Причины сиротства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Объектом исследования является процесс взаимодействия с родителями и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Предметом исследования являются особенности работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Содержание работы

Введение

Причины сиротства в России

Формы воспитания детей в детских учреждениях

Проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей

Социально-педагогич6еская деятельность с приемной семьей

Социальная помощь и защита прав ребенка

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

слав кур.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 

 Несправедливо будет не сказать о фактах, когда детский дом даёт ресурсы для успешной адаптации воспитанников.«Например, дети, которые попали из неблагополучных деревенских семей в городской детский, считают эго фактом восходящей мобильности. Они сумели получить образование лучше, чем в деревенской школе, посмотреть Россию, и съездить за границу во время каникул. Директор приложил максимум усилий для того, чтобы молодые люди поступили в университеты».

 

 

4. Социально-педагогическая деятельность  с приемной семьей

 

 

 Этапы социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

 

 Первый этап связан  с поиском приемных родителей.  Люди, желающие выступить в этой  роли, подают заявление, в котором  указывают свою фамилию, имя,  адрес проживания, домашний телефон,  наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

 

 На втором этапе  претендентам, подавшим заявление,  предлагают заполнить анкету  или другой вид документа, в  котором будущие приемные родители  дают личностную самооценку, описывают  историю семьи, характеризуют  свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью, и другие данные. Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ социальный педагог разрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи.

 

 Третий этап предполагает  первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.

 

 Четвертый этап  предполагает углубленное изучение  семьи и ее ближайшего окружения  (углубленная диагностика). Социальный  педагог, ознакомившись с заявлением  и анкетой, заполненными будущими  родителями, знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это может проводиться путем беседы или специально разработанных анкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику (для объективной оценки здоровья приемной семьи)

 

 Пятый этап связан  с предварительным вводным курсом  обучения будущих родителей, который  может включать некоторые теоретические  знания и практическую стажировку  в течение двух-трех дней в  учреждении, где находится ребенок.  При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу небольшого вводного курса.

 

 Шестой этап связан  с передачей ребенка в приемную  семью. В этом случае основная  деятельность падает на органы  опеки и попечительства и органы  юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др., а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.)

 

 Дальнейшее патронирование  приемной семьи связано со  своевременным выявлением и разрешением  проблем, которые могут возникнуть  в приемной семье по обучению  и воспитанию ребенка, предупреждением  отказа приемных родителей от него.

 

 

5. Социальная помощь  и защита прав ребенка

 

 

 Одной из главных  задач социальной помощи ребенку  является устройство его дальнейшей  судьбы с учетом всей совокупности  обстоятельств в каждом конкретном  случае. Основные группы детей: 

 

1.Дети-сироты, у которых умерли родители

 

2.Дети, родители которых лишены родительских прав

 

3.Дети, временно лишившиеся  родительского попечения (находятся  в больнице, под следствием, в розыске, в заключение)

 

4.Дети из семей,  где они подвергались физическому  или сексуальному насилию; из семей, где детей не кормят, оставляют на целый день или ночь одних без присмотра, где родители пьют или дебоширят, т.е. где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни

 

5.Дети вынужденных  переселенцев

 

6.Дети, жилище которых находится в аварийном состоянии, либо оно отсутствует вовсе, либо не отвечает санитарно-гигиеническим нормам

 

 Прежде чем принять  по ребенку решение, определить  круг мероприятии по оказанию  помощи, необходимо определить круг  мероприятии по оказанию помощи, необходимо изучить условия семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения), интересы, сведения о здоровье, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. Вся эта работа в основном осуществляется социальным педагогом

 

 Основные функции  социального педагога при работе  с детьми, оставшимися без попечения  родителей:

 

 Сбор информации, касающейся  социального статуса ребенка.  С этой целью педагог посещает  семью ребенка, изучает материальные  условия, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий, определяет психологический и моральный климат в семье, отношение родителей к ребенку, связывается с другими родственниками, соседями, школой, милицией и другими учреждениями.

 

 Сбор и ведение  документации на каждого ребенка в заведенное на него личное дело. В папку собираются сведения о семье, акты посещения семьи ребенка, свидетельство о рождении (или копия), социальный номер, страховой полис, сберегательная книжка, опись имущества, решение суда и копии приговора, запросы в различные органы и т. д. Обязательно отмечается, какая помощь, и поддержка были оказаны ребенку, и предполагаемое решение его дальнейшей судьбы. Для этой цели используется «Социальная карта ребенка». Такая карта является удобной для оценки жизненной ситуации ребенка, правильности сопровождения ребенка, поскольку все мероприятия фиксируются в дневнике.

 

 Установление контактов  и поддержание связи с другими  учреждениями, занимающимися оказанием  помощи детям из неблагополучных  семей.

 

 Помощь директору учреждения в подготовке документов для возбуждения уголовных дел в интересах ребенка на усыновление, взятие под опеку или перевод в другое учреждение.

 

 Социальная поддержка  ребенка (устройство в школу,  профессиональное училище и т.д.)

 

 Наблюдение за условиями жизни детей, живших в приюте и вернувшихся в семью или взятых под опеку.

 

 Понятно, что эти  задачи требуют тесного контакта  социального педагога и всего  педагогического коллёктива 

 

 Из сказанного следует,  что важной задачей социального  педагога является изучение условий жизни семьи с тем, чтобы принять правильное решение о возможности возвращения в семью. Надо отметить, что социальный педагог не обладает карательными функциями, его задача — полнее оценить ситуацию, а для этого необходимо установить контакт и взаимопонимание с ребенком и родственниками. Мы используем для достижения взаимопонимания социального работника и клиента ряд приемов, рекомендуемых зарубежными психологами. В данном случае слово «клиент» относится как к родителям или другим членам семьи, так и к самому ребенку.

 

 Начать беседу с  «разминки» — разговора на  нейтральные темы. Особенно важно  соблюдать это правило, начиная  разговор с подростками, так  как они переживают стадию  освобождения от влияния взрослых  и настороженно относятся к попытке проникнуть в их мир.

 

 Продемонстрировать  сочувственный отклик, выразить  понимание сложности ситуаций. Чуткость  способствует установлению контакта, так как собеседник начинает  воспринимать социального работника  как человека заинтересованного в его судьбе.

 

3. Относиться к клиенту  «как к родному — быть естественным, искренним, не подавлять своих  чувств. Манера общения — открытая, непринужденная. Такой способ общения  способствует нейтрализации негативных  эмоций клиента.

 

4. Прежде чем изучить интересующую социального работника проблему, следует проявить внимание к нынешнему состоянию клиента, на момент интервью.

 

 После такой подготовки  можно перейти к изучению интересующей  проблемы. Во время дальнейшей  беседы с помощью поощрительных  реплик поддерживать обратную связь. Случается, что одного посещения недостаточно, приходится делать повторные визиты. Каждый раз составляется подробный неформальный отчет социального педагога в «Тетради учета посещений семей», в которой излагаются условия жизни, обстановка на момент посещения, поведение родителей и других членов семьи, их реакция на сведения о ребенке. Эти акты или отчеты являются документом, который может быть использован при возбуждении дела о лишении родительских прав или отобрании детей по суду. Когда по разным причинам не удается попасть в семью или родители отказываются от беседы, тогда необходимо опросить соседей, других родственников.

 

 Семьи, где развращали  детей, принуждали к воровству,  обману, совершенно не заботились  об их устройстве в школу. Дети из этих семей не имели кровати и спали в лохмотьях на полу, с которого даже линолеум был снят и пропит родителями.

 

 Таким образом,  посещение социальным педагогом  семьи ребенка дает возможность  решить вопрос о возвращении  ребенка в семью. Или вызволения его из обстановки, опасной для его жизни и здоровья. Если возвращение ребенка в семью по тем или иным причинам невозможно. А родственники не хотят или не могут взять его под опеку, готовятся документы на передачу его в школу-интернат или детский дом.

 

 Социальная помощь  детям включает также помощь  в решении жизненных проблем,  т.е. закреплении имеющегося жилья  за ребенком, а также открытие  счетов в Сбербанке на разные  виды пенсии (по потери кормильца,  социальные, алименты родителей,  лишенных родительских прав)

 

 В России создана  законодательная база, позволяющая  в той или иной мере защитить  основные права ребенка, находящегося  в трудной жизненной ситуации. Полное государственное обеспечение  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, это предоставление им на время пребывании в соответствующем государственном пли муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

 

 Обучающиеся в учреждениях  среднего и высшего профессионального  образования из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в возрасте восемнадцати  лет и старше, но не более  чем до двадцати трех лет  имеют право па полное государственное обеспеченнее и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях. Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения. Дополнительные гарантии по социальной защите законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.

 

 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,  получившие основное общее или  среднее общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднею и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

 

 Обучающимся из  числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  помимо полного государственного обеспечения, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

Информация о работе Причины сиротства в России