Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:22, контрольная работа
Цель исследования – анализ юридических аспектов института приемной семьи на различных этапах его развития.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотрение истории становления и развития системы социального призрения в России;
раскрытие концептуальных подходов к изучению предмета исследования;
анализ действующего законодательства в области приемной семьи;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
2.1 Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Порядок образования приемной семьи и содержание ребенка, переданного в приемную семью
2.3 Особенности договора о передаче ребенка на воспитание в семью
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
РИСУНОК А.1 – ВАРИАНТЫ ПОПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ
На практике встречается заблуждение, согласно которому ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует Семейному кодексу РФ.
Отсутствие родительского
С момента, когда ребенок приобрел статус оставшегося без попечения родителей, например, с момента внесения сведений о ребенке в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, его законные представители отстраняются от защиты его прав и интересов [55, с. 101]. В соответствии с п. 2 ст. 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или до устройства их в специальные организации исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
По мнению законодателя, в перечисленных
случаях ребенок не должен оставаться
без охраны. Эту задачу берет на
себя государство в лице специализированных
органов - органов опеки и
В ч. 1 ст. 6 Закона об опеке также упоминается о том, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
В то же время Федеральным законом от 18 июля 2009 г. №178-ФЗ указанная норма была дополнена правилом о том, что органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В настоящее время в силу ч. 4 ст. 3 Закона об опеке структура исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).
Так, например, Постановлением губернатора Московской области от 17 декабря 2008 г. №174-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в Московской области» установлено, что Министерство образования Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным в установленном порядке статусом органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а Министерство социальной защиты населения Московской области наделено аналогичными функциями в отношении совершеннолетних. Постановлением губернатора Иркутской области «О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)» и Постановлением правительства Иркутской области от 1 октября 2008 г. №2-пп было учреждено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Иногда в целях защиты интересов несовершеннолетних организуются отделы семьи и детства. В какой бы форме и под каким бы наименованием ни существовали такие организации, их задача - устройство детей, оставшихся без родительского попечения. Эта миссия возложена лишь на органы опеки и попечительства. Деятельность любых других лиц (юридических или физических) в данной области напрямую запрещена законом (п. 1 ст. 121 СК РФ).
В обновленном семейном законодательстве
нормативная дефиниция «
Практически та же формулировка содержится и в п. 2 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», согласно которому «приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре».
Тот факт, что приемной семьей законодателем признается «опека или попечительство над ребенком или детьми», требует, в свою очередь, обращения к легальным дефинициям «опека» и «попечительство». Последние раскрываются законодателем в ст. 2 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Закон об опеке и попечительстве), по смыслу которой: 1) опека - это форма устройства несовершеннолетних граждан, не достигших возраста 14 лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия; 2) попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ [67, с. 83].
Логическое и систематическое толкование положений п. 1 ст. 152 СК РФ в их взаимосвязи со ст. 2 Закона «Об опеке и попечительстве» дает основания утверждать, что по замыслу законодателя приемной семьей признается устройство несовершеннолетних граждан в форме опеки (попечительства), которое осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
Таким образом, обращение к действующему законодательству свидетельствует о том, что законодатель рассматривает приемную семью как разновидность опеки (попечительства), на что прямо указывает не только п. 1 ст. 152, но и ряд иных норм СК РФ. Так, в частности, п. 6 ст. 145 СК РФ гласит, что устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье. Таким образом, даже сам договор о приемной семье признается законодателем разновидностью договора об опеке и попечительстве [35, с. 35-36].
Иными словами, расширив правовое регулирование института опеки (попечительства), законодатель тем самым фактически лишил институт приемной семьи всех некогда индивидуализирующих его специфических особенностей, ибо договорные отношения и возмездность труда теперь допустимы и при установлении опеки (попечительства) над детьми, что ясно следует, в частности, из содержания п. 6 и 7 ст. 145 СК РФ.
Более того, анализ и сопоставление положений глав 20 и 21 СК РФ указывают на отсутствие различий в содержании правоотношений по опеке (попечительству) над детьми, с одной стороны, и правоотношений приемных родителей с переданными им детьми - с другой. Некоторые же особенности в содержании договора о приемной семье, а также в условиях и порядке его прекращения, предусмотренные ст. 153.1 и 153.2 СК РФ, также не могут рассматриваться как принципиальные, ибо носят исключительно формальный характер.
Вместе с тем более детальный анализ действующего законодательства дает основания утверждать, что законодатель по-прежнему рассматривает приемную семью как самостоятельный институт семейного права. Такой вывод может быть подтвержден следующими аргументами:
1) приемной семье по-прежнему посвящена отдельная глава СК РФ (глава 21), тогда как в противном случае нормы, посвященные приемной семье, было бы логичнее включить в главу 20 СК РФ («Опека и попечительство»). Кроме того, согласно п. 3 ст. 32 Закона об опеке и попечительстве договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу;
2) пунктом 1 ст. 123 СК РФ к числу форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель отнес их передачу: на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. При этом вряд ли есть необходимость доказывать, что по правилам формальной логики (да и пунктуации) категории, перечисленные через запятую, рассматриваются автором как однородные;
тот же подход сохранен и в ряде иных нормативно-правовых актов. Так, к примеру, уже упоминаемым нами выше Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 были утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо [27, с. 143] принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах;
3) законодателем отдельно разработаны Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденные тем же Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423;
4) за лицами, принимающими ребенка в семью, законодатель сохранил их собственное юридическое наименование, обозначающее их правовой статус, - «приемные родители», что не позволяет называть их опекунами (попечителями);
5) одновременно с признанием приемной семьи опекой или попечительством над детьми, законодатель подчеркнул, что рассматривает приемную семью именно как семью, а не просто как одну из форм семейного устройства ребенка;
Подтверждение этому мы видим в том, что если в прежней редакции п. 1 ст. 151 СК РФ приемными родителями могли быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание, то действующая редакция п. 1 ст. 153 СК РФ исключает возможность приема в семью одного и того же ребенка лицами, не состоящими в браке между собой.
Тем самым законодатель уравнял в данном отношении приемных родителей и усыновителей, ибо согласно п. 2 ст. 127 СК РФ лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. В то же время у ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть только один опекун и увеличение их числа допускается законодателем лишь в исключительных случаях (п. 6 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве). К тому же максимально допустимое число опекунов законодателем не определено, ибо согласно положениям п. 7 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве «орган опеки и попечительства, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей»;
6) если в приемную семью может быть принято до 8 детей (с учетом родных и усыновленных детей приемных родителей), то по смыслу п. 10 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве назначение одного и того же лица опекуном (попечителем) нескольких подопечных возможно лишь в исключительных случаях на основании мотивированного акта органа опеки и попечительства;
7) если согласно п. 3 ст. 124 и п. 5 ст. 145 СК РФ «усыновление братьев и сестер (передача братьев и сестер под опеку или попечительство) разным лицам не допускается, за исключением случаев, когда усыновление (такая передача) отвечает интересам детей, то в соответствии с абз. 4 п. 9 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье «дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе».
Разница между двумя этими подходами вполне очевидна: законодатель требует передавать в одну приемную семью всех детей, являющихся родственниками, вне зависимости от степени родства, тогда как применительно к усыновлению и опеке (попечительству) он ограничивает это свое требование лишь братьями и сестрами.
Тем самым, как представляется, законодатель не только ориентирует правоприменителей на создание многодетных приемных семей, но и закладывает основы, обеспечивающие в дальнейшем формирование более тесных социальных связей между родственниками - бывшими приемными детьми.
Следует отметить, что СК РФ не определяет характер правоотношений, возникающих между приемными родителями и органами опеки и попечительства. Вместе с тем ст. 152 Кодекса указывает, что «размер оплаты труда приемных родителей... [17, с. 177] устанавливается законами субъектов Российской Федерации». Эта же формулировка используется в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. №829, в п. 32 и в приложении 1, содержащем типовой договор о передаче ребенка в приемную семью. Однако, как справедливо отмечает Л.Ю. Михеева, «использование данными актами термина «труд» само по себе не означает, что правоотношения приемных родителей и органа опеки и попечительства регулируются законодательством о труде». Согласно ст. 56 ТК трудовой договор - соглашение, по которому «работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка». Анализ предмета договора о передаче ребенка показывает, что исполняющая сторона обязана всецело отдавать себя ребенку, воспитывать его, заботиться о его здоровье и развитии, «готовить его к самостоятельной жизни». [67, с. 83]. Представляется, что такие обязанности шире понятия «трудовая функция». Вместе с тем приемный родитель свободен в выборе времени исполнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня не связан. Эти особенности деятельности приемных родителей позволяют говорить, что отношения между ними и органом опеки не являются трудовыми.