Приватизация государственных и муниципальных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является – показать этапы развития российского законодательства о приватизации, проанализировать нормы законодательства по данному вопросу, посмотреть на приватизацию государственного и муниципального имущества с практической точки зрения.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть сущность, понятие приватизации государственного и муниципального имущества в России
• проследить за этапами развития приватизации в Российской Федерации
• определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
• выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
• раскрыть экономическую характеристику приватизации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 4
1.1.Понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в России 4
1.2.Этапы развития приватизации государственного
и муниципального имущества в России 6
1.3.Субъекты и объекты приватизации 11
Глава 2.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В России 16
2.1.Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества 16
2.2. Проблемы приватизации в России и пути их решения . Последствия реформы………………………………………………………………….. 18
Глава 3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 27
3.1.Цели, задачи и принципы приватизации государственноо имущества в Саратовской области 27
3.2Прогнозный план приватизации государственного имущества в Саратовской области. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Субъекты и объекты приватизации

 

Субъектами приватизации являются продавцы, покупатели государственного имущества, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом, функциями которых являются:

    1. разработка и издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации, контроль за их выполнением;
    2. разработка проекта программы приватизации, контроль за ее реализацией;
    3. принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;
    4. преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;
    5. осуществление от имени РФ прав акционера хозяйственных обществ, акции которого находятся в федеральной собственности.

Продавцом федерального имущества, в соответствии со ст.6 Закона, по специальному поручению Правительства  Российской Федерации от его имени, выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые: 
а) владеют переданными ему объектами приватизации до момента их продажи;  
б) осуществляют продажу объектов приватизации;  
в) ведут учет подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ;  
г) получают и перечисляют, полученные в результате приватизации федерального имущества, денежные средства,  
д) ведут статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.

Покупателями федерального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.

Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских  отношениях отдельных категорий  физических и юридических лиц  в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации федерального имущества.

Под объектами приватизации подразумевается государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом.  В зависимости от возможности приватизации Государственная программа приватизации выделяет следующие группы объектов:

а) имущество, приватизация которого запрещена. К этой категории объектов относятся средства федерального бюджета, Центральный Банк РФ, железные дороги, атомные станции, автомобильные дороги, имущество организаций Федеральной почтовой связи и т.д.;

б) имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;

в) имущество, которое приватизируется на основании решения Правительства РФ;

г) имущество, которое приватизируется на основании решения Мингосимущества РФ;

д) имущество, которое приватизируется на основании решения компетентных государственных органов субъектов РФ или органов местного самоуправления.

          Существует ряд способов приватизации государственного имущества, перечень которых содержится в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

а) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (акции созданного общества, как правило, переходят в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования);

б) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (производится в случае, если покупатели имущества не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену;

в) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (акции продаются на открытых торгах, все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию;

г) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (осуществляется в случае, если покупатель выполняет определенные условия. Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену, при условии соблюдения им условий конкурса. В случае невыполнения условий конкурса,

договор купли-продажи  может быть расторгнут);

д) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами);

е) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций могут привлекаться брокеры);

ж) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Право приобретения имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения);

з) продажа государственного имущества   без   объявления   цены

 (осуществляется,  если продажа этого имущества посредством публичного

предложения не состоялась. Нормативная цена имущества в этом случае не определяется, а покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену);

и) внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:  
ü при учреждении открытых акционерных обществ;  
ü в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ);

к) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления (осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого общества. Договор купли-продажи и доверительного управления заключаются одновременно).

                     Приватизация государственного и муниципального имущества проходит в несколько этапов, которые отражены в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества».

1. Выступление с инициативой  в проведении приватизации. Инициатор - Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки установленного образца в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

2. Принятие решения  о приватизации. Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Предусмотрен и отказ в приватизации. Об отказе заявитель получает извещение .

3. Создание комиссии  по приватизации. В случае принятия  положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К работе комиссии привлекаются аудиторские,  консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Приватизация государственного и муниципального имущества

 

2.1.Экономическое содержание приватизации государственного и муниципального имущества

 

                 Приватизация – инструмент государственного регулирования долговременного характера. С экономической точки зрения приватизация целесообразна, если обеспечивает более высокую эффективность производства и не обостряет социальные отношения в обществе. Приватизация, как таковая, не может гарантировать прогресс в экономике. Она усиливает конкурентноспособность  объектов. Эффективность экономики — это степень удовлетворения потребностей населения. Предприятия же производят эти материальные ценности (потребности) для народа, поэтому допускать их закрытие нецелесообразно. Особенность начала процесса приватизации в России можно охарактеризовать так: полное отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Унификация и формализация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации. Исходя из способов приватизации, собственность трансформируется в частную, общую долевую и акционерную собственность. В случае продажи предприятия происходит настоящая приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией. Дело в том, что после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива, оставшиеся акции остаются в государственной собственности, и необходимо ждать, пока их не выкупят другие инвесторы. Приватизация способствует демонополизации производства. Акционирование крупных предприятий произошло без их предварительной реорганизации, поэтому нельзя увязать задачи приватизации и демонополизации. Да и вообще, проблему демонополизации удается решить не во многих отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации достаточно сложна, в итоге, использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых комплексов при выходе из них структурных подразделений. Проведение приватизации в России сопряжено с рядом препятствий: слишком большой объем преобразований несопоставим с подобными процессами в других странах, фактическое отсутствие инфраструктуры рынка капиталов. Резкий спад производства не позволил дать оценку потенциалу низкорентабельных предприятий, нехватка денежных средств у населения. Все вышеперечисленное объясняет неизбежную несопоставимость продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.д.). Приватизация теоретически ведет к созданию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация создала необратимость реформ, поскольку национализация затронула бы интересы миллионов людей. На этой почве возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности. Сформировавшийся механизм приватизационного процесса в России подогнан под баланс интересов различных групп и слоев населения. В российской модели приватизации в тандеме два противоположных подхода. Первый направлен на защиту  интересов трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй осуществляет задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Механизм закрытой подписки и чековых аукционов соединяет оба этих подхода. Самым ответственным моментом для предприятия стало начало приватизации предприятия или арендуемого имущества. На базе преобразования государственных предприятий в акционерные общества появилась реальная возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на льготных условиях. Отмена запрета на продажу акций сделала главным выбор второго варианта акционирования подавляющим большинством трудовых коллективов. Весьма своевременным для приобретения самостоятельности приватизированными предприятиями стало принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков.

 

2.2 Проблемы приватизации в России и пути их решения. 
Последствия реформы.

 
             Российская модель приватизации имеет свои отличительные черты, как, впрочем, и в любом другом государстве: приватизация по – российски осуществлялась в антидемократическом, административно-приказном порядке.

Первая и главенствующая, на мой взгляд, приватизация и другие реформы проводились в России без разработки программы, спонтанно. Значение, место и роль приватизации в преобразованиях общества и государства не были заранее определены. Как сказал В.А. Мау: « Решения в экономике принимались исходя из баланса сил, а не из стратегических  
интересов страны ». 7

                   Вторая черта: приватизация проводилась в обстановке политической       конфронтации, представители довольно-таки широких слоев населения выступали против приватизации вообще или методов ее проведения. Третья: параллельно с приватизацией в  России  шел переход к новой общественно-политической формации, который  сопровождался разрушением советской государственной машины с ее аппаратом и законодательством, что               

                  __________________________________________

7  Мау В.А. Сочинения: Том 4.- 3-е изд.- М.: Дело АНХ, 2010.- с.36.

         вызывало колоссальные сложности в государственном управлении общественными процессами. 
        Четвертая: приватизация проходила в крайне сжатые сроки, что порождало всякого рода недоразумения, ошибки и злоупотребления.

Пятая, и, пожалуй, одна из главных черт: при советской власти огосударствление проникло во все сферы жизнедеятельности общества, глобально охватило многие общественные отношения. Соответственно, и разгосударствление, и приватизация имели место во всех сферах общества. В социальной сфере, (в здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, торговле и общественном питании), на место государственных стали приходить частные хозяйственные товарищества и общества, кооперативы. В политике, в результате ликвидации монолитно слившейся с государством коммунистической партии, стали иметь серьезный вес политическое многообразие и многопартийность. В духовной сфере утвердилось идеологическое разнообразие, организовывались и действовали многочисленные частные учреждения культуры и средства массовой информации. Экономическая сфера радикально изменилась, будучи практически полностью под контролем государства. Здесь назрела проблема выбора границ приватизации, которая своевременно не поднималась и не решалась. Последствия приватизации в различных сферах общества, имеют различные показатели.

Информация о работе Приватизация государственных и муниципальных предприятий