Проблемы правопреемства, возникающие при реорганизации юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Современность и насущная необходимость рассмотрения избранной темы во многом предопределена развитием в нашем государстве экономики рыночного типа, которая, безусловно, предполагает не только наличие, но и высокую степень развития правовых средств и методов регулирования экономического оборота.
Юридические лица в настоящий момент являются главными участниками гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы регулирования создания и реорганизации юридических лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………6
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Понятие реорганизации юридических лиц…………………………….12
Формы и процедура реорганизации……………………………………17
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРЕЕМСТВА ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ
Правопреемство при реорганизации…………………………………...20
Защита прав кредитора при реорганизации юридических лиц………25
Заключение………………………………………………………………………….33
Библиографический список источников информации ……………………….…37

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.54 Кб (Скачать файл)

 

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

“ВЯТСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ”

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы  правопреемства, возникающие при  реорганизации юридического лица

По дисциплине «Гражданское право»

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Разработал

студент

группы Ю 31  ______________  А.А. Пашкин  __.__.2011

(подпись)

Руководитель _______________ Т.Н. Никулина  __.__.2011

(подпись)

 

 

Работа __________________________ к защите

(допущена  или не допущена)

 

Работа защищена с оценкой _________________ _________

 

 

 

 

 

 

Киров 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………6
  2. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
    1. Понятие реорганизации юридических лиц…………………………….12
    2. Формы и процедура реорганизации……………………………………17
  3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРЕЕМСТВА ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ
    1. Правопреемство при реорганизации…………………………………...20
    2. Защита прав кредитора при реорганизации юридических лиц………25

Заключение………………………………………………………………………….33

Библиографический список источников информации ……………………….…37

Приложение 1. Судебное решение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации…………………………………………………………………………..40

Приложение 2. Судебное решение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации…………………………………………………………………………..47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы исследования. Современность и насущная необходимость  рассмотрения избранной темы во многом предопределена развитием в нашем  государстве экономики рыночного  типа, которая, безусловно, предполагает не только наличие, но и высокую степень  развития правовых средств и методов  регулирования экономического оборота.

Юридические лица в настоящий  момент являются главными участниками  гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях развития рынка в нашей  стране и все возрастающего желания  субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы  регулирования создания и реорганизации  юридических лиц.

До середины 90-х годов  вопросы правового регулирования  отношений по реорганизации юридических  лиц не находили самостоятельного выражения  в научных трудах специалистов. Некоторые  актуальные проблемы реорганизации  затронуты в работах, посвященных  юридическим лицам в целом. При  переходе к рыночным отношениям и  с появлением новых организационно-правовых форм юридического лица, а также  форм реорганизации юридических  лиц, процедуре реорганизации юридических  лиц стало уделяться значительно  больше внимания.

Изменения, произошедшие в  последнее время в области  законодательного регулирования процесса государственной регистрации юридических  лиц - введение в действие Закона РФ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым кардинальным образом изменен действовавший  ранее порядок, вызывают необходимость  научной разработки надлежащего  порядка реорганизации юридических лиц, отвечающего современным потребностям общества.

С помощью института реорганизации  сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а  как следствие - прочность договорных связей; максимально гарантируются  права кредиторов; отпадает необходимость  уплаты дополнительных налогов; сокращаются  временные издержки, производительный капитал остается цельным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства. В итоге использование механизма  реорганизации приводит к достижению значительного организационного и  финансового эффекта. Однако эта  правовая сфера недостаточно исследована  в научной литературе.

Действующее гражданское  законодательство не определяет, что  такое реорганизация юридического лица, определяя лишь формы реорганизации.

В настоящее время не только не выработано понятие реорганизации  юридических лиц, но нет даже единого  направления для определения  данного понятия.

Цель состоит в комплексном  изучении теоретико-правовых проблем  реорганизации юридических лиц  на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной  практики, направленном на совершенствование  института реорганизации юридических  лиц.

На достижение указанной  цели направлено решение следующих  научно-практических задач:

- на основе комплексного  анализа отечественного гражданского  законодательства исследовать эволюцию  правовых процессов реорганизации  юридических лиц; 

- исследовать правовую  природу, сущность реорганизации  юридических лиц, выработать собственное  определение понятия «реорганизация  юридического лица»; 

- рассмотреть правовое  содержание отдельных способов  реорганизации юридического лица, современную законодательную и  судебно-арбитражную практику, а  также основные теоретические  позиции в аспекте выявления  оснований разграничения способов  реорганизации; 

- выработать конкретные  предложения по совершенствованию  действующего гражданского законодательства, регулирующего реорганизацию юридических  лиц, направленные на эффективное  обеспечение имущественных интересов  субъектов, вовлекаемых в процесс  реорганизации. 

Объектом являются гражданские  правоотношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридических лиц, урегулированные нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

Предметом являются нормы  гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие процедуру  реорганизации юридических лиц, практика арбитражных судов Российской Федерации, разработки ученых-цивилистов, относящиеся к теме исследования.

Методологическая основа. Настоящее исследование базируется на совокупности следующих методов  научного познания: диалектический, комплексный, историко-правовой, сравнительно-правовой, системного анализа, формально-логический, социологический и др. Основополагающим явился всеобщий диалектический метод  познания окружающей действительности, обосновывающий взаимообусловленность  всех социально-экономических процессов, в том числе протекающих в  связи с реорганизацией юридических  лиц.

 

 

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

 

Институт реорганизации  юридических лиц является относительно новым и мало изученным в системе  российского законодательства. В  российском дореволюционном законодательстве существовало немало норм, специально посвященных участию в гражданском  обороте корпоративных образований. Такие образования представляли собой «объединения лиц», созданные  для извлечения прибыли (имелись в виду акционерные и иные «товарищества») или созданные для достижения других, не связанных с извлечением прибыли целей (имелись в виду «общества»). Наряду с ними существовали нормы, регулировавшие государственные учреждения. Такие нормы регулировали, наряду с созданием и осуществлением деятельности юридического лица, и порядок его прекращения.

Сложностью правового  регулирования прекращения юридических  лиц обычно объяснялось то, что  соответствующие вопросы должны были решаться в основном в уставе юридического лица. При этомпринятые государством специальные нормы  применялись только при необходимости  восполнить пробелы, обнаруженные в  уставе юридического лица.

Единственными формами реорганизации, которым нашлось место в законодательстве, были слияние и присоединение. При  этом второе рассматривалось обычно как разновидность первого. В  этом своем качестве слияние противопоставлялось  остальным возможным видам прекращения. Как писал в свое время Г.Ф. Шершеневич: «отличие слияния от иных способов прекращения акционерного товарищества обнаруживается в отсутствии ликвидации»1.

Российский Устав Торговый 1903 г. не содержал понятия «реорганизация» (ни прямо, ни косвенно). Прекращение акционерных компаний рассматривалось только в смысле ликвидации2.

Предпосылки законодательного оформления института реорганизации  возникли на определенном этапе развития капиталистических отношений, когда  утвердилась «общая тенденция концентрации капиталов и производства, комбинирования отдельных стадий производства и  стремления к монополистическому положению  на рынке»3. Соответственно из известных современному правопорядку способов реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование) в историческом плане первым формируется слияние и определяемое как его разновидность присоединение. Один из первых российских примеров объединения компаний — учреждение Российско-Американской компании в Иркутске на основании акта, учиненного компаньонами 3 августа 1798 г. 8 июля 1799 г. Павел I пожаловал компании привилегии и новые правила, которые объявляли, что «компания сия не вновь учреждается, но составляется из двух существующих пред сим частных компаний Голикова с Шелиховою и Мыльникова с товарищами»4.

В книгу пятую проекта  Гражданского уложения, которое разрабатывалось  на протяжении нескольких десятилетий, начиная с конца XIX в., но так и не было принято в связи с революцией, в главу «Акционерное товарищество» было включено несколько статей, посвященных «слиянию акционерных обществ». Здесь уже под слиянием подразумевалось «прекращение одного товарищества и слияние его с другим», т.е. именно «присоединение».

Раннее советское законодательство прямо не предусматривало процедуры  реорганизации юридических лиц. Статья 289 ГК РСФСР 1922 г. содержала перечень оснований прекращения организаций, среди которых такой процедуры, как реорганизация, не значилось. Но в то же время п. «б» ст. 364 первого Гражданского кодекса советской республики устанавливал в качестве основания прекращения акционерного общества упоминается его слияние с другим акционерным обществом. В отношении прочих юридических лиц, говоря об их прекращении, ГК РСФСР 1922 г. не упоминает о реорганизации вовсе.5

При отсутствии в ГК РСФСР  1922 г. соответствующих норм, прекращение юридических лиц регулировалось главным образом актами, посвященными отдельным видам юридических лиц.

В 1927 г. ЦИК и СНК СССР приняли Положение об акционерных обществах6, в котором в качестве основания прекращения акционерного общества без ликвидации его дел и имущества упоминались: соединение его с другим акционерным обществом в новое общество или присоединение его к другому обществу; разделение его на два или несколько самостоятельных обществ; переход его активов и пассивов к юридическому лицу другого вида (преобразование). Одновременно с этим Положением действовало Положение «О порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении» от 15 июня 1927 г.7 Данное постановление предусматривало два варианта реорганизации кооперативов — слияние и разделение, однако не регламентировало процедуру и механизм такой реорганизации.

В 1957 г. в Риме был подписан международный договор, провозгласивший создание Общего рынка для стран — участниц Европейского экономического сообщества. С этого времени в странах Западной Европы начался процесс унификации акционерного законодательства. Главным инструментом унификации акционерного законодательства стран — участниц ЕС стали директивы Совета Министров ЕС.

Вопросам реорганизации  акционерных обществ были посвящены  две из двенадцати принятых директив: третья директива от 9 октября 1978 г. (78/855) об объединении открытых АО; шестая директива от 17 декабря 1982 г. (82/891) о разделении открытых акционерных обществ8.

В силу особенностей исторического  развития Советского Союза зарубежное акционерное законодательство не могло  быть воспринято законотворческими  органами. Кроме того, в законодательстве СССР практически отсутствовало  дифференцированное регулирование  отдельных видов реорганизации  юридических лиц, несмотря на очевидность  их специфики.

В качестве самостоятельного правового института реорганизация  юридических лиц впервые появляется в ГК РСФСР 1964 г.9, который посвятил вопросам реорганизации лишь три короткие статьи (ст. 37, 38 и 39). Причем реорганизация юридических лиц, наряду с их ликвидацией, рассматривается исключительно как способ прекращения юридического лица (ст. 37 ГК РСФСР). Согласно ГК РСФСР 1964 г. реорганизация могла осуществляться в трех формах: слияния, разделения и присоединения (ст. 37, 39). Подробное регулирование реорганизации осуществлялось и в это время посредством актов, посвященных отдельным видам юридических лиц и принятых в основном до вступления в силу ГК РСФСР 1964 г.

Информация о работе Проблемы правопреемства, возникающие при реорганизации юридического лица