Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:15, диссертация
Изучение принципов гражданского права будет способствовать более глубокому пониманию их социального назначения и одновременно позволит правильно истолковывать и применять гражданско-правовые нормы, корректировать ныне действующие и формировать новые для достижения целей гражданско-правового регулирования. Однако главной проблемой, которая до сих пор оставалась вне поля зрения ученых и которая является одной из центральных в диссертации, выступает проблема разработки теоретико-прикладной модели механизма реализации принципов гражданского права в нормотворческой и правоприменительной деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 9
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
2.1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
2.2 ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
3.1 ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ
3.2 МЕСТО ПРИНЦИПОВ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.3 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ГЛАВА 4. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
4.1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПОИСК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО КРИТЕРИЯ
4.2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
4.3 ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ПРОБЛЕМА ЭЛЕМЕНТНОГО СОСТАВА
4.3.1 ПРИНЦИП ЮРИДИЧЕСКОГО РАВЕНСТВА УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
4.3.2 ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ СОБСТВЕННОСТИ
4.3.3 ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА
4.3.4 ПРИНЦИП НЕДОПУСТИМОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЧАСТНЫЕ ДЕЛА
4.3.5 ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОСТИ И РАЗУМНОСТИ УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
4.3.6 ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ ПРАВ, ИХ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ
ГЛАВА 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
5.1 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
5.2 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
5.3 ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ДЕЛАМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ СОИСКАТЕЛЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Коллектив авторов, возглавляемый профессором В.Ф. Яковлевым, наоборот, избрав традиционный подход, в числе принципов гражданского права рассматривают только основные начала, прямо названные законодателем [103]. Такого же мнения придерживается и большинство белорусских авторов [104, с. 29]. Особую позицию по данному вопросу занимает В.А. Витушко, который не только приводит самый обширный перечень принципов гражданского права Республики Беларусь, но и подробно анализируя их, наполняет широким содержанием. Указанный автор выделяет общеправовые и гражданско-правовые принципы: равенства субъектов гражданских правоотношений; свободы волеизъявления и независимости личности; священности и неприкосновенности права собственности; диспозитивности; наибольшей экономичности отношений субъектов гражданских правоотношений; сотрудничества, сосуществования, взаимной помощи и координации действий субъектов гражданских, особенно предпринимательских отношений; принцип эквивалентности гражданских правоотношений; полной имущественной ответственности и ряд других [66].
Все приведенные мнения ученых достаточно аргументированы и имеют право на существование. На наш взгляд, проблема состоит не в определении количественного состава или перечня принципов, поскольку для функционирования системы количество ее элементов определяющей роли не играет. Основное внимание необходимо сосредоточить на структуре этой системы, наличии объединяющих ее элементы связей, эффективности ее функционирования. «Возможности познания остаются крайне ограниченными, если оно не поднимается выше уровня единичности и непосредственности бытия предмета, если за отдельными явлениями оно не стремится отыскать системы явлений...», – отмечал К. Кульчар [197, с. 256]. Высказанный в рамках науки социологии права, данный тезис в полной мере может быть применим и к другим правовым наукам. Для исследования принципов гражданского права он имеет особое значение, поскольку согласно ст. 2 ГК «под основными началами гражданского законодательства понимается система принципов, определяющих и регламентирующих гражданские отношения» [88]. Таким образом, законодателем указано на присущую принципам гражданского права системность. Вместе с тем определение оптимального количества принципов гражданского права в рамках ст. 2 ГК будет способствовать эффективному осуществлению нормотворческой и правоприменительной деятельности.
В связи с этим в рамках настоящей главы необходимо решить следующие задачи: определить характерные признаки, позволяющие квалифицировать то или иное соединение элементов как систему; установить применимость названных признаков к системе принципов гражданского права; рассмотреть соотношение элементов (структурных частей) внутри системы принципов гражданского права; внести корректировки в закрепленную законодателем систему принципов гражданского права с целью повышения эффективности ее функционирования.
«Система (греч. systema – составленное из частей, соединенное) – категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами системы превышает энергию их связей с элементами других систем, и задающая онтологическое ядро системного подхода» [453]. Характеризуя систему как таковую в самом общем плане, традиционно указывается на единство и целостность взаимосвязанных между собой элементов. Семантическое поле такого понятия системы включает термины «связь», «элемент», «целое», «единство», а также «структура» – схема связей между элементами [231]. Под системой подразумевается определенная совокупность звеньев, находящихся в органической связи друг с другом, образующих определенную целостность, единство [409, c. 1225]. При этом «всякая система представляет такую совокупность, хотя не всякая совокупность есть система» [29, с. 176]. Системой именуется также порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи [79, с. 958].
В литературе выделяются многочисленные отличительные признаки системы, однако к числу наиболее характерных относят: расчлененность (система может быть расчленена на элементы); взаимная автономность элементов; вариантность (система может изменяться, проходя ряд состояний, превращаться в другую); изменяемость; однородность; завершенность; стационарность; стабильность; упорядоченность и др. [207, c. 38]. Любая система характеризуется целостностью, разновидностью, сложностью элементов, устойчивостью, взаимосвязью и взаимодействием образующих ее составных частей [119, с. 135]. Однако все исследователи сходятся в том, что «связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура – таковы отличительные признаки любой системы [29, с. 177]. Следует признать, что указанные признаки присущи и системе принципов гражданского права.
Системность правовых принципов проистекает из системности права вообще и его отдельных отраслей в частности. Делая вывод о системности правовых норм, советские ученые понимали под ней «такую связь правовых норм, при которой одни нормы определяют условия осуществления других правовых норм» [199, с. 66]. Н.А. Боброва справедливо отмечала: «Системность права в действии есть взаимогарантированность его элементов, когда от отдельного звена зависит эффективность всей гарантирующей цепи, реализация одних норм обусловливает реализацию других, способствуя реализации третьих; нарушение одних норм – соответственно основание для применения других и т.д. Системность права проявляется в последовательной, параллельной, неразрывной либо взаимоисключающей реализации различных правовых норм, в каждой конкретной их взаимосвязи» [30, c. 30]. Данное высказывание может быть применимо и к принципам гражданского права, образующим систему.
Следует отметить, что еще задолго до принятия ныне действующего законодательства в правовой доктрине было обращено внимание на необходимость рассмотрения принципов только с учетом их системности. Так, Л.С. Явич писал, что принципы права надо непременно исследовать в их единстве [493, с. 155]. Систему гражданско-правовых принципов следует рассматривать как некий сложноорганизованный механизм, поскольку «все принципы гражданского права не суммативный конгломерат, а целостная система…» [397, с. 104]. Именно поэтому использование при исследовании принципов гражданского права системного подхода является единственно правильным.
Системный подход предполагает исследование объекта в качестве целостного (системного) образования, обладающего сложной многоуровневой структурой, учет того, что «специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а коренится прежде всего в характере связей и отношений между определенными элементами» [207, с. 168]. Т.В. Кашанина и А.В. Кашанин полагают, что при системном подходе к изучению явления «акцент делается не столько на описание самих элементов системы, сколько на анализ их связей, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно самостоятельная функция элемента является основанием для его выделения в системе». При этом под системой названными учеными понимается «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную функциональную целостность, единство» [160, с. 68].
Другой российский ученый А.Л. Захаров предлагал следующее определение системы принципов права: «система принципов права представляет собой интеграцию однотипных по своей сущности принципов права в структурно упорядоченное единство, обладающее относительной самостоятельностью, стабильностью, автономностью функционирования и взаимодействием с внешней средой в целях урегулирования соответствующих общественных отношений» [131, с. 44].
Очевидно, что ученый счел возможным сформулировать правовое определение системы на основании теории систем. В целом с таким решением можно было бы согласиться, однако поскольку речь идет о построении достаточно специфической системы (в нашем случае – системы принципов гражданского права), то принципами ее построения будут общие принципы построения любой системы, преломленные к специфике гражданско-правовой системы. Это и вызывает определенные возражения по поводу предложенной А.Л. Захаровым формулировки. Так, вряд ли можно согласиться с таким признаком системы принципов гражданского права как автономность функционирования. На наш взгляд, системе принципов гражданского права в большей степени присущ другой признак системы – детерменированность. «Структура системы соотносит элементы таким образом, что они с той или иной степенью могут предопределять существование друг друга» [207, с. 40]. Однако, в отличие от технических систем, в рассмотренном случае преобладают связи корреляционные, а не связи функционирования.
На взаимосвязь правовых принципов обращал внимание В.Н. Хропанюк при исследовании общеправовых принципов: «Все общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой, – писал ученый. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми. И наоборот, реализация принципа гуманизма означает в то же время установление справедливых отношений в общественной жизни». В обоснование своей позиции автор приводит также высказывание Аристотеля о том, что справедливость тесно связана с понятиями законности и равенства людей, так как справедливость выступает как законное и как равное, а несправедливость – как противозаконное и неравное отношение к людям [467, с. 216].
Логика рассуждений приводит нас к тому, что система принципов гражданского права представляет собой не простую совокупность, арифметическую сумму принципов, а устойчивое и стабильное образование, составные части которого соединены между собой «сложными логико-правовыми связями и в силу этого составляют определенное единство» [79, c. 60]. «Причем составные элементы этой системы, обогащая и углубляя друг друга, диалектически взаимосвязаны» [133, c. 66]. Система принципов гражданского права предполагает наличие как горизонтальных связей, существующих внутри ее составных элементов, так и вертикальных, включающих систему принципов гражданского права в систему общеправовых (конституционных) принципов. Каждый гражданско-правовой принцип имеет свою вертикаль и горизонталь. При этом вертикаль образует последовательность форм воплощения в конкретных нормах гражданского права, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли, а горизонталь – множество сосуществующих принципов.
Таким образом, система принципов гражданского права – это целостное, структурно упорядоченное единство принципов, находящихся во взаимодействии между собой, а также с принципами других отраслей права и обеспечивающих эффективное правовое регулирование гражданско-правовых отношений. При этом системообразующим критерием построения системы принципов гражданского права является предмет гражданского права.
Рассмотрение принципов гражданского права сквозь призму обозначенных нами признаков и выработанного понятия системы позволит выделить те принципы, которые, должны быть включены в ее состав с тем, чтобы ее функционирование достигало целей гражданско-правового регулирования. При этом следует учитывать, что не только содержание системы раскрывается посредством включения в нее определенных элементов, но и наоборот – содержание каждого элемента предопределяет система, в которую он включен.
Справедливо мнение В.С. Каменкова о том, что понимание системы как целого «не препятствует вычленению из этой системы той или иной ее части для проведения более детального рассмотрения и исследования» [152, с. 8]. Следует вначале рассматривать каждый гражданско-правовой принцип в отдельности, анализируя его правовую сущность, раскрывая содержание, реализацию в нормах гражданского законодательства с тем, чтобы выявить его точки соприкосновения и оценить эффективность его взаимодействия с другими принципами (элементами системы). Затем определить: какие принципы гражданского права должны быть соединены воедино с тем, чтобы образовалась система принципов, подпадающая под сформулированное нами понятие. Следовательно, «весь пафос системных исследований направлен на поиски системообразующих факторов, а не просто совокупности характеристик системного объекта…» [29, с. 191].
Таким образом, формирование системы принципов гражданского права предполагает в первую очередь выделение системообразующего критерия. Системообразующим критерием гражданского права как правовой отрасли, общим условием существования каждого его структурного подразделения служит предмет правового регулирования, поскольку метод и принципы от него производны. Следовательно, в систему принципов гражданского права должны быть включены только те принципы, которые находятся в органичной связи с предметом гражданско-правового регулирования.
4.2 Конституционные основы принципов гражданского права
В Конституции Республики Беларусь закреплено, что Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство (ст. 1), все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (ст. 7), Конституция обладает высшей юридической силой (ст. 137) [182].
В Послании Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2004 году», в частности, подчеркивается, что «для успешного становления Республики Беларусь как правового государства важно обеспечить формирование современной системы законодательства, базирующейся на конституционных принципах и нормах. Акты текущего законодательства должны составлять выстроенную на основе Конституции правовую пирамиду, в которой исключены противоречия и пробелы» [299]. В Конституции Республики Беларусь сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни, на основе которых должно быть выстроено все законодательство, в том числе и гражданское. Приоритет конституции – неотъемлемая черта правового государства. «Белорусское правовое государство – это прежде всего конституционное государство, основой которого является Конституция Республики Беларусь. Если представить себе наши законы в виде единого и целостного комплекса, то Конституция, несомненно, занимает главенствующее положение. Конституционные нормы являются первичными, учредительными» [433, с. 4].