Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления: порядок формирования, функции, полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение представительного органа муниципального образования в системе местного самоуправления: порядок формирования, функции, полномочия.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задачи:
- изучить и рассмотреть основы местного самоуправления в РФ.
- проанализировать деятельность Чебоксарского городского Собрания

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы местного самоуправления в РФ………………………………5
1. 1. Нормативно-правовые и организационные основы местного
самоуправления…………………………………………………………………...5
1. 2. Представительные органы в системе органов местного
самоуправления…………………………………………………………………...9
Глава 2. Анализ деятельности Чебоксарского городского Собрания
депутатов…………………………………………………………………………15
2. 1. Правовой статус Чебоксарского городского Собрания депутатов……...15
2. 2. Организация деятельности Чебоксарского городского Собрания
депутатов…………………………………………………………………………18
2. 3. Основные полномочия Чебоксарского городского Собрания депутатов
и анализ практики их реализации………………………………………………22
Глава 3. Совершенствование деятельности Чебоксарского городского
Собрания депутатов……………………………………………………………..28
3. 1. Проблемы реализации Чебоксарского городского Собрания депутатов
своих полномочий……………………………………………………………….28
3. 2. Меры по совершенствованию деятельности Чебоксарского городского
Собрания депутатов……………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………36
Список источников и литературы……………………………………………....38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)
  • на численность жителей менее 1000 человек — 7 депутатов и более;
  • на численность жителей от 1000 до 10 000 человек — 10 депутатов и более;
  • на численность жителей от 10 000 до 30 000 человек — 15 депутатов и более;
  • на численность жителей от 30 000 до 100 000 человек — 20 депутатов и более;
  • на численность жителей от 100 000 до 500 000 человек — 25 депутатов и более;
  • на численность жителей свыше 500 000 человек — 35 депутатов и более.

Следует отметить, что закон 1995 г. не регламентировал численность депутатов представительных органов муниципальных образований, устанавливая, что она определяется уставами муниципальных образований. До настоящего времени численность депутатов представительных органов местного самоуправления зависела от размера муниципального образования и составляла от 5 до 60 человек.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица и за ним закрепляется перечень вопросов исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Вопросы исключительного ведения представительного органа — это вопросы, не требующие проведения референдумов, вопросов общественного мнения, публичных обсуждений в средствах массовой информации, на собраниях и сходах граждан и которые вправе решать только представительные органы местного самоуправления и не вправе решать никакой иной орган, именно эти вопросы определяют ведущую роль представительного органа в системе органов местного самоуправления. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся следующие вопросы:

  • Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
  • Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
  • Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
  • Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.
  • Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
  • Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
  • Определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.
  • Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
  • Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Кроме приведенного выше перечня исключительных полномочий представительный орган муниципального образования также осуществляет иные полномочия, которые закрепляются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством.

Уставы муниципальных образований к иным полномочиям городской думы, как правило, относят:

  1. финансовый контроль;
  2. избрание главы города и его заместителя;
  3. учреждение органов местного самоуправления города, отраслевых и территориальных органов администрации города с правами юридического лица и утверждение положений о них;
  4. принятие решений о выборах в органы местного самоуправления города в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области;
  5. формирование избирательной комиссии города;
  6. определение в соответствии с действующим законодательством порядка предоставления, изъятия, использования земельных участков и распоряжения земельными участками;
  7. принятие концепции развития, утверждение плана города, правил застройки на территории города;
  8. внесение в органы государственной власти области законодательных инициатив, оформленных в виде решений городской думы;
  9. определение порядка формирования, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
  10. принятие решений о привлечении жителей города к социально значимым для города работам;
  11. принятие решений об осуществлении муниципальных заимствований в порядке, установленном действующим законодательством;
  12. согласование назначений заместителей главы администрации города, глав администраций районов города, руководителя финансового органа и главного архитектора города.

Структура представительного органа местного самоуправления — внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся:

  • руководящее звено (председатель);
  • функционально-отраслевые подразделения (комиссии);
  • территориальные структуры или политические фракции;
  • рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа: созывает и ведет заседания; контролирует и обеспечивает выполнение регламента; подписывает решения, протоколы заседаний; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительным органом или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы:

а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях представительного органа;

б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа;

в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа;

г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Рабочий аппарат состоит из отделов и лиц, оказывающих содействие работе представительного органа. Как правило, в него входят общий отдел, организационный отдел, юридическая служба, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и т. п.

В соответствии законом (ст. 35) расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.

Законодатель предусмотрел запрет на управление и распоряжение представительным органом или отдельными депутатами, в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения. Исполнение местного бюджета относится к компетенции местной администрации, и вмешательство в данный процесс представительных органов муниципального образования не допускается. Депутаты представительного органа могут распоряжаться только средствами, направленными на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования.

Полномочия представительного органа муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечением срока полномочий. Закон (ст. 35) содержит перечень случаев, в которых полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно:

  1. роспуск представительного органа муниципального образования законодательными органами государственной власти субъекта РФ;
  2. самороспуск;
  3. вступление в силу решения соответствующего суда о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
  4. преобразование муниципального образования.

Следует отметить, что закон 2003 г. содержит закрытый перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, который не может быть самостоятельно расширен или сужен органами местного самоуправления.

Таким образом, представительный орган является обязательным элементом в системе органов местного самоуправления. Данный орган в процессе взаимодействия с другими органами реализует принципы, заложенные в законодательстве, а именно, реализуется принцип сдержек и противовесов в системе органов местного самоуправления; представительный орган позволяет учитывать мнение населения. В общем и целом представительный орган напоминает представительные органы субъектов РФ и самой Российской Федерации. Осуществляя управленческую деятельность, представительный орган тесно взаимодействует с исполнительными и иными органами местного самоуправления.

 

Глава 2. Анализ деятельности Чебоксарского городского Собрания депутатов.

2. 1. Правовой статус Чебоксарского городского Собрания депутатов.

Представительный орган муниципального образования города Чебоксары - Чебоксарское городское Собрание депутатов.

Чебоксарское городское Собрание  депутатов  - представительный орган  муниципального образования города Чебоксары, обладающий правом представлять интересы населения, принимать от его  имени решения, действующие на территории города Чебоксары.

Чебоксарское городское Собрание  депутатов  обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, расчетный  счет, бланки со своим наименованием. Чебоксарское городское Собрание депутатов  может  вступать  в правоотношения с физическими и юридическими лицами.

Чебоксарское городское Собрание  депутатов   избирается   сроком   на  пять лет.

Чебоксарское городское Собрание депутатов является правомочным, если в его состав избрано не менее  двух третей от числа депутатов, установленного Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.

Решения Чебоксарского городского Собрания  депутатов ,  подлежащие   официальному   опубликованию , публикуются  в городской газете "Чебоксарские новости".

Компетенция Чебоксарского городского Собрания  депутатов   определяется   Федеральным   законом  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", Уставом муниципального образования города Чебоксары -  столицы   Чувашской   Республики ,  настоящим  Положением.

Все вопросы,  отнесенные   законодательством   Российской   Федерации  и Чувашской  Республики, а также Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики к его компетенции, Чебоксарское городское Собрание депутатов решает самостоятельно.

Право законодательной инициативы  в  Чебоксарском городском Собрании депутатов принадлежит главе  города   Чебоксары ,  депутатам   Чебоксарского  городского Собрания депутатов, постоянным комиссиям Чебоксарского городского Собрания депутатов.

Проекты решений, внесенные  в   Чебоксарское   городское   Собрание  депутатов главой города Чебоксары, рассматриваются по его  предложению в первоочередном порядке.

Проекты решений Чебоксарского  городского Собрания депутатов,  предусматривающие   установление,  изменение   или  отмену местных налогов  и   сборов ,  иных   обязательных  платежей, осуществление расходов из средств бюджета города Чебоксары, могут быть внесены на рассмотрение Чебоксарского городского Собрания депутатов главой администрации города Чебоксары или при наличии заключения главы администрации города Чебоксары. Данное заключение представляется в  Чебоксарское   городское   Собрание   депутатов  не позднее одного месяца  со   дня   поступления   проекта  решения главе города Чебоксары.

Чебоксарское городское Собрание депутатов состоит из 45 депутатов, избираемых населением по одномандатным  территориальным избирательным  округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Порядок подготовки  и   проведения   выборов   депутатов  Чебоксарского  городского Собрания депутатов регулируется федеральным законодательством  и законодательством Чувашской  Республики.

Полномочия  депутатов ,  занимающих   должности ,  несовместимые  со статусом депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов, признаются только после представления документа, подтверждающего  сложение  полномочий, которые несовместимы со статусом депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов.

Документ, подтверждающий сложение полномочий, несовместимых  со   статусом   депутата   Чебоксарского  городского Собрания депутатов, предоставляется  в муниципальную избирательную  комиссию города Чебоксары.

Правовой статус Чебоксарского   городского   Собрания   депутатов  определяется законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, Уставом муниципального образования  города Чебоксары - столицы Чувашской  Республики, а также настоящим  Положением.

Информация о работе Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления: порядок формирования, функции, полномочия