Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:33, курсовая работа
Президентская власть, как власть социальная, является не частной, как это, например, имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной. Это – политическая власть, действующая от имени всего общества и редко (например, в условиях тоталитарного социализма) от имени определенного класса или классов. В зарубежной политологической литературе иногда утверждается, что политика, и соответственно политическая власть, существует в любом человеческом коллективе. Однако вряд ли отношения в семье или профсоюзе можно назвать политикой в точном смысле этого слова, а власть – политической. По общему правилу, имеется лишь один уникальный коллектив, в котором может возникнуть такая разновидность общественной власти – это социально ассиметричное (в разных пониманиях классовое, стратифицированное) общество, всеобъемлющий коллектив более или менее определенных географических границах (страна, город-государство, субъект федерации), иногда – в кочующем сообществе (у монголов, где вместо административно-территориального деления использовалось деление на десятки, сотни или другие способы исчисления людей в походе)
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Президент РФ в системе разделения властей……………………………6
1.1 Значение института президентства…………………………………………….6
1.2 Соотношение ветвей власти и Президента…………………………………...11
Глава 2. Президент как глава Российского государства………………………...15
2.1 Порядок избрания. Правовой иммунитет. Отрешение от должности……...15
2.2 Задачи и компетенция………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………43
Библиографический список………………………………………….....................45
президентская власть избрание иммунитет
Также не совсем понятна формулировка ч. 2 ст. 92: "Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно...". Эта фраза явно двусмысленна. Выходит, что во всех трех случаях (отставка, болезнь, отрешение) Президент сам прекращает свои полномочия. Между тем, очевидно, что это решение принимается только им самим лишь в случае отставки. В случае болезни - как показано ранее - инициатива может исходить как от Президента, так и со стороны (с учетом состояния здоровья). А при отрешении от должности как инициатива постановки вопроса, так и его решение исходят со стороны.
Таким образом, это достаточно
существенный фактор, и при его
различной трактовке возможны неожиданные
повороты. Например, в ст.167 Регламента
Совета Федерации (именно эта палата,
согласно Конституции, назначает выборы
нового Президента) сказано, что основанием
для рассмотрения палатой вопроса
о назначении выборов могут быть
истечение срока пребывания Президента
в должности, а также досрочное
прекращение Президентом
Еще один существенный вопрос:
как на деле выполнить решение
Совета Федерации об отрешении Президента
от должности? Представим, например, что
Президент считает решение
Кроме того, на практике возникнут некоторые вопросы даже при нормальном ходе выполнения постановления Совета Федерации: как реально передать исполняющему обязанности Президента "ядерную кнопку", резиденцию, дела и т.д. Все они также требуют нормативно-правовой регламентации.
Не будем исключать
такой вариант развития событий,
при котором Президент может
проигнорировать решение Совета
Федерации об отрешении его должности
и отказаться добровольно передать
власть Председателю Правительства. На
этот случай следует четко обозначить
правовой нормой, что с момента
истечения срока подачи заявления
в Верховный Суд
2.2. Задачи и компетенция.
Компетенция Президента РФ - это совокупность его полномочий в деле разрешения вопросов государственной и общественной жизни, закрепленных в нормативных правовых актах. Они установлены прежде в Конституции РФ, главным образом в ст. 83-90, а также в ряде статей, регулирующих деятельность иных органов государственной власти. Ряд полномочий закреплен в иных правовых актах различного уровня. Определенные возражения в научной юридической литературе вызывает имеющаяся практика определения их указами Президента. В связи с этим отмечается, что вероятно, по мере укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа "саморегулирования" главой государства своих полномочий25.
Ученые-юристы дают различные
классификации полномочий Президента
РФ. Так, С.А. Авакьян выделяет пять их
основных групп: в части формирования
государственных органов и
Представленные классификации полномочий Президента РФ носят обобщающий характер. Они относятся ко всем областям жизни общества, ко всем видам государственных органов. Вместе с тем особый акцент делается на полномочия Президента РФ в отношении органов исполнительной власти29. В ряде классификаций они выделяются в обособленную группу. Такое явление не случайно. Именно на исполнительные органы государственной власти падает основная нагрузка по практическому воплощению в жизнь важнейших и наисложнейших задач по реформированию, обеспечению эффективного функционирования российского общества. Отсюда и такое пристальное, постоянное внимание Президента к их организации и деятельности, обширные полномочия со стороны Президента по отношению к ним. Предложим свою классификацию компетенции главы нашего государства в отношении органов исполнительной власти. Она, с одной стороны, основывается на представленных в научной литературе общих классификациях полномочий Президента, а с другой - на специфике его взаимоотношений с исполнительной властью. Выделяются четыре основные группы: полномочия по формированию органов исполнительной власти; полномочия по определению основных направлений деятельности и руководству органами исполнительной власти; полномочия по контролю и надзору за деятельностью исполнительных органов; арбитражные полномочия в отношении исполнительных органов.
1. Полномочия по формированию
органов исполнительной власти.
Это относится прежде всего
к Правительству РФ. В соответствии
с п. "а" ст. 83 Конституции
РФ Президент РФ назначает
с согласия Государственной
Глава Российского государства
определяет систему и структуру
федеральных органов
Президент РФ формирует Совет
Безопасности РФ, Администрацию Президента
РФ, назначает и освобождает
Президент имеет ряд полномочий,
связанных с формированием
Определенными полномочиями в рассматриваемой нами сфере наделен Президент РФ в отношении высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти).
В соответствии с подпунктом
"г" п. 1 ст. 19 Федерального закона
"Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
полномочия высшего должностного лица
субъекта (руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти) могут
быть прекращены досрочно в случае
его отрешения от должности Президентом
РФ. Установлены следующие
Если не сделано ни то ни другое, Президент РФ выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти). И в случае если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения указанное лицо не примет мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает высшее должностное лицо субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) от должности. Решение Президента РФ о предупреждении или об отрешении от должности принимается в форме указа. Указ об отрешении вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования. Лицо, полномочия которого были прекращены указом, вправе обжаловать данный указ в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня опубликования указа, а Верховный Суд РФ должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи32.
В соответствии с п. 9 ст. 19
Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти Российской Федерации" Президент
РФ может назначить временно исполняющего
обязанности высшего
2. Полномочия по определению
основных направлений
Информация о работе Президент как глава Российского государства