Приемная семья как разновидность опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ юридических аспектов института приемной семьи на различных этапах его развития.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотрение истории становления и развития системы социального призрения в России;
раскрытие концептуальных подходов к изучению предмета исследования;
анализ действующего законодательства в области приемной семьи;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
2.1 Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Порядок образования приемной семьи и содержание ребенка, переданного в приемную семью
2.3 Особенности договора о передаче ребенка на воспитание в семью
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
РИСУНОК А.1 – ВАРИАНТЫ ПОПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ

Файлы: 1 файл

приемная семья кр.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

 

 

 

 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ:

 

Правоведение

 

НА ТЕМУ: «Приемная семья как разновидность опеки (попепчительства) над несовершеннолетними лицами»

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы обусловлена  тем, что в современной России отсутствуют условия для нормального функционирования института семьи. Необходимо свести на нет нередкие жизненные ситуации, когда матери отказываются от своих детей еще в роддоме. В масштабах России, а не только отдельно взятого субъекта, необходимо создать отлаженную систему выявления и учета социально неблагополучных семей, оказания помощи таким кризисным семьям, не доводя до критического момента, когда в целях защиты прав и интересов ребенка его кровных родителей лишают родительских прав и (или) ограничивают в родительских правах. Необходимо создать механизм социального сопровождения как кровных, так и замещающих семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тем самым сводя к минимуму случаи устройства детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, отмены усыновления.

Проблема защиты прав и интересов  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня  не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.

Для написания работы были использованы труды известных ученых, таких, как М.В. Антокольской, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова и др. Правовую природу различных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали Ю.Ф. Беспалов, З.И. Воронина, И.В. Гессен, Н.М. Ершова, A.M. Нечаева и др.

 

Предметом исследования является правовое регулирование и становления института приемной семьи как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в России.

Объект исследования представляет собой правовые отношения детей, оставшихся без попечения родителей, и государства в процессе исторического развития.

Цель исследования – анализ юридических  аспектов института приемной семьи  на различных этапах его развития.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

  • рассмотрение истории становления и развития системы социального призрения в России;
  • раскрытие концептуальных подходов к изучению предмета исследования;
  • анализ действующего законодательства в области приемной семьи;
  • проанализировать и представить в целостном виде основные характеристики и специфические особенности института приемной семьи, динамику его становления.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.

Во введение обоснована актуальность выбранной темы, представлена цель, объект, предмет и задачи исследования.

В первой главе рассмотрена история  становления и развития системы  приемной семьи в России.

Во второй главе представлены особенности  современного правового регулирования  института приемной семьи в России. Охарактеризован порядок защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Представлен порядок образования приемной семьи и содержание ребенка, переданного в приемную семью, рассмотрены особенности договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

 

 ГЛАВА 1. становлениЕ иНСТИТУТА приемной семьи в России

семья правовое регулирование

Приемная семья «не изобретена» законодательством современной России. Вместе с тем нельзя сказать, что данная форма была привнесена из других стран. В любом обществе есть дети, которые остались без родительского попечения. В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны [69, с. 100].

Долгое время такая  форма устройства детей называлась патронатом. Еще в период царствования Екатерины II были предприняты первые попытки правового регулирования  патроната. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение [59, с. 79].

После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме  устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках» [18], в соответствии с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей осуществлялось за счет местных средств.

Другой нормативный акт - Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» определил исследуемые отношения как патронат. Получив законодательное название «патронат», этот институт в своей сути не претерпел изменений. Также с помощью патроната решалась проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в другой семье. Впоследствии опять институт патроната был предан забвению. И вновь к нему обратились лишь в 1987 г., когда ЦК КПСС и Совет Министров СССР в своем Постановлении от 31 июля 1987 г. N 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поставили задачу осуществить поиск оптимальной формы воспитания, содержания и обучения детей-сирот. «Современная патронатная семья существенно отличается от дореволюционной. Сейчас труд патронатных родителей не оплачивается. Более того, они принимают на себя обязанность по содержанию принимаемых в семью приемных детей. Это предусмотрено, например, в п. 8 Типового договора, прилагаемого к Закону Алтайского края от 6 марта 2000 г. «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан» [37, с. 158].

При создании правовой модели приемной семьи законодатель использовал лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Они будут определены при исследовании субъектного состава, предмета, содержания договора о приемной семье. Следует отметить, что Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ) не содержит определения понятия «приемная семья». Однако в юридической литературе этот вопрос обсуждается. Так, по мнению М.В. Антокольской, «приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления» [53, с. 53]. Признавая ее некоторое сходство с ними, думается, что она тем не менее существенно отличается от них. Л.Ю. Михеева определяет «приемную семью как вид опеки». Р.А. Шукуровым приемная семья определяется как «форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являющаяся особым социальным институтом общества, основывающаяся на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью на условиях, установленных законом и договором; наделенная законом определенным объемом правосубъектности; представляющая собой также способ совместного проживания лиц вне зависимости от регистрации брака приемными родителями, связанными общим бытом, досугом; формирующими свои отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи; имеющими взаимные права и обязанности» [79, с. 7]. Е.Ю. Валявина также определяет приемную семью как форму воспитания детей [31, с. 470]. Т.И. Дружинина называет приемную семью «самостоятельной, приоритетной формой семейного воспитания» [71, с. 164]. О.В. Фетисова полагает, что приемная семья есть «форма устройства детей» [72, с. 155], а С.Ю. Чашкова смешивает эти понятия, в одном случае называя приемную семью формой воспитания, а в другом случае - формой устройства. В этой связи следует выяснить: какое же определение приемной семьи будет верным, правильно ли ее называть формой воспитания детей.

Не соглашаясь с авторами, полагающими, что приемная семья - это форма  воспитания детей, считаем, что их взгляд на приемную семью как форму воспитания детей не соответствует, во-первых, позиции законодателя, во-вторых, узок, не точен, в-третьих, не учитывает различий в понятиях «устройство», «воспитание» и «форма». Если проанализировать ст. 151 СК РФ и ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где приемная семья определяется как «форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами) или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью», то установим, что законодатель последовательно определяет в разных нормативных актах приемную семью как форму устройства детей.

Опыт организации приемных семей  в постсоветской России ведет  отсчет с 1996 г., и можно считать, что, несмотря на проблемы, возникавшие  в течение прошедшего времени, в  целом он оказался достаточно удачным [1]. Изучение приемной семьи приобретает особую актуальность в связи со значительным ростом числа такого вида семей в регионах с 2007 г. (см. табл.). Динамика этого роста в значительной степени объясняется предоставлением федеральных субвенций в региональные бюджеты для финансирования приемных семей. Многое зависит и от инициативы регионов «в освоении» предложенных средств, их готовности содействовать формированию и успешному развитию приемных семей. Неслучайно численность их существенно различается; она прямо не связана с числом выявляемых детей, лишенных попечения родителей.

Отметим, что после принятия в 2008 г. «Закона об опеке и попечительстве» институт приемной семьи юридически стал одним из видов «возмездной опеки» - за счет бюджетных средств, в отличие от другого ее вида - за счет доходов от имущества подопечного [3]. В мае 2009 г. принято Постановление Правительства по вопросам опеки, где термин «приемная семья» остался [4]. Отмечая позитивное значение изменений в законодательстве, нельзя не признать, что оно еще недостаточно способствует качественному функционированию приемной семьи [5].

Об этом свидетельствует исследование городских приемных семей, осуществленное в начале 2008 г. в трех регионах РФ. В Москве опрошено 30 родителей приемных семей, в Мурманске - 33; Новосибирске - 34 родителя. Они предоставили информацию о 223 воспитываемых ими в момент опроса приемных детях. (Опрос проведен А. В. Добровольской.) Анкета заполнялась одним приемным родителем (11 из 97 заполнили отцы). Поиск респондентов осуществлялся через социальную сеть, которая формируется наиболее активными приемными родителями для коллективного решения актуальных вопросов. В случайной выборке структура приемных семей примерно такая же, как и среди «обычных» семей с несовершеннолетними детьми (согласно данным РМЭЗ 2007 г.): 55% - нормативные, родители состоят в первом браке, 28% - материнские, 2% - отцовские, 15% - сводные (есть дети от предыдущего брака). Существенное структурное различие - 26% приемных матерей не имели биологических детей, 31% имели совершеннолетних, а 20% - несовершеннолетних детей; 23% - и совершеннолетних, и несовершеннолетних биологических детей. Число принятых детей колеблется от одного до трех (в Новосибирске в двух случаях было превышение «федерального норматива» - 12 и 16 приемных детей). Среди респондентов 69% приемных матерей и 60% отцов, по их заявлениям, верующие. Высшее образование имели в Мурманске 4%, в Новосибирске 41%, в Москве 68% отцов. Приемные матери соответственно - 28%, 35% и 54%.

 

Таблица 1.1 – Численность приемных семей

Обл., края, респ.

2001

2005

2007

2010

1

2

3

4

5

Самарская

1154(1626)

1784(2572)

2106(3138)

2364(3490)

Пермская

75(271)

496(1352)

962(2442)

1432(3391)

Кемеровская

1(6)

121(213)

733(1179)

1335(2070)

Татарстан

10(17)

220(315)

570(885)

959(1506)

Московская

5(24)

109(185)

400(574)

955(1270)

Свердловская

21(71)

91(161)

267(415)

693(1007)

Башкортостан

0

2(6)

147(250)

690(1014)

Новосибирская

4(27)

125(306)

345(691)

655(1194)

Новгородская

23(90)

111(210)

221(347)

642(956)

Калужская

59(140)

237(395)

459(761)

556(937)

Ярославская

5(19)

26(70)

263(374)

485(667)

Сахалинская

1(8)

2(4)

167(230)

456(620)

Владимирская

29(57)

124(179)

350(543)

448(707)

 Мурманская

13(29)

59(104)

83(146)

148(233)

Краснодарский

6(22)

110(283)

220(539)

434(999)

Красноярский

11(108)

12(80)

25(118)

421(1012)

 Москва

10(41)

9(35)

8(23)

26(46)

Российская

1945(4398)

5827(11085)

11354(20826)

22017(38414)

Информация о работе Приемная семья как разновидность опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами