Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:22, контрольная работа
Цель исследования – анализ юридических аспектов института приемной семьи на различных этапах его развития.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотрение истории становления и развития системы социального призрения в России;
раскрытие концептуальных подходов к изучению предмета исследования;
анализ действующего законодательства в области приемной семьи;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
2.1 Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Порядок образования приемной семьи и содержание ребенка, переданного в приемную семью
2.3 Особенности договора о передаче ребенка на воспитание в семью
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
РИСУНОК А.1 – ВАРИАНТЫ ПОПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ
Невозможно определить данные правоотношения
и как административно-
Данный договор может быть расторгнут в связи с такими обстоятельствами, как болезнь, изменение семейного или имущественного положения, конфликтные отношения между детьми, возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка и пр. (п. 2 ст. 153.2 СК РФ). Приемным родителям в случае досрочного расторжения договора связанные с этим убытки не возмещаются. Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные, финансовые и другие вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора - в судебном порядке.
Законодательство субъектов РФ содержит нормы о льготах приемным семьям безотносительно того, создали они крестьянское (фермерское) хозяйство или нет, и значительно более широкого объема, чем рекомендовано Правительством РФ. В настоящее время специальные законодательные и иные нормативные акты о предоставлении различных льгот приемным семьям приняты в Белгородской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Пермской, Свердловской, Ярославской и других областях. Их анализ позволяет выделить основные виды льгот (социального и жилищного характера), предоставляемых в регионах приемным семьям, установление скидки в размере до 50% за квартирную плату, плату за коммунальные услуги и телефон [13], предоставление земельного участка [14], преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения [16], предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительностью - от 42 до 56 дней .
Предоставляемые в соответствии с законами субъектов РФ льготы различного характера приемной семье и размер оплаты труда приемных родителей отражаются в договоре о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, с одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством, а с другой - в контексте соответствующих статей СК РФ - она имеет свои, лишь ей присущие, особенности, отличающие ее от усыновления и опеки:
Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг, к которому применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг, как указывается в статье 783 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В гл. 21 СК РФ для обозначения отношений платной опеки (попечительства) использован неудачный термин «договор о передаче ребенка». Более удачным представляется понятие «договор о приемной семье» [50, с. 100].
Рассматриваемый договор о приемной семье, как уже было отмечено, является частным случаем договора возмездного оказания услуг. Предметом данного договора выступают действия - фактические и юридические. Это специфическая услуга, в содержание которой входят действия по законному представительству, по защите прав и интересов ребенка, по воспитанию, содержанию и образованию ребенка [39, с. 77].
Договор о приемной семье представляет собой договор в пользу третьего лица. В нем подопечный противостоит приемному родителю в качестве кредитора и в соответствии с договором, в заключении которого не участвует, имеет права, в частности право требовать от исполнителя (приемного родителя) возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением им своих обязанностей . Такое право реализуется, как правило, при прекращении приемной семьи по вине опекуна (попечителя) и осуществляется посредством действий органа опеки и попечительства, временно исполняющего функции представительства, или нового представителя подопечного.
Правоотношение приемной семьи носит фидуциарный характер. От приемного родителя требуется личное исполнение обязанностей по договору. Кроме того, данный договор может быть расторгнут в связи с такими обстоятельствами, как болезнь, изменение семейного или имущественного положения приемного родителя, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми и т.д. (п. 2 ст. 153.2 СК РФ).
Порядок заключения договора о приемной семье определен Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423. В соответствии с названным Постановлением орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).
В специальном подзаконном акте - Правилах создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье - нормы, определяющие порядок заключения договора о приемной семье, не определены. Однако, поскольку договор о приемной семье является одним из видов договора об осуществлении опеки или попечительства, подлежат применению Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, в соответствии с п. 3 которых договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна. Необходимо, однако, заметить, что использованная в этом подзаконном акте формулировка противоречит здравому смыслу, поскольку, как правило, место жительства подопечного не совпадает с местом жительства опекуна. В этой связи следует применять п. 1 ст. 35 ГК РФ, в соответствии с которым опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Это положение означает, что договор о приемной семье должен заключаться по месту жительства подопечного и в указанных случаях - по месту жительства приемных родителей [55, с. 82].
В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна (приемного родителя) письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение шести дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.
При изменении места жительства
подопечного договор
Требования к личности приемного
родителя аналогичны требованиям к
личности опекуна (попечителя). Кандидаты
в приемные родители должны также
пройти медицинское
В соответствии с Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» кандидаты в приемные родители, получившие положительное заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, не подыскав себе ребенка в пределах муниципального образования, могут обратиться к региональным, а также к федеральному операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Встав на учет в соответствующем банке, кандидат в приемные родители сможет получить информацию о других детях, нуждающихся в устройстве в приемную семью.
В соответствии с п. 11 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, заключение о возможности гражданина быть опекуном (приемным родителем) действительно в течение двух лет со дня его выдачи и является основанием для обращения этого гражданина в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Содержание договора о приемной семье определяется п. 1 статьи 153 СК РФ. В императивной форме в данном пункте предлагается включить в договор следующие условия:
На первый взгляд все эти условия являются существенными условиями договора о приемной семье. Однако необходимо иметь в виду, что основные права и обязанности приемных родителей, основания прекращения договора и некоторые другие условия предопределены законодательством.
Кроме того, Законом об опеке (ст. 15)
предусмотрена возможность
Орган опеки и попечительства в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного ребенка вправе дополнительно указать в договоре:
Важным для развития института приемной семьи как платной формы опеки (попечительства) является вопрос о размере и порядке выплаты приемным родителям вознаграждения по договору. Как указывается в п. 2 статьи 153 СК РФ, «размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации».
Например, в соответствии с Законом Московской области от 31 октября 2008 г. №162/2008-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 9200 руб. на одного ребенка. За воспитание ребенка, принятого в приемную семью и не достигшего трехлетнего возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида размер вознаграждения увеличивается на 3450 руб.; при наличии двух и более из указанных оснований - на 4600 руб. Кроме того, приемной семье один раз в год выплачивается материальная помощь на организацию отдыха детей в размере 4600 руб. на каждого приемного ребенка или производится компенсация расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми в размере 6900 руб. на каждого члена приемной семьи.
На основании Закона Мурманской
области от 10 января 2009 г. №126-01-ЗМО «О размере
оплаты труда приемных родителей и льготах,
предоставляемых приемной семье» за воспитание
каждого приемного ребенка орган опеки
и попечительства выплачивает обоим приемным
родителям совокупно 5000 руб. в месяц с
начислением районных коэффициентов и
процентных надбавок, установленных за
работу в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, а за воспитание каждого
приемного ребенка, не достигшего трехлетнего
возраста, либо ребенка-инвалида, либо
ребенка с ограниченными возможностями
здоровья, подтвержденными заключением
областной психолого-медико-