- защита прав и интересов
детей.
- ослабление негативных последствий
сиротства.
- создание новых учреждений,
ориентированных па специфические
проблемы детей с различными
формами средовой дезадаптации.
Отечественная и
мировая практика доказывают: "гарантии
благополучного будущего ребёнка-сироты
в семье значительно выше, чем
устроенного в учреждение. Тот
же опыт свидетельствует, что
воспитание и содержание ребёнка-сироты
в семье обходится государству и обществу значительно дешевле, чем
в учреждении".
Потеря семьи - тяжелейшая
трагедия для ребёнка, которая
оставляет глубокий след в
его судьбе даже в тех случаях,
когда он достаточно быстро
обретает новую семью. Воспитание
в условиях государственных учреждений, смена учреждении и опекунов
ребёнка, позднее усыновление - этапы,
травмирующие сироты, затрудняющие или
делающие невозможной реализацию его
потенциальных возможностей, разрушающие
систему его взаимоотношений с окружающим
миром. В статье "Психолого-медико-педагогическая
поддержка детей-сирот, воспитывающихся
в семьях", авторы И. Иовчук. Е. Морозова.
А. Щербакова (1, 12) подчёркивается необходимость
образовательной работы с детьми-сиротами
в государственных учреждениях. Авторы
отмечают, что усилия государственных
интернатных учреждений в области призрения,
воспитания и обучения детей-сирот позже
значительно обесцениваются, так как такие
дети, оказавшись один на один с самостоятельной
жизнью, испытывают большие трудности,
обусловленные инфантилизмом, замедленным
самоопределением, незнанием, а возможно
и неприятием себя как личности. Также
выпускникам интернатов свойственны иждивенчество,
непонимание материальной стороны жизни,
вопросов собственности, экономики, трудности
в произвольном общении, где требуется
умение строить эмоциональные и деловые
отношения, перегруженность отрицательным
опытом и негативными образцами поведения.
В пашей стране
альтернативой государственным
воспитательным учреждениям становится
приёмная семья. Люди, решившиеся
усыновить или взять на попечение ребёнка-сироту,
сталкиваются с трудностями, обусловленными,
как малой информированностью приёмных
родителей, так и спецификой развития
ребёнка, воспитывавшегося в учреждении
интернатного типа (в доме ребёнка, детском
доме, школе-интернате). Люди, взявшие на
себя благородную миссию воспитать в семье
осиротевшего по тем или иным причинам
ребёнка, зачастую оказываются не готовы
воспринимать и принимать его со всеми
присущими ему особенностями, недостатками,
не оценивают его проблемы как психиатрические,
дефектологические, т.е. требующие вмешательства
и помощи специалиста. У приёмных родителей
нередко возникают мысли об опрометчивости
их поступка, о непреодолимости выявившихся
проблем. Нарушается контакт с приемным
ребёнком, который вызывает чувство раздражения
или разочарования. В крайних случаях
от такого ребёнка стремятся избавиться,
возвращают в то учреждение, из которого
он был взят. Таким образом, авторы статьи
доводят до читателей всю серьёзность
принятия решения об усыновлении пли попечительстве.
Предупреждают о возникновении трудностей.
Эта статья очень информативна, приведённые
в ней данные носят ограждающий характер.
Т.е. авторы пытаются оградить читателей
от возможного недостаточно обдуманного
решения стать приёмными родителями. А
для того, чтобы помочь приёмной матери
разобраться в особенностях ребёнка и
целенаправленно добиваться оптимального
эффекта – его позитивной социализации
- необходимы не только базовые знания
в области психологии, психиатрии, дефектологии,
наркологии и т.п., но и постоянная опора
на специалистов различною профиля. В
связи с этим авторы считают очевидной
необходимость разработок, апробации,
и внедрения новых методик работы с семьёй.
Они должны быть направлены на повышение
социальной активности членов семьи, приобретение
основных социальных, педагогических,
психологических, юридических и медицинских
знании, объединение семьи с различными
специалистами и другими семьями, расширение
кругозора семьи, а при необходимости
и лечения её членов.
В заключение статьи авторы приводят результаты сравнения
детей-сирот из сиротских учреждений и
детей-сирот из приёмных и опекунских
семей. При сравнительно одинаковых стартовых
показателях обнаружены следующие различия:
дети из семей оказались более живыми
эмоционально, с яркими и тонкими эмоциональными
реакциями, способными к сопереживанию.
В отличие от воспитанников интерната,
часто обнаруживающих несвойственные
полу черты - маскулинность у девочек,
женственность у мальчиков, у них в преобладающем
большинстве случаев была адекватной
половая идентификация: девочки выглядели
женственными, стремились к женским видам
спорта, рукоделию, искренне говорили
о стремлении иметь в будущем любимого
мужа, детей. Кроме того, дети из семей,
в отличие от пассивных интернатских детей,
ярко проявляли собственную инициативу
в выборе кружков, секций, направления
обучения, профессии, были в состоянии
планировать будущую жизнь. В то же время
у детей из семей значительно чаще, чем
в интернате, проявлялись психосоматические
расстройства и невротические реакции,
что возможно, обусловлено более тонкой
и яркой эмоциональной структурой личности.
Таким образом,
можно сделать вывод о том,
что воспитание детей-сирот в
приемных или опекунских семьях
даёт лучшие результаты, нежели
в государственных сиротских учреждениях.
3. Проблемы социализации
детей, оставшихся без попечения
родителей
Выделяют основные
типы адаптации человека через
приспособление к существующим
обстоятельствам путем врастания
в среду или изменения себя.
В этом случае активность человека направляется на лучшее и всё более
полное приспособление к среде за счет
своих собственных резервов и личностных
ресурсов. Следующий тип - самоустранение,
уход из среды, если невозможно принять
ценности окружения как свои не удалось
изменить и покорить окружающий мир (в
этом случае может пропасть ощущение собственной
ценности того, что окружает). Крайняя
форма ухода из среды (полное самоустранение)
- самоубийство.
Согласно данным, опубликованным
в печати, из 15000 выпускников детских
государственных учреждений (детей-сирот) в течение года
5000 попадают на скамью подсудимых 3000 становятся
бомжам 1500 кончают с собой.
Дети-сироты проблемная
группа не только в психологическом
плане; лишённые эмпатийного общения
в семье, с близкими людьми,
перенесшие жестокое обращение - это то, что можно
считать часто начального капитала, сопровождающего
стартовые позиции. В обычных условиях,
как правило, начальный адаптационный
потенциал дает семья: социальный статус,
воспитание, здоровье, образование и многое
другое, что не всегда можно измерить,
описать, а иногда даже уловить, например,
психологические характеристики.
Существующая система
работы с детьми в государственных
учреждениях зависит от множества
факторов социально-психологического
объективного и субъективного характера и не всегда способствует
успешной адаптации личности (на всех
возрастных этапах). Применяются наказания:
от оскорбления словом до лишения питания,
избиения, помещения в психиатрическую
больницу, переход из обычного детского
дома в коррекционный. В детских учреждениях
получают травмы, в том числе от побоев
воспитателей и старших детей, а также
производственные. Здесь, с одной стороны,
болезни лечат, но с другой - не долечивают,
провоцируют. Все это может повлиять па
дальнейшее физическое развитие ребенка
и его умственные способности.
У ребенка в государственном
учреждении нет чувства постоянного
дома. В 15-18 лет подросток вынужден
уходить из детского дома практически
в неизвестность, решать проблему
жилья, прописки. Для некоторых
закончить учебу - это начать скитаться. К статусу
сироты добавляется статус мигранта (как
социологическое понятие), а стало быть,
статус маргинала и чужака. Сформированы
и получили развитие следующие институты
социализации детей-сирот в условиях замещающей
семьи:
1. Усыновление (действует областной центр
усыновления, опеки и попечительства,
где сформирован база данных о детях-сиротах
и потенциальных усыновителях, в центре
имеется социально-правовой отдел, специалисты
которого оперативно и бесплатно оказывают
услуги усыновителям)
2. Опека (организованы
централизованный учет и комплексное
социально-медико-псиолого-педагогическое
сопровождение опекаемых детей-сирот)
3. Приемная семья (начало
положено в 1994 году, как эксперимент
по временной передаче детей-сирот
на воспитание в приёмные семьи в г. Самаре;
результат закреплен Постановлением главы
администрации области 1995г. «О временном
положении, о приёмной семье на территории
Самарской области"
В настоящее время
в области сформирована система
обслуживания семейных институтов социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Это областной центр усыновления, опеки
и попечительства, 48 центров «Семья», 29
центров социальной реабилитации несовершеннолетних
с приюта на 815 мест, 9 центров диагностики
и коррекции развития детей, 11 центров
реабилитации детей с ограниченными возможностями,
кризисный стационар на 30 мест. В кризисный
стационар направляются дети, подвергшиеся
насилию.
Первичным звеном
системы учреждений социальной
реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся бес попечения
родителей, являются центры "Семья".
Центры занимаются вопросами изучения
факторов социального неблагополучия
и профилактики социального сиротства,
а также осуществляют практическое исполнение
индивидуальных программ социальной реабилитации
детей-сирот в условиях заметающей семьи
(комплексное социально-психолого-медико-педагогическое
сопровождение ребёнка и его семьи)
Организацию мониторинга
здоровья детей в условиях
замещающей семьи осуществляют
центры психолого-медико-педагогнческой диагностики и коррекции
развития детей. Данные центры ведут непрерывную
диагностику развития детей, воспитывающихся
в домах ребёнка, дошкольных детских дома,
школах-интернатах.
Самарская область
- территория, где реально получила
развитие концепция комплексного социального
обслуживания семьи и детей, а семейная
политика - составная часть всей социально-экономической
политики - это верный подход, который
даёт возможность реализовать основную
цель: профилактику негативных социальных
явлений.
Дети-сироты становятся
мигрантами в раннем возрасте
и сохраняют этот статус в
течение многих лет, доказывая,
что миграция - не географический
факт, а социальное явление. Домашние
связи разрушаются у сирот
несколько раз:
-собственно домашние связи и разлучение
с родственниками
-домашние связи, когда ребенок начал
считать детское учреждение домом, а воспитателей
и детей родственниками
Подобные переезды оставляют
психическую травму на всю
жизнь.
Степень открытости (закрытости)
воспитательного учреждения во многом
определяют развитие воспитанников. Если
у обычного свободного ребенка есть несколько
кругов общения: семья, школа, близкие
и дальние родственники, личные друзья
и друзья родителей, соседи, двор и т.д.
У ребенка в детском доме круги общения
значительно меньше, и все они могут быть
определены одной территорией и одними
и теми же лицами.
В совершенно закрытых учреждениях
дети полностью отгорожены от
внешнего мира: живут и учатся
в одном здании на изолированной
территории. Вопрос о закрытости
учебных учреждении очень близок к вопросу
о возможности выбора, в том числе образования
и круга общения.
В воспитательном или патронажном
учреждении обязательно стараются
дать ребенку образование или
профессию. Но дети-сироты часто
ограничены в получении школьного
образования, многие из них не могут учиться
в обычной школе, равняться в своих знаниях
на детей, у которых есть родители. Бывает,
что в интернатах отсутствует преподавание
некоторых предметов. Выпускники школ-интернатов
ограничены как в свободе выбора учебного
заведения, гак и в возможности поступления,
не смотря на имеющиеся льготы. Поступить,
в ВУЗы, особенно на престижные специальности,
сиротам практически невозможно.
Сегодня сирот не хотят
принимать не только университеты
и техникумы, но и ПТУ. Кроме
того, проблема состоит не только в том,
чтобы поступить в учебное учреждение,
но и в том. чтобы адаптироваться и удержаться
в нем..
Молодые люди из числа
сирот, как правило, не конкурентоспособны
па современном рынке труда.
А полученные профессии - не востребованы.
Те немногие неправительственные организации,
которые сегодня начали работать и готовы
помочь сиротам. В том числе и трудоустройством,
исполняют роль формальных, неформальных
каналов трудоустройства: знакомства,
рекомендации, биржи труда.
Очень редки случаи,
когда молодой человек получает
прописку, постоянное жильё и
возможность учиться, работать, когда
дети и родители соглашаются
жить вместе по возвращении
ребёнка из детского учреждения
и ведут более или менее
сносное существование.
Сироты, не имеющие
сведений о своих родных, оставленные
в раннем детстве, а также
подкидыши, после окончания школы
в подавляющем большинстве случаев,
могут выбрать только те учебные
заведения, и только те места
работы, где предоставляют жильё.
Есть примеры, когда молодой человек сначала поступил,
в один ВУЗ, но из-за отсутствия общежития
должен был перевестись в другой. А также
случаи, котла по той причине студенты
из ВУЗа уходили в техникум или ПТУ.
Жилищная проблема
накладывает отпечаток, а иногда
и определяет весь процесс социализации
детей-сирот. Большинство из них получают
опыт борьбы за жильё и прописку в возрасте
14-18 лет. Проходят все ступени "жилищной
социализации": знакомство с родителями,
обращение в судебные органы, в администрацию
города или района, в различные структуры
социальной защиты, проходят комиссию
по жилищным вопросам. В некоторых случаях
проходят через суд, вымогательство. А
также получают негативный жизненный
опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство,
воровство, болезни.
Журнал "Социс" опубликовал статью
«Возможности и условия адаптации детей-сирот»,
автор которой подтверждает сложность
адаптации выпускников сиротских учреждений:
«Индивидуальные интервью, фокус группы
показали, что для воспитанников школ-интернатов
очень сложно вспомнить положительные
примеры судеб сирот, а также сложно объяснить,
что на их взгляд является решающим в успешной
адаптации (3, 23)...» С одной стороны, говориться,
что «всё зависит от самого сироты, его
характера, целей в жизни», с другой, отмечается,
что "сироте очень сложно вырваться
за рамки обстоятельств - нет помощи родителей,
нет возможности получить хорошее образование
в школе и продолжить учёбу в техникуме
или ВУЗе". Также указывается на то,
что сам факт воспитания в государственном
учреждении является препятствием в жизни.
Также автор этой
статьи делает далеко незавидные
выводы: «воспитание в государственном
учреждении изъятие ребёнка из
асоциальной семьи предполагают
предоставление ему возможности
повысить свои статус относительно
родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников).
Единицы получают высокий уровень образования,
престижную работу. Большинство получают
рабочую специальность, пополняя базовый
и нижний слои общества. При этом многие
не имели и не имеют важных адаптационных
ресурсов: материальных (жильё, востребованная
профессия, сбережения) и психологических
(адекватное воспитание поддержка родственников),
Стало быть, их потенциал на изменение,
повышение или сохранение прежнего статуса
ниже, чем у остальных граждан».