт осуществляется  обычным способом, без замены  комплектующих изделий или составных  частей основного товара, гарантийный  срок на него продлевается  на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его после ремонта. Указанный период должен быть подтвержден документом ремонтной организации.

        Изложенное правило в принципе соответствует п. 2 ст. 471 ГК РФ, однако согласно этой норме применяется, если иное не предусмотрено договором и при условии извещения продавца о недостатках товара (ст. 483 ГК РФ). Пункт 3 ст. 20 таких оговорок не содержит, и, следовательно, установленный в нем порядок не может быть изменен договором и должен применяться в соответствии с его текстом. В этом выражается повышенная гарантия прав потребителя. Основанием для такого вывода является п. 3 ст. 492 ГК РФ, согласно которому к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина применяются законы о защите прав потребителей, поскольку они является специальными и не противоречат ГК РФ.

        Если ремонт осуществляется путем  замены комплектующих изделий  или составных частей, на которые установлены гарантийные сроки, то на новые комплектующие изделия или составные части гарантийный срок устанавливается той же продолжительности, что и на замененные. В этом случае гарантийный срок исчисляется со дня выдачи товара потребителю после ремонта. Договором может быть предусмотрен иной порядок. Пункт 4 ст. 20 Закона "О защите прав потребителей" соответствует п. 4 ст. 471 ГК РФ, но Закон распространяет его и на составные части, чего нет в ГК РФ. Если соответствующее лицо не примет мер по установлению гарантийного срока на новые комплектующие изделия или составные части в письменной форме, потребитель вправе считать этот срок действующим в силу закона13.

        Важно помнить, что особенность  устранения недостатков самим  потребителем или третьим лицом выражается в том, что требование о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

        Особенности замены товара ненадлежащего  качества закреплены в ст. 21 и  24 Закона "О защите прав потребителей". Выделим следующие:

       1. При обнаружении потребителем  недостатков товара и предъявлении требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем. Семь дней - это основной срок для замены товара.

       2. При необходимости дополнительной  проверки качества такого товара  продавцом (изготовителем, уполномоченной  организацией или уполномоченным  индивидуальным предпринимателем, импортером) данное требование потребителя удовлетворяется в течение двадцати дней со дня его предъявления.

       3. Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или  уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера) в  момент предъявления требования  отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

       4. В районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях  требование потребителя о замене  товара подлежит удовлетворению  по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

       5. Если для замены товара требуется  более семи дней, по требованию  потребителя продавец (изготовитель  либо уполномоченная организация  или уполномоченный индивидуальный  предприниматель) в течение трех  дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий такими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, указанные в Перечне товаров длительного пользования, утвержденном постановлением Правительства РФ N 55:

        автомобили, мотоциклы и другие  виды мототехники, прицепы и  номерные агрегаты к ним, кроме  товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;

        мебель;

        электробытовые приборы, используемые  как предметы туалета и в  медицинских целях (электробритвы,  электрофены, электрощипцы для  завивки волос, медицинские электрорефлекторы,  электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла);

        электробытовые приборы, используемые  для термической обработки продуктов  и приготовления пищи (бытовые  печи СВЧ, электропечи, тостеры,  электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие  товары);

        гражданское оружие, основные части  гражданского и служебного огнестрельного  оружия.

       6. Товар ненадлежащего качества  должен быть заменен на новый  товар, т.е. на товар, не бывший  в употреблении.

       7. При замене товара гарантийный  срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

       8. При замене товара ненадлежащего  качества на товар этой же  марки (этих же модели и (или)  артикула) перерасчет цены товара  не производится.

       9. При замене товара ненадлежащего  качества на такой же товар  другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю.

       10. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его  замены, а если требование потребителя  не удовлетворено продавцом, цена  заменяемого товара и цена  передаваемого взамен товара  определяются на момент вынесения судом решения о замене товара14.

        Следует отметить, что требование  потребителя о соразмерном уменьшении  покупной цены товара предъявляется  по следующим правилам:

        данное требование подлежит удовлетворению  продавцом (изготовителем, уполномоченной  организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления;

        при предъявлении потребителем  такого требования в расчет  принимается цена товара на  момент предъявления потребителем  требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.

Глава 2.  Особенности  применения некоторых  последствий продажи  товаров ненадлежащего  качества 

      2.1. Особенности обмена  товара надлежащего  качества

        Право потребителя на обмен  товара надлежащего качества  предусмотрен ст. 25 Закона "О защите  прав потребителей".

Информация о работе Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества