Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление основных правовых последствий продажи товара ненадлежащего качества. Для достижения данной цели необходимо поставить ряд задач, а именно:
- дать общее понятие последствий продажи товаров ненадлежащего качества;
- определить понятие и признаки гражданско-правовой ответственность за продажу товара ненадлежащего качества;
- охарактеризовать право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества …………..6
1.1. Общее понятие последствий продажи товаров ненадлежащего качества………………………………………………………………………..…6
1.2. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………………………………….…9
Глава 2. Особенности применения некоторых последствий продажи товаров ненадлежащего качества………………………………………………….....…25
2.1. Особенности обмена товара надлежащего качества……………..25
2.2. Право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие
недостатков товара (работы, услуги)……………………………………….…28
Заключение………………………………………………………...……………31
Список использованной литературы и источников…………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

        Для реализации данного права  законодатель выделяет следующие  особенности порядка обмена товара  надлежащего качества.

        Данное право потребителя распространяется только в отношении непродовольственных товаров. Однако здесь есть исключение: товары, включенные в специальный Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, на которые данное право потребителя не распространяется. К таким товарам относятся:

       1) товары для профилактики и  лечения заболеваний в домашних  условиях (предметы санитарии и  гигиены из металла, резины, текстиля  и других материалов, инструменты,  приборы и аппаратура медицинские,  средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;

       2) предметы личной гигиены (зубные  щетки, расчески, заколки, бигуди  для волос, парики, шиньоны и  другие аналогичные товары);

       3) парфюмерно-косметические товары;

       4) текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и др.); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и др.) и другие товары, отпускаемые на метраж;

       5) швейные и трикотажные изделия  (изделия швейные и трикотажные  бельевые, изделия чулочно-носочные);

       6) изделия и материалы, контактирующие  с пищевыми продуктами, из полимерных  материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов);

       7) товары бытовой химии, пестициды  и агрохимикаты;

       8) мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);

       9) изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из  драгоценных металлов со вставками  из полудрагоценных и синтетических  камней, ограненные драгоценные  камни;

       10) автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;

       11) технически сложные товары  бытового назначения, на которые  установлены гарантийные сроки  (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства);

       12) гражданское оружие, основные  части гражданского и служебного  огнестрельного оружия, патроны  к нему;

       13) животные и растения;

       14) непериодические издания (книги,  брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

        Заметим, что обмениваемый непродовольственный  товар должен быть надлежащего  качества.

        Важно помнить, что потребитель  вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества только у продавца, у которого этот товар был приобретен. ГК РФ по данному поводу подходит шире, указывая в ст. 502, что покупатель вправе обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом.

        Законодатель закрепил специальный  срок существования данного права  потребителя. Он имеет право  на обмен непродовольственного  товара надлежащего качества  в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.  Однако ГК РФ в ст. 502 закрепляет возможность увеличения данного срока, указывая, что покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар.

        Следует иметь в виду, что потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества только на аналогичный товар15.

        Потребитель вправе обменять  непродовольственный товар надлежащего  качества только при условии,  что указанный товар не подошел  по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

        Обмен непродовольственного товара  надлежащего качества проводится, если указанный товар не был  в употреблении, сохранены его  товарный вид, потребительские  свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

        Как уже было отмечено, отсутствие  у потребителя товарного чека  или кассового чека либо иного  подтверждающего оплату товара  документа не лишает его возможности  ссылаться на свидетельские показания.

        В случае когда аналогичный  товар отсутствует в продаже  на день обращения потребителя  к продавцу, потребитель вправе  отказаться от исполнения договора  купли-продажи и потребовать возврата  уплаченной за указанный товар  денежной суммы. Такое требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

        По соглашению потребителя с  продавцом обмен товара может  быть предусмотрен при поступлении  аналогичного товара в продажу.  Продавец обязан незамедлительно  сообщить об этом потребителю. 

      2.2. Право потребителя  на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)

        Право потребителя на возмещение  вреда, причиненного вследствие  недостатков товара, работы и  услуги, реализуется нормами Закона "О защите прав потребителей", в которых устанавливается имущественная ответственность контрагентов за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы и услуги.

        Важно отметить, что право требовать  возмещения вреда, причиненного  вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет16.

        Исходя из содержания положений  действующего законодательства  следует выделить следующие особенности возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы и услуги17:

       1. Вред должен быть причинен  жизни, здоровью или имуществу  потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или  иных недостатков товара (работы, услуги) (п. 1 ст. 14 Закона "О защите прав потребителей" и п. 1 ст. 1095 ГК РФ).

       2. Вред подлежит возмещению в  полном объеме (п. 1 ст. 14 Закона "О  защите прав потребителей").

       3. Право требовать возмещения  вреда, причиненного вследствие  недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет (п. 2 ст. 14 Закона "О защите прав потребителей" и п. 1 ст. 1095 ГК РФ).

       4. Вред может возмещаться продавцом  или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем) (п. 3 ст. 14 Закона "О защите прав потребителей" и ст. 1096 ГК РФ). При этом исходя из сущности внедоговорной ответственности к таким лицам также можно отнести уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера (п. 1 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей").

       5. Вред, причиненный жизни, здоровью  или имуществу гражданина вследствие  конструктивных, рецептурных или  иных недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины (п. 1 ст. 1095 ГК РФ).

       6. Различаются следующие сроки  возмещения вреда:

        а) вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы);

        б) независимо от времени причинения  вред подлежит возмещению, если:

        в нарушение требований закона  срок годности или срок службы не установлен.  При этом, если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы). Заметим, что норма ГК РФ (ст. 1097) в отличие от ст. 14 Закона "О защите прав потребителей" указывает десять лет исключительно со дня производства;

        лицо, которому был продан товар, для которого была выполнена работа или которому была оказана услуга, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Таким образом, по результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы. Правовые последствия  продажи  товара ненадлежащего качества выражаются как в гражданско-правовой, так  и административной и уголовной  ответственности.

      Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

      - безвозмездного устранения недостатков  товара или возмещения расходов  на их исправление потребителем  или третьим лицом;

      - соразмерного уменьшения покупной цены;

      - замены на товар аналогичной  марки (модели, артикула);

      - замены на такой же товар  другой марки (модели, артикула) с  соответствующим перерасчетом покупной  цены;

      - расторжения договора купли-продажи.  По требованию продавца и за  его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

      Требования  потребителя могут быть предъявлены  как к продавцу, так и изготовителю. Однако, состав требований, предъявляемых  к продавцу и к изготовителю, различен. К продавцу может быть предъявлено  любое из выше перечисленных требований, к изготовителю одно из следующих:

      - о безвозмездном устранении недостатков  товаров или возмещении расходов  на их исправление потребителем  или третьим лицом;

      - о замене на такой же товар  аналогичной марки (модели, артикула).

      - возврате уплаченной за него  суммы (с возвратом изготовителю  товара ненадлежащего качества).

      Важно учитывать, что требования к изготовителю могут быть предъявлены вне зависимости  от того, у кого был приобретен товар, а именно был ли продан товар продавцом, уполномоченным изготовителем на продажу его товаров (продавцом, который реализовывал товар на основании договора, заключенного с изготовителем, то есть являющегося дилером/дистрибьютором и т.п.), или неуполномоченным (продавцом, не заключавшим такого договора).

      Требования  могут быть предъявлены и к  организации, выполняющей функции  продавца (изготовителя) на основании  договора с ним. При этом под организациями, выполняющими функции продавца (изготовителя), понимаются организации, с которыми продавцом (изготовителем) заключены договоры на выполнение определенных действий по выполнению обязательств продавца (изготовителя). В соответствии с договором организациям может быть поручено выполнение одного, нескольких или всех требований потребителя.

      Ключевым в вышесказанном является закрепление того, что потребитель «вправе по своему выбору» (за одним исключением – о котором мы расскажем ниже). Это должен быть именно выбор потребителя, а не продавца (изготовителя) или его работников. Только потребитель вправе решать из сложившихся обстоятельств, какой вариант действий (последствий) его больше всего устраивает. При этом, что очень важно, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

      Важно учитывать, что в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров вышеназванные требования потребителя, подлежат удовлетворению лишь в случае обнаружения существенных недостатков товаров.

      В Законе "О защите прав потребителей" даны признаки отнесения недостатков к существенным. К существенным относятся недостатки товара (работы, услуги), которые делают невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением либо которые не могут быть устранены, либо которые проявляются вновь после устранения, либо для устранения которых требуются большие затраты, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

Информация о работе Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества