Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 23:29, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является – показать этапы развития российского законодательства о приватизации, проанализировать нормы законодательства по данному вопросу, посмотреть на приватизацию государственного и муниципального имущества с практической точки зрения.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть сущность, понятие приватизации государственного и муниципального имущества в России
• проследить за этапами развития приватизации в Российской Федерации
• определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
• выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
• раскрыть экономическую характеристику приватизации
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 4
1.1.Понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в России 4
1.2.Этапы развития приватизации государственного
и муниципального имущества в России 6
1.3.Субъекты и объекты приватизации 11
Глава 2.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В России 16
2.1.Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества 16
2.2. Проблемы приватизации в России и пути их решения . Последствия реформы………………………………………………………………….. 18
Глава 3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 27
3.1.Цели, задачи и принципы приватизации государственноо имущества в Саратовской области 27
3.2Прогнозный план приватизации государственного имущества в Саратовской области. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Приватизация государственного имущества идет полным ходом. Для урегулирования проблем процесса приватизации государственной собственности, возникших вследствие недостатков соответствующей нормативно - правовой базы и практики ее применения, недопущения новых ошибок, необходимо знать не только существующую на данный момент, но и действовавшую ранее нормативно-правовую основу приватизации, ее развитие и причины корректировок.
Несмотря на определенные
положительные результаты, достигнутые
в ходе приватизации, государству не в
полной мере удалось добиться поставленных
целей: вследствие отсутствия института
рыночной оценки приватизируемого имущества
возникали возможности существенного
занижения продажной цены имущества, отсутствовал
надежный механизм контроля за должным
исполнением покупателями государственного
имущества своих обязательств по инвестиционным
условиям. В результате инвестиционные
средства не вкладывались в развитие предприятий,
а переходили на расчетные счета этих
предприятий. Используемая схема способствовала
спаду производства, предприятие становилось
банкротом, с вытекающими из этого обстоятельства,
последствиями.
В ходе приватизации исполнительная власть
применяла не предусмотренные законодательством,
способы продажи государственного имущества,
конкретно - залоговые аукционы, «…составившие
самую яркую страницу второго этапа приватизации.
И самую скандальную».
8 Суть идеи проста: Госимущество Российской
Федерации выставляет на аукцион пакет
акций госпредприятия. Банки и финансовые
компании предоставляют правительству
кредит под залог пакета в сумме, равной
его рыночной стоимости. Договор заключается
на три года, а через год, в случае не погашения
кредита, банк имеет право продать этот
пакет. Например, сделка ОНЭКСИМ – банка,
который захватил контроль над комбинатом
« Норильский никель», на долю которого
приходилось 20 % мирового производства
никеля и кобальта, 42 % платины. Резолюция
Госдумы от 17 февраля 1996 года о сохранении
государственного контроля над комбинатом
была проигнорирована правительством.
Еще В.И.Ленин в работе « Империализм как
высшая стадия капитализма» это явление
назвал финансовым капиталом, а его собственника
– финансовой олигархией.
8 В результате залоговых аукционов появились
______________________________
8 Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций.- 3- е изд.- М.: ГУ ВШЭ, 2007.- с.237.
______________________________
9Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.27.- М.: Издательство политической литературы,1969.- с.344.
олигархи-миллиардеры - Березовский, Ходорковский.
До сего времени неудовлетворительно работает институт
представителей интересов государства
в органах управления акционерных обществ,
в связи с чем происходит ущемление интересов
государства.
Законодательная база процесса приватизации
не соответствует
сегодняшнему уровню социально-экономического
развития России: много положений, касающихся
защиты государственных интересов и управления
государственной собственностью требует
тщательной доработки, особенно в части,
связанной с приватизацией земель сельскохозяйственного
назначения и
жилищного фонда, с ипотечным кредитованием.
Решение вышеуказанных проблем наметилось
на третьем этапе процесса приватизации,
который начался с момента вступления
в силу новой редакции Федерального закона
«О приватизации государственного и муниципального
имущества» и Земельного кодекса.
30 ноября 2001г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». В указанном Законе конкретно показан порядок формирования и утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год.
Закон позволяет индивидуально подходить к выбору способов приватизации. Согласно Закону все имущество условно делится на две категории. В первую входят государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а также объекты федерального имущества, отвечающие иным устанавливаемым Правительством Российской Федерации критериям, а продавать федеральное имущество первой категории можно строго ограниченными способами. Во вторую категорию закон относит все остальное имущество, которое может продаваться всеми, предусмотренными законопроектом, способами.
В Законе прописаны способы приватизации, рассчитанные на привлечение к приватизации субъектов малого предпринимательства, такие как: продажа имущества путем публичного предложения, продажа при отсутствии конкурентности, продажа акций по результатам доверительного управления. При этом предполагается поэтапное применение новых способов приватизации в тех случаях, когда имущество не было продано на аукционе. Оговорена продажа акций на биржевых торгах, продажа способом публичной оферты, продажа имущества по результатам доверительного управления и т. д.
Очень своевременным нововведением является приватизация предприятий совместно с земельными участками, на которых они расположены, что повысит стоимость и инвестиционную привлекательность предприятий, а также повысит эффективность использования и оборота. В данном случае земельные участки будут либо сразу включаться в уставные капиталы создаваемых акционерных обществ, либо будут продаваться уже существующим акционерным обществам по нормативной цене земли, а это приведет к систематизации всех объектов недвижимости со временем.
Государственная Дума приняла Земельный кодекс (от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.07.2012)), который приводит земельное законодательство в соответствие с новыми социально-экономическими условиями и создает предпосылки для роста российской экономики. Земельный кодекс ставит нелегальный оборот земли под государственное регулирование и контроль, что активизирует экономическую жизнь в стране, и, по предположениям разработчиков кодекса приведет к оживлению инвестиционной активности, к развитию промышленности и фондового рынка страны.
В настоящее время активно создаются условия для развития ипотеки, которая дает жителям России возможность улучшать свои жилищные условия за счет залога земли.
Земельным кодексом установлен порядок приобретения прав на земельные участки, с расположенными на них объектами недвижимости, принадлежащие юридическим и физическим лицам. А в случае, когда земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, граждане и юридические лица – собственники зданий, находящихся на этих земельных участках, преобладают правом на приватизацию последнего, при этом, цена земли для собственников устанавливается субъектами Российской Федерации в зависимости от размера ставки земельного налога и поправочного коэффициента использования земли.
В Земельном кодексе прописаны принципы разграничения государственной собственности на землю на федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную; разграничены функции государственных органов, выступающих от имени собственников земельных участков, от функций управления, использования и охраны земель, оговорены виды и формы контроля за соблюдением земельного законодательства.
Иностранные граждане, в соответствии с Кодексом, наделяются равными с российскими гражданами правами, но из перечня земельных участков, подлежащих приватизации, исключаются особые и приграничные территории. Земельным кодексом допускается оборот только 2% земель всех запасов Российской Федерации, к которым относятся земли населенных пунктов, промышленности, транспорта и связи. В отношении земель сельскохозяйственного назначения, необходимо сказать следующее: Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" позволил решить проблемы, возникшие именно с данной категорией земель, и до 2008 года в него вносились коррективы, с учетом задач текущего этапа приватизации.
Кроме совершенствования земельного законодательства, Государственная Дума приняла ряд законов, защищающих интересы государства, являющегося собственником имущества. При этом Россия ежегодно импортирует продовольствия на 35 – 40 млрд. долл., а это прямая угроза продовольственной безопасности в стране.
Но вернемся к теме приватизации предприятий. В 2000г. была устранена законодательная норма, установленная предыдущей редакцией Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», в соответствии с которой государство возможность голосовать только двадцатью пятью процентами акций из общего числа голосующих акций, что ограничивало права государства в формировании пакета акций. Государство, по сути, отстранялось от решения вопросов, связанных с образованием и досрочным прекращением полномочий исполнительных органов акционерных обществ, определением размера дивидендов.
Общее собрание акционеров имеет право ограничить долю государства в уставном капитале путем его не пропорционального увеличения или реорганизации общества различными способами: внесением изменений в устав, ограничивающих права государства как акционера; принятием решения об отчуждении эффективных активов приватизированного общества.
Существует понятие – « золотая акция», владелец которой имеет право на участие в принятии важнейших решений органов управления акционерных обществ, но вот законодательно это право закреплено не было. Поэтому, у акционерных обществ, в отношении которых действовало такое право, возникали трудности при решении некоторых вопросов. Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.07.2012)), устранили указанные пробелы. Конструкция «золотой акции» была позаимствована российским законодателем из иностранного права. Содержание конкретных прав, предоставляемых такой акцией, было разным практически для каждого приватизируемого предприятия. Например, в Великобритании, при учреждении компании «Enterprise Oil» в числе прочих была выпущена «привилегированная акция со специальными правами", предоставлявшая правительству на срок около восьми с половиной лет возможность иметь на собрании акционеров большинство голосов в том случае, если кто-либо приобретет контроль более чем над 50% голосующих акций компании. Акции с подобными свойствами неоднократно выпускались и при проведении приватизации во Франции.
Однако, недавно в Европе институт «золотой акции» был признан незаконным, так как он противоречит свободному движению капитала внутри ЕС. Что касается России, в ближайшем будущем использование специального права «золотой акции», на мой взгляд, не будет претерпевать каких-либо изменений.
Так, в июне 2011 г., Президент РФ Дмитрий
Медведев поручил Правительству РФ до
1 августа скорректировать график приватизации
государственных пакетов акций крупных
компаний. На Петербургском экономическом
форуме он отметил, что государство в ряде
случаев может отказаться не только от
контрольных, но и от блокпакетов в компаниях.
При этом в ряде компаний предлагается
оставить «золотую акцию».
Также вышеупомянутый Закон способствует
повышению степени защиты интересов акционеров
от ставшего распространенным на практике
«размывания» их долей, так как для них
устанавливается преимущественное право
приобретения дополнительных акций и
ценных бумаг, конвертируемых в акции.
Данные нормы призваны защитить в первую
очередь мелких акционеров, что является
необходимым условием для привлечения
внутренних инвестиций в российские акционерные
общества. Все эти изменения в законодательстве
о приватизации государственного и муниципального
имущества, а также в области защиты прав
акционеров предполагают обеспечение
роста российской экономики, формирование
сильных и эффективных собственников,
что, по большому счету, направлено на
увеличение благосостояния российских
граждан.
Коротко обозначу последствия
реформы:
1. Произошли коренные изменения в идеологии
власти – государство частной собственности.
В 1990 году удельный вес госсобственности
составлял - 91 %, в 2009 – 22 %.
2. Изменился политический строй – создана
президентская республика с единоначалием.
3. В социальном плане реальная власть
стала принадлежать современной российской
буржуазии, так, в 2009 году, доходы богатых
увеличились на 8,6 трлн. руб., что составляет
сумму, превышающую доходную часть госбюджета
России(!).
4. Разрушено народное хозяйство, глубина
разрушения которого несопоставима ни
с одним периодом российской истории.
К примеру, за 5 лет второй мировой войны
ВВП снизился на 21 %, однако, за 5 лет
реформ российской экономики он снизился
на 50%.
5. Резко снизился уровень, качество и продолжительность
жизни населения России – с 1995 по 2009 годы
умерло 30,5 млн. чел.
6. В результате сокращения финансирования
образования и науки установилась тенденция
к ухудшению образовательной системы,
вследствие чего снизился интеллектуальный
потенциал общества. Так, число ученых
ныне составляет 36 % от уровня 1990 года.
Финансирование науки сократилось в 15
раз, происходит утечка «умов» за кордон.
Материальные
результаты приватизации: « За 133,2 тыс.
приватизированных предприятий, в том
числе , 500 крупнейших, государство получило
9,2 млрд. дол. Для сравнения: …Австралия
за тот же период получила доход от приватизации
– 48 млрд. руб., Бразилия – 66,7 млрд.»
9
______________________________
9Вечканов Г. С. Экономическая теория. Учебник для вузов. – Спб.: Питер. 2010. с.416.
ГЛАВА 3. Мероприятия по приватизации государственного имущества в Саратовской области
3.1 Цели, задачи и принципы приватизации государственного имущества области
Вопреки тому,
что в результате массовой приватизации
большинство предприятий в области стали
частными, достигнуть желаемых результатов
при приватизации государственных предприятий
не удалось, что выражается в слабом формировании
эффективных частных собственников;
деятельность предприятий, после структурной перестройки, также оставляет желать лучшего;
иностранных и других инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий.
Очевидно, назрела необходимость корректировки государственной политики в области приватизации.
Концепция управления государственным
имуществом и приватизации в Российской
Федерации, разработанная Министерством
государственного имущества Российской
Федерации и одобренная постановлением
Правительства Российской Федерации от
09.09.99 N 1024,
главной целью государственной политики
в области приватизации ставит проведение
процесса приватизации, результатом которого
должно стать кардинальное повышение
эффективности функционирования российских
предприятий и народно-хозяйственного
комплекса в целом.
Информация о работе Приватизация государственных и муниципальных предприятий