Приватизация государственных и муниципальных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является – показать этапы развития российского законодательства о приватизации, проанализировать нормы законодательства по данному вопросу, посмотреть на приватизацию государственного и муниципального имущества с практической точки зрения.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть сущность, понятие приватизации государственного и муниципального имущества в России
• проследить за этапами развития приватизации в Российской Федерации
• определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
• выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
• раскрыть экономическую характеристику приватизации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 4
1.1.Понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в России 4
1.2.Этапы развития приватизации государственного
и муниципального имущества в России 6
1.3.Субъекты и объекты приватизации 11
Глава 2.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В России 16
2.1.Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества 16
2.2. Проблемы приватизации в России и пути их решения . Последствия реформы………………………………………………………………….. 18
Глава 3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 27
3.1.Цели, задачи и принципы приватизации государственноо имущества в Саратовской области 27
3.2Прогнозный план приватизации государственного имущества в Саратовской области. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

                                                     
                                                       Введение

 
          Собственность, как всеобщая экономическая категория, во все времена человеческой истории была и остается наиболее значимой и острой. Правительство России, опираясь на разработки зарубежных и отечественных специалистов, видит в приватизации собственности выход из социально-экономического кризиса страны, оздоровление ее народного хозяйства.

Направлениями формирования рыночной экономики в России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной  экономике, потребовалось преобразование государственной и муниципальной собственности путем приватизации и разгосударствления, что явилось необходимым условием формирования рынка, только этот процесс должен был обеспечить высокую эффективность производства и не обострять социальные отношения в стране, удовлетворив потребности общества. 
        Необходимо отметить, что данная тема  вызывает пристальный интерес ученых и практикующих юристов. Отдельные вопросы приватизации государственного и муниципального имущества освещены в работах, таких ученых, как: Вечканов Г.С., Жилинский С.Э., Камышанский В. П.,Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Ясин Е.Г. О.Н. Садиков, А.П. Сергеев, Ю. К. Толстой, О.В. Кряжевских, Г.Д. Лихачев, Н. Петраков, Е. Румянцева, С.Н. Рябухин и др. 
        Целью моей курсовой работы является – показать этапы развития российского законодательства о приватизации, проанализировать нормы законодательства по данному вопросу, посмотреть на  приватизацию государственного и муниципального имущества с практической точки зрения.  
               Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

 

  • рассмотреть сущность, понятие  приватизации государственного и муниципального имущества в России
  • проследить за этапами развития приватизации в Российской Федерации
  • определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
  • выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
  • раскрыть экономическую характеристику приватизации 

        Предмет исследования в данной курсовой работе - экономические, правовые и организационные процессы приватизации государственного имущества. 
         Объекты исследования – государственное и муниципальное имущество. 
         При выполнении данной работы использованы такие методы исследования, как метод сравнения и метод анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
              
             Глава 1.Теоретические аспекты приватизации  
                 государственного и муниципального имущества.

 

1.1 Понятие и правовые  основы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ.

 
            Анализ процесса приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно без уяснения сущности приватизации в целом. 
раскрывает экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную, (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную), под непосредственным воздействием государственных органов. Что касается самого понятия приватизации, то, в соответствии со ст.1 Закона « О приватизации государственного и муниципального имущества" 1,

 под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц.. При этой процедуре государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную. Следует рассмотреть принципы приватизации, отраженные в ст. 2 Закона:

- Приватизация основывается на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

           __________________________________________

 
1 Закон « О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ (принят ГД ФС РФ 30.11.2001): (ред. от 18.07.2009 N 181-ФЗ) // «Сборник  законов Российской Федерации».- М.: Эксмо, 2010.- стр.297.

-  Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе;

- Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом « О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», который опубликован в июне 1991 года. Уже через год в вышеупомянутый закон были внесены корректировки.

Второй знАчимый документ - Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ», уточняющий ход приватизации различных форм собственности. Этот закон также претерпевал изменения, дополнения и действовал до апреля 2002 года.

         В настоящее время все сделки по приватизации регулируются Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, (утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 года), и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года, (утвержденные Указом Президента РФ от 22.07.1994 года), также 
остаются в силе. Многочисленные подзаконные акты помогают регулировать процесс приватизации.

Нормы права, используемые в процессе приватизации, за прошедшие годы постоянно изменялись. Их можно поделить на две группы. В первую группу входят нормы, отражающие статику процесса приватизации, и во вторую – отражающие его динамику.

Первая группа объединяет четыре раздела норм права, которые переводят процесс приватизации в практическую плоскость. Первый раздел - разъясняет основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Второй - обозначает правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию государственной и муниципальной собственности соответственно. Третий раздел определяет круг лиц – покупателей государственного и муниципального имущества. Четвертый раздел норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.

Вторая группа включает в себя правовые нормы о движении процесса приватизации, его стадиях.          
           В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, сразу на три последующих года, и основные направления приватизации федерального имущества до 2010 г., (утвержденный Правительством Российской Федерации от 20 августа 2002 г. № 1155-р), в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации. В прогнозном плане показываются основные направления приватизации на плановый период, характеристика объектов приватизации, и предполагаемые сроки их приватизации.             
           Таким образом, к настоящему моменту в Российской Федерации сформировалась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного и муниципального имущества.

   
1.2 Этапы развития приватизации государственного имущества в РФ

                      Отправная точка в новой жизни России - 1991 год – начало процесса приватизации государственного и муниципального имущества. «Прежде всего

разгосударствление не означает, что государство перестает  играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство  остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться

 

 

           к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности».3

Разгосударствление российской экономики было начато с целью  скорейшего появление широкого класса собственников – эффективных управляющих, что в рыночной экономике является главным условием успешного развития Государства, хотя истинные цели состояли в том, чтобы удовлетворить свои политические амбиции отдельными, приближенными к власти,  игроками. 
           « Государственные предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции. Падение их эффективности происходит при доминировании государственных монополий».4  
           Правовым базисом процесса приватизации были принятые Верховным Советом РСФСР законы «О приватизации государственного и муниципального имущества предприятий в РСФСР», (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288), Постановление ВС РФ от 09.10.1992 N 3608-1 (ред. от 01.07.1993), "О ходе реализации Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", 
а также Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012)). Сам процесс приватизации государственного имущества можно условно разделить на три этапа. Первый этап - чековый (ваучерный), проходил с 1991 по 1994г. На этом этапе начался процесс трансформации командно-административной экономики в рыночную, началось разграбление государственной собственности реформаторской властью. В приватизацию было

 

__________________________________________

3Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории.- Экономика. М:, 2007.- С.333.

__________________________________________

4 Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций.- 3-е изд.- М.: ГУ ВШЭ, 2007.- с.216.

 

 вовлечено практически все население России.

             Инструментом приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), выданные всем гражданам России. Но именно этот этап приватизации привел не к формированию класса собственников, эффективно управляющих своей собственностью: кучкой олигархов, получивших в управление ваучеры, скупленные у населения за копейки, с помощью которых были приватизированы основные индустриальные объекты России. Переоценка основных фондов произведена через год после выдачи ваучеров, когда цены на основные фонды выросли в 20 раз, то есть, вначале за бесценок приобрели, а потом стоимость основных фондов повысили. И именно первый этап вызвал резкий диссонанс в Российском обществе. 
           На мой взгляд, закон о национализации способствовал бы стабильности гражданского оборота. «Отсутствие закона о национализации можно объяснить только страхом появившихся в одночасье миллиардеров потерять полученные в результате приватизации богатства, созданные несколькими поколениями россиян в советский период». 5 Приватизация государственного и муниципального имущества проводилась четырьмя способами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и акционирование. За основу выбора способов приватизации был принят размер предприятия. Малые предприятия, основные фонды которых составляли менее 1 млн. рублей, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. На средних предприятиях, стоимость основных фондов которых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн. рублей, и крупных предприятиях со стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, в основном, проходила в два этапа. Первым этапом проводилось акционирование, вторым этапом выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и

__________________________________________

5 Камышанский В. П. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом. - Закон. 2005, с. 72.

другими физическими  и юридическими лицами в пропорциях, определенных коллективами.  
На этом этапе приватизации произошло значительное разгосударствление экономики, поскольку бОльшая часть объектов  приватизации была передана в частные руки. Так, за период с 1993 по 1994гг. было приватизировано около 65 тыс. предприятий, что составляет около 70% от общего количества 
приватизированных объектов. Наибольшее количество приватизированных объектов находилось в муниципальной собственности. Этот этап приватизации принес в казну государства примерно 2 млрд. рублей. Из них более 50% – за счет реализации муниципального имущества, 30% – регионального имущества и 20% – федерального имущества. Основными

объектами приватизации на первом этапе были предприятия торговли, общественного питания, строительные организации, предприятия нефтяной промышленности. Сокращение государственного сектора экономики должно иметь свои границы, за пределами которых возникает угроза национальной безопасности. Кроме того, стремление государства избавиться от имущества может свидетельствовать о его неспособности эффективно управлять им. Анализируя последствия сокращения срока исковой давности с 10 до 3х лет, установленных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 109 – ФЗ «О внесении изменений в п. 1 ст. 181 ГК РФ» В. П. Камышанский указал: «При существующей системе формирования власти такой подход будет стимулировать потребительские настроения временщиков, стремящихся обеспечить свое будущее за период пребывания на политическом олимпе. Вряд ли это будет способствовать устойчивости, стабильности, прозрачности и инвестиционной привлекательности российской экономики». 6

Первая волна приватизации закончилась  1 июля 1994 года. Госдума  на заседании 9 декабря, неудовлетворительно оценила итоги этого этапа.

 

__________________________________________        

 6     Камышанский В. П. Указанное соч. с. 75

             Госдума обратилась к Президенту с просьбой приостановить действие Указа  « О послечековой приватизации» до принятия федерального закона. Но Президент и правительство оставило вопрос без рассмотрения. И приватизация продолжилась, при этом в объекты приватизации были включены уже и памятники истории и культуры. Отличительной чертой второго этапа стала фискальная сторона. На втором этапе было приватизировано около 25 тыс. объектов, что составляет порядка 30% от общего количества приватизированных предприятий за последние 10 лет. При этом сократилось количество приватизируемых объектов на 50 %, по сравнению с предыдущим годом. Меньше всего приватизированных предприятий было в 1999г., что связано с последствиями финансового кризиса августа 1998г., при котором большинство российских граждан и предприятий оказались в тяжелом финансовом положении и не имели достаточных средств на приобретение объектов недвижимости. В результате кризиса доходы от приватизации государственного имущества в этот и последующие годы были значительно ниже по сравнению с предыдущими годами. В 2000г., впервые за весь период процесса приватизации, количество приватизируемых объектов резко возросло. Указанный показатель в 2000г. составил 2274 предприятия, или 148% от количества приватизированных предприятий 1999г. На втором этапе приватизации государство получило доход от приватизации более 100 млрд. рублей. Самый солидный доход казна получила от приватизации госимущества в 1997г. – 26 млрд. рублей. По итогам последних 10 лет было передано в частную собственность около 90 тыс. объектов, из которых 20 тыс. – объекты легкой, пищевой промышленности и машиностроительной отрасли. Высокими темпами происходила приватизация оборонно-промышленного комплекса, причем особый интерес в этом вопросе проявлял зарубежный капитал. Цель очевидна: вытеснить Россию с традиционных рынков сбыта, подорвать национальную безопасность, сделать нашу страну сырьевым придатком. 
Одновременно с приватизацией предприятий шел процесс бесплатной передачи гражданам жилья, в котором они проживали, в собственность. Результатом приватизации стало создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, что уменьшило бремя содержания государством ряда нерентабельных и убыточных предприятий.

Информация о работе Приватизация государственных и муниципальных предприятий