Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:01, курсовая работа
Целью написания настоящей работы является изучение особенностей применения Закона о защите прав потребителей в отношениях по оказанию услуг. Для достижения цели поставлены задачи:
- дать понятие услуги как объекта гражданских прав,
- выявить особенности договора об оказании услуг с участием потребителя,
- изучить основные права потребителя при оказании услуг,
- рассмотреть общие положения о защите прав потребителей при оказании услуг,
- изучить ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Услуга как объект гражданских прав 5
1.1.Понятие и виды услуг 5
1.2.Особенности договора об оказании услуг с участием потребителя 7
Глава 2. Права потребителя при оказании услуг 14
Глава 3. Защита прав потребителя при оказании услуг 21
Глава 4. Ответственность исполнителя. Право потребителя на возмещение вреда 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
В целом гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей в отношении оказания услуг устанавливается в Законе «О защите прав потребителей» рядом статей: Ст. 12 «Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)», ст. 13 «Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей», ст. 14 «Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)», ст. 15 «Компенсация морального вреда», ст. 16 «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя», ст. 23 «Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя», ст. 28 «Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг), ст. 29 «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)».
Согласно ст. 12 Закона о защите прав потребителей если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации об услуге потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией об услуге, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги.
Так, А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «ИСлайн» компании «Рок Уолдуайд Лимитед» о расторжении заключенного между ней и указанной иностранной компанией договора от 17.02.2000 года, по которому ей должны были оказать услуги, связанные с предоставлением для проживания апартаментов в нескольких гостиничных клубах, расположенных на Канарских островах (Испания), в течение одной недели в одном календарном году, о взыскании уплаченных ею по этому договору 1 тыс. долларов США и 30 долларов США - за передачу данной суммы банку, а также о компенсации морального вреда в сумме 2 тыс. рублей.
В обоснование своих требований истица указала, что договор заключила через ООО «ИСлайн» под воздействием рекламного прессинга, однако в последующем выяснилось, что она не может воспользоваться предлагаемыми по этому договору туристскими услугами, в связи с чем обратилась с заявлением о расторжении договора и возврате уплаченных денежных средств, но ей необоснованно отказали.
Заочным решением Чертановского районного суда г. Москвы от 01.06.2001 года договор расторгнут, с компании «Рок Уолдуайд Лимитед» в пользу А. взыскана сумма в рублях, эквивалентная 990,67 долларам США на день исполнения платежа, и компенсация морального вреда в размере 200 руб., а также госпошлина в доход государства в сумме 981 руб. 81 коп., в остальной части иска и в иске к ООО «ИСлайн» отказано.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене заочного решения суда.
Президиум Московского городского суда 05.09.2002 года протест удовлетворил, указав следующее.
Судом установлено, что при заключении с А. договора на оказание упомянутых услуг были нарушены ее права на своевременное получение необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора. Это и явилось причиной обращения истицы с заявлением о расторжении договора и возврате уплаченных денежных средств.
Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставить потребителю такую информацию предусмотрена в ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей».
В силу п. 1 ст. 12 этого Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Суд эту норму, подлежащую применению при установленных обстоятельствах, не применил и уменьшил размер взыскиваемых в пользу истицы сумм, ошибочно руководствуясь ст. 32 указанного Закона, предоставляющей потребителю право расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) в любое время с возмещением исполнителю произведенных им до получения извещения о расторжении договора расходов.
Неправильное применение норм материального права привело к неполному возмещению убытков, причиненных истице вследствие виновных действий ответчика.
Вывод об освобождении от ответственности ООО «ИСлайн» и возложении обязанности по возврату денежных средств и компенсации морального вреда на компанию «Рок Уолдуайд Лимитед» суд мотивировал тем, что договор на оказание туристских услуг заключен с этой компанией, денежные средства по договору поступили на ее счет.
С таким выводом согласиться нельзя, так как он не основан на нормах материального права.
Из дела видно, что по договору от 17.02.2000 года А. был реализован туристский продукт в виде прав на отдых в гостиничных клубах, расположенных на Канарских островах (Испания).
Все действия, связанные с поиском клиента, рекламой предлагаемого туристского продукта, оформлением сделки и ее оплатой, как установлено судом, были произведены на территории Российской Федерации ООО «ИСлайн», вступившим в непосредственные отношения с потребителем. Характер взаимоотношений между данной организацией и иностранной компанией в рассматриваемом случае правового значения не имеет.
При продвижении туристского продукта туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации о туристском продукте в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязанность своевременно предоставить потребителю такую информацию предусмотрена, как указывалось выше, и ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
При рассмотрении дела суду следовало руководствоваться вышеназванными правовыми нормами.
Президиум Московского городского суда заочное решение Чертановского районного суда г. Москвы отменил, дело направил на новое судебное рассмотрение.19
В силу ст. 13 Закона о защите прав потребителей убытки, причиненные потребителю нарушением его прав, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают исполнителя от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной Законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков услуги возмещается по правилам ст. 14 Закона о защите прав потребителей. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет. Ответственность за вред, причиненный недостатком товаров, работ или услуг, относится к специальному деликту, предусматривающему более тяжкие для причинителя вреда юридические последствия. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, - отмечают ученые, -наряду с общими правилами деликтных обязательств имеет ряд следующих принципиальных отличий:
- правила о данном виде
- ответственным за вред, причиненный вследствие недостатков услуг является лицо, оказавшее услугу (исполнитель).
Вред, причиненный вследствие непредоставления полной или достоверной информации об услуге, подлежит возмещению любым из указанных лиц;
- ответственность за вред, причиненный недостатками услуги, наступает независимо от наличия или отсутствия вины причинителя.20
Для возмещения вреда, причиненного в результате недостатков услуги, закон устанавливает особые сроки:
- в течение установленного
- если срок годности или срок службы не установлен, то в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги).
Сроки не имеют значения, если потерпевшему не была предоставлена полная и достоверная информация об услуге. Исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности только в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования результатами услуги.
Вне зависимости от возмещения имущественного вреда, подлежит возмещению также и моральный вред. В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В ст. 16 Закона о защите прав потребителей прямо сказано, что любые условии, ущемляющие права потребителя, являются недействительными. Запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статья 128 ГК РФ называет услуги в качестве объекта гражданских прав. В большинстве статей ГК РФ, а также в Законе О защите прав потребителей услуга фигурирует в качестве объекта правоотношений, а точнее - как объект обязательства.
Услуги по общему правилу в качестве основного предмета обязательства предусматривают непосредственно действия самого обязанного лица (услугодателя), которые носят неовеществленный (нематериальный) характер и тесно связаны с личностью услугодателя.
С учетом положений ГК РФ и Закона о защите прав потребителей под услугами понимается совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуги по перевозке, связи, консультационные, образовательные и т.п.).
К особенностям договора об оказании услуг с участием потребителя относятся:
- специфический субъектный состав (договор всегда заключается между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и исполнителем - с другой),
- всегда возмездный характер договора,
- данный договор обладает всегда в той или иной степени признаками публичного договора и (или) договора присоединения,
- договоры с участием потребителя могут заключаться как в устной, так и в письменной форме.
К основным правам потребителя, предусмотренным Законом о защите прав потребителя, при оказании услуг относятся: право потребителя на информацию, право на получение услуги, качество которой соответствует договору (при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется), право на безопасность услуги.
В гл. Глава III Закона о защите прав потребителей предусмотрены основные положения, направленные на защиту прав потребителя при оказании услуг: сроки оказания услуги и последствия нарушения таких сроков, права потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги, правила, касающиеся порядка и формы оплаты потребителем оказанной исполнителем услуги, о смете и обязанности исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги.
Каждый потребитель имеет право на судебную защиту в случае нарушения его прав.
За нарушение прав потребителей исполнитель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
К основным формам гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей законодатель относит: возмещение убытков; уплату неустойки; компенсацию морального вреда; взыскание с контрагента потребителя двойной суммы задатка; установление ответственности за неисполнение денежного обязательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Применение закона о защите прав потребителей в отношениях по оказанию услуг