Приемная семья как разновидность опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ юридических аспектов института приемной семьи на различных этапах его развития.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотрение истории становления и развития системы социального призрения в России;
раскрытие концептуальных подходов к изучению предмета исследования;
анализ действующего законодательства в области приемной семьи;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
2.1 Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Порядок образования приемной семьи и содержание ребенка, переданного в приемную семью
2.3 Особенности договора о передаче ребенка на воспитание в семью
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
РИСУНОК А.1 – ВАРИАНТЫ ПОПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ

Файлы: 1 файл

приемная семья кр.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку приемная семья является разновидностью опеки (попечительства), во-первых, договор о приемной семье  прекращается прежде всего в связи  с прекращением опеки или попечительства.

Во-вторых, договор о приемной семье  может быть прекращен по специальным  основаниям, названным в п. 2 статьи 153 СК РФ. Речь идет об одностороннем  отказе от исполнения договора, когда  такой отказ допускается законом (п. 3 ст. 450 ГК РФ). При отказе одной из сторон договор о приемной семье считается расторгнутым в следующих случаях:

  • по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменений семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и др.);
  • по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), возвращения ребенка (детей) родителям и др.

В-третьих, договор о приемной семье  может быть изменен или прекращен  по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (гл. 29 ГК РФ), в том числе в связи с существенным нарушением договора одной из сторон или в связи с существенным изменением обстоятельств - в тех случаях, которые не предусмотрены п. 2 статьи 153 СК РФ.

Последствия досрочного расторжения договора о приемной семье не предусмотрены семейным законодательством.

Для разрешения этого вопроса в  силу ст. 4 СК РФ необходимо субсидиарно  применить положения гражданского законодательства. В соответствии со ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Таким образом, при одностороннем отказе от договора по инициативе органа опеки и попечительства приемным родителям причитаются фактически понесенные ими в связи с исполнением их обязанностей расходы. Если же инициатором являются приемные родители, то они обязаны возместить органу опеки и попечительства, а также подопечным детям все убытки, в том числе вернуть все полученное вознаграждение, а также имущество, предоставленное приемным родителям для исполнения обязанностей по договору.

Однако не исключено и применение другого последствия. В силу п. 3 статьи 153 СК РФ, если основанием для расторжения  договора о приемной семье послужило  существенное нарушение договора одной  из сторон по ее вине, другая сторона  вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.

На практике имели место случаи прекращения платной опеки в  связи с неисполнением приемными  родителями своих обязанностей, повлекшим  серьезные нарушения прав и интересов  детей. В таких случаях должно применяться специальное правило, в соответствии с которым приемные родители должны возместить все убытки, причиненные их действиями, как подопечным детям, так и органу опеки и попечительства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в выпускной квалификационной работе проведен анализ юридических аспектов института приемной семьи на различных этапах его развития с целью совершенствования правового регулирования.

Традиционными формами устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, являются усыновление и  опека. СК РФ впервые закрепил в законодательстве такую форму устройства ребенка, как приемная семья.

Вместе с тем помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся  в домашнем уходе, в частные семьи  производилось и прежде. Такое  устройство называлось патронажем, правовые предпосылки которого уходят в эпоху царствования Екатерины II. Чаще всего на патронаж передавались маленькие дети - воспитанники детских приютов. Семье, принявшей ребенка, выплачивалось пособие. Передача несовершеннолетнего на патронаж в семью осуществлялась на условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими его на воспитание в свою семью.

Рассмотрены особенности правового  регулирования института приемной семьи. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрен порядок образования приемной семьи и содержание ребенка переданного в приемную семью

Так же в выпускной квалификационной работе проанализированы проблемы функционирования приемной семьи, как формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях

Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности.

Приоритетной формой семейного  воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усыновление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочерение), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.

Иные индивидуальные формы семейного  воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный  характер и являются временным устройством  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Приемными родителями могут стать  совершеннолетние граждане, как состоящие  в браке, так и не состоящие  в браке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения родителей  ребенка. Препятствием к этому являются только предусмотренные законом обстоятельства (ст. 153 СК РФ).

Приемные родители, в отличие  от опекунов (попечителей), состоят  в договорных отношениях с органом  опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих  обязанностей. Кроме того, между детьми и приемными родителями в принципе должны возникнуть более тесные связи, чем между подопечными детьми и опекунами (попечителями), на что указывает само наименование субъектов приемной семьи: «приемные родители» и «приемный ребенок».

В приемную семью передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в  приемной семье, включая родных и  усыновленных, не должно превышать, как  правило, восемь человек (п. 2 Положения  о приемной семье). Срок, на который  дети помещаются в приемную семью, указывается в договоре о передаче ребенка в приемную семью (п. 15 Положения о приемной семье).

Для выявления проблем функционирования приемной семьи, как формы воспитания детей оставшихся без попечения  родителей, необходимо провести анализ особенностей современного правового регулирования института приемной семьи.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут  быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

Свой дом и нормальные условия  жизни для ребенка могут создать  приемные родители. В приемной семье  ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок  проживает в такой семье, как  правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования.

В приемной семьи необходимо создание таких условий, чтобы приемный ребенок  находился как можно дольше в  отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем  самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным.

Приемным же родителям даже такого права не дано. Однако они продолжают делить со своими воспитанниками и  хлеб, и кров. Между ними практически складываются родственные отношения, и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.

Воспитание оставшихся без попечения  родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреждений.

Дети, попадающие в дома ребенка, в  детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые  показатели в своем анамнезе. У  них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко  выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Зачастую у этих детей появляется склонность к наркотизации и криминогенности.

Дети, лишенные родителей, нуждаются  в особом профессиональном попечительском отношении к ним. Ребенку нужен друг, способный к настоящему пониманию, – тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Попечительская, психологически обоснованная помощь должна состоять в умении создать правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации [Текст] : официальный текст : с изменениями от 30 декабря 2008 года. – М. : Айрис-пресс , 2011. – 63 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : [ГК] : части первая, вторая, третья и четвертая : по состоянию на 20 января 2011 г. – М. : Проспект : КноРус , 2011. – 541, [1] с.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. // Российская газета. – 2002. – 20 ноября.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Российская газета – 2006. – 05 мая.
  5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Федеральный Закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ // Российская газета. –2006. – 30 апреля.
  6. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации : Федеральный Закон от 25 июня 1993 г. // Российская газета. –1993. – 10 августа.
  7. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей : Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. N 81-ФЗ // Российская газета . –1995– 24 мая.
  8. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. //Российская газета. – 2008. – 23 ноября.
  9. О внесении изменений и дополнения в статью 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Федеральный Закон от 08.02.1998 N 17-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Российская газета. – 2004. – 31 августа.
  10. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей : Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета . – 2001. – 31 декабря.
  11. Об опеке и попечительстве в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 15.12.2007 N 175-ОЗ // Советская Сибирь. – 2007. – 21 декабря.
  12. О приемной семье: Закон Белгородской области от 14 июля 1997 г. N // Думские Ведомости. –1997. – N 9.
  13. Об оплате труда приемных родителей и льготах приемным семьям : Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 22 сентября 1997 г. N 46-ОЗ // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. – 2000. – 15 августа
  14. Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье : Закона Курской области от 10 июня 1997 г. N 11-ЗКО // Курская правда. – 1997. – 19 июня.
  15. Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках» // СУ РСФСР. –1928. –N 64. –Ст. 462.
  16. О порядке введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации «О приемной семье» :Письмо Минобразования России от 30 января 1997 г. N 15/438-6 // Вестник образования. –1997. – N 8.

Информация о работе Приемная семья как разновидность опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами