В юридической литературе
существует мнение, что для защиты
прав кредиторов необходимо введение
солидарной ответственности всех юридических
лиц, участвующих в реорганизации 32. Институт солидарной ответственности
на современном этапе развития законодательства
о реорганизации действует только в случае,
если правопреемник реорганизованного
лица прямо не указан в разделительном
балансе. Распространение института солидарной
ответственности интересно с точки зрения
защиты прав кредиторов, но, с другой стороны,
реорганизация направлена в том числе
на разделение активов общества. В случае
введения солидарной ответственности
юридических лиц, участвующих в реорганизации,
фактически одно юридическое лицо должно
будет поручиться за другое юридическое
лицо всем своим имуществом за его действия.
При этом "другое юридическое лицо"
не имеет пока ни деловой репутации, ни
стабильного дохода, то есть невозможно
"прокредитовать" юридическое лицо,
не имеющее кредитной истории.
Особое значение при реорганизации
имеет разделительный баланс. В правовой
науке имеются различные точки
зрения о содержании и значении разделительного
баланса. Б.Б. Черепахин указывал, что
разделительный баланс не является бесспорным
документом, а поэтому солидарную
ответственность возможно доказывать
и вопреки передаточному балансу,
основанием для предъявления требований
могут служить и иные документы,
подтверждающие задолженность, а в случае,
если правопреемник обязательства не
указан в разделительном балансе, то юридические
лица несут солидарную ответственность.
По мнению И.С. Шиткиной, разделительный
баланс реорганизуемого в форме выделения
общества должен содержать положения
о правопреемстве по всем его гражданско-правовым
обязательствам, в отношении всех его
кредиторов и должников, включая оспариваемые
обязательства. Представляется, что точка
зрения И.С. Шиткиной неполна, так как разделительный
баланс может содержать обязательства
в отношении кредиторов и должников только
на дату его составления, так как обязательства
возникают и удовлетворяются независимо
от процесса реорганизации (играет фактор
времени), поэтому необходимо оперировать
понятиями "предварительный" и "окончательный"
разделительный баланс. На момент принятия
решения о реорганизации акционерного
общества, например, кредитору может быть
предоставлен только предварительный
разделительный баланс, в котором должно
указываться, к какому юридическому лицу
переходят обязательства перед кредитором.
Окончательный разделительный баланс,
составляемый на дату внесении записи
о регистрации юридического лица, станет
основой передаточного акта. Практика
Высшего Арбитражного Суда выработала
правило солидарной ответственности в
случае, если из разделительного баланса
видно, что при его утверждении допущено
нарушение принципа справедливого распределения
активов и обязательств реорганизуемого
общества между его правопреемниками,
приводящее к явному ущемлению кредиторов
этого общества. Данная правоприменительная
практика расходится с нормами Федерального
закона "Об акционерных обществах",
где солидарная ответственность указана
только тогда, когда обязательства не
предусмотрены разделительным балансом.
Институт солидарной ответственности
применяется в следующих случаях: во-первых,
если в разделительном балансе не установлен
субъект обязательства; во-вторых, при
появлении признаков неплатежеспособности
общества, причиной которой стала реорганизация,
в-третьих, при нарушении процедуры реорганизации.
С этих позиций сформулированы формы налогового
законодательства. В случае если реорганизованное
лицо не сможет отвечать по своим обязательствам,
а в судебном порядке будет установлено,
что это обстоятельство стало следствием
состоявшейся реорганизации, то акционерное
общество, образовавшееся в процессе реорганизации
в форме выделения или в форме разделения,
привлекается к солидарной ответственности
по уплате задолженности по налогам и
сборам реорганизованного юридического
лица. Данные нормы ущемляют права образовавшегося
юридического лица, так как кредитор имеет
право требовать досрочного исполнения
обязательств перед ним в процессе проведения
реорганизации.
Необходимо детально прописать
процедуру реорганизации юридического
лица и защитить права кредиторов
на стадии проведения реорганизации. Данный
вопрос непосредственно связан с
содержанием уведомления кредитора
о реорганизации, поскольку законодательство
не содержит обязательного перечня информации,
которая должна быть указана в уведомлении
и публикации о реорганизации. Реорганизация
всегда затрагивает интересы кредиторов,
поэтому необходимо установить требование
о предоставлении им сведений о реорганизации,
"привязав" такое уведомление к объему
кредиторской задолженности. Например,
полезно ввести право кредитора, объем
задолженности которого составляет 10%
от балансовой стоимости реорганизуемого
общества, запрашивать подробные сведения
о реорганизации. Перечень сведений, предоставляемых
кредитору, должен включать все положения
о правопреемстве по всем его гражданско-правовым
обязательствам.
На практике особое значение
имеет вопрос о моменте перехода
прав и обязанностей от реорганизуемого
общества к создаваемому обществу.
По общему правилу при реорганизации
в форме выделения таким моментом
является день государственной регистрации
вновь возникших юридических
лиц. Правопреемство не основано на каком-либо
отдельном договоре, оно представляет
собой следствие самой реорганизации
юридического лица <13>. Государственная
регистрация наделяет юридическое
лицо правоспособностью, то есть легализует
его как участника хозяйственного
оборота, то есть оно становится субъектом
правоотношений, возникающих в хозяйственном
обороте. Вместе с тем незарегистрированное,
но создаваемое общество вступает в
правоотношения с реорганизуемым обществом
посредством разделения прав и обязанностей
в разделительном балансе. Данный субъект
права становится участником хозяйственного
оборота до момента государственной
регистрации с ограниченной возможностью
реализации переданных прав от реорганизуемого
общества. Создаваемое акционерное
общество имеет право реализовывать
только имеющиеся права, то есть переданные
от реорганизованного общества, и
права, возникшие у него как создаваемого
общества. В то же время это общество
не может выступать участником новых
правоотношений, так как оно станет
полноправным участником хозяйственного
оборота только с момента государственной
регистрации. Некоторые правоведы придерживаются
точки зрения, что переход прав и обязанностей
связан с переходом права собственности,
а права и обязанности, передаваемые от
реорганизованного общества, сохраняются
до момента государственной регистрации 33. Это спорно, так как право появляется
с момента наступления юридического факта
(то есть разделительного баланса и передаточного
акта), а реализация права происходит с
момента государственной регистрации.
Необходимо рассматривать два понятия:
"появление права" и "реализация
права". Право появляется с момента
утверждения разделительного баланса,
а реализация права наступает с момента
государственной регистрации этого права.
После реализации права акционерное общество
становится полноправным участником гражданского
оборота, и именно с этого момента возникают
его обязательства перед участниками
хозяйственного оборота, в том числе и
перед кредиторами. Институт передачи
прав применялся в наследственном праве,
хотя к субъектам наследственного права
применялось сингулярное правопреемство,
то есть к субъекту переходят только права,
исключая обязанности, а в отношении реорганизуемых
обществ существует универсальное правопреемство,
то есть переходят как права, так и обязанности.
Учебник "Гражданское
право: В 2 т. Том I" (под ред. Е.А. Суханова)
включен в информационный банк согласно
публикации - ВолтерсКлувер, 2004 (издание
второе, переработанное и дополненное).
Можно сделать вывод о
том, что существующие способы защиты
прав кредиторов при реорганизации
акционерного общества недостаточны для
реализации их прав. На практике данные
способы не предоставляют эффективных
средств защиты от действий, ущемляющих
права кредитора. Перечень информации
о реорганизации, предоставляемой кредитору,
носит общий характер и не может отражать
истинные цели и задачи, которые преследуют
лица, проводящие реорганизацию. Нетрудно
заключить, что в законодательстве установлены
лишь общие принципы защиты прав кредиторов.
Защита прав кредиторов при реорганизации
- это сложный многогранный правовой инструмент.
Необходимо детализировать отдельные
правовые нормы, регулирующие вопросы
защиты прав кредиторов, а также ввести
дополнительные нормы, что позволит обеспечить
защиту прав кредиторов и упорядочить
процедуру их реализации при реорганизации
акционерных обществ в Российской Федерации.
Данные меры помогут в том числе обеспечить
стабильность гражданского оборота в
целом. Немаловажное значение имеют прилагаемые
пути совершенствования акционерного
законодательства и для повышения эффективности
судебно-арбитражной защиты прав кредиторов.
Заключение
Реорганизация представляет
собой прекращение юридического
лица с переходом прав и обязанностей.
При ней деятельность подвергшегося
реорганизации юридического лица продолжают
другие лица.
Статьи 57 и 58 ГК различают
пять видов реорганизации: слияние
(два и более юридических лиц
превращаются в одно), присоединение
(одно или несколько юридических
лиц присоединяются к другому), разделение
(юридическое лицо делится на два
или более юридических лиц), выделение
(из состава юридического лица выделяются
одно или несколько юридических
лиц, при этом юридическое лицо, из
которого произошло выделение, продолжает
существовать) и преобразование (юридическое
лицо одного вида трансформируется в
юридическое лицо другого вида).
Приведенные пять видов реорганизации
разбиваются на две группы. К первой
относятся разделение и выделение.
Реорганизация в том и в
другом случае происходит либо по воле
учредителей (участников) юридического
лица, либо его органа, уполномоченного
на это учредительными документами,
либо, независимо от воли юридического
лица, - по решению уполномоченного
государственного органа. В этом решении
определяется срок реорганизации. И
если учредители (участники), уполномоченный
ими для этой цели орган или
орган самого юридического лица не
осуществят реорганизацию в указанный
срок, суд по иску уполномоченного
государственного органа назначает
внешнего управляющего юридическим
лицом, которому поручает проведение реорганизации.
Внешний управляющий наделяется
правами органа реорганизуемого
юридического лица. В соответствии
с поставленной перед ним задачей
внешний управляющий составляет
разделительный баланс, а также учредительные
документы вновь образуемого
юридического лица (вновь образованных
юридических лиц). Баланс и учредительные
документы утверждаются судом, и это
утверждение служит необходимым основанием
для осуществления регистрации учреждаемого
юридического лица.
Вторую группу составляют
слияние, присоединение и преобразование.
Все эти три вида реорганизации
происходят в случаях, установленных
законом, по воле (решению) самого юридического
лица с предварительного согласия уполномоченного
государственного органа.
При разделении и выделении
составляется разделительный баланс,
а при преобразовании - передаточный
акт.
К разделительному балансу
и передаточному акту п. 1 ст. 59 ГК
предъявляет в принципе одинаковые
требования. И тот и другой должны
определять, к кому какие именно
права и обязанности переходят.
В передаточный акт и разделительный
баланс необходимо включить весь комплекс
обязательств реорганизованного юридического
лица, в том числе и те, по которым
не наступил срок исполнения, а также
обязательства, которые реорганизуемая
организация оспаривает. Указанные
документы подлежат утверждению
лицами, которые приняли решение
о реорганизации (слиянии, присоединении,
разделении, выделении или преобразовании).
Применительно к слиянию,
присоединению и преобразованию
ГК (п. 3 ст. 57) допускает установление
в законе случаев, при которых
реорганизация признается возможной
только с согласия уполномоченных государственных
органов.
ГК имеет в виду в
данном случае главным образом Закон
о конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках. Как предусмотрено
этим Законом, одна из функций Государственного
комитета по антимонопольной политике
и поддержке новых экономических
структур состоит в осуществлении
предварительного контроля за "слиянием
и присоединением союзов, ассоциаций,
концернов, межотраслевых, региональных
и других объединений предприятий,
а также преобразованием в
указанные объединения органов
управления или хозяйствующих субъектов",
за "слиянием, присоединением государственных
и муниципальных предприятий, если это
приводит к появлению хозяйствующего
субъекта, занимающего доминирующее положение",
за "созданием, слиянием и присоединением
акционерных обществ и товариществ с ограниченной
ответственностью" (исключение составляют
случаи, когда уставный капитал юридического
лица не превышает предельную величину,
устанавливаемую Государственным комитетом,
за "слиянием и присоединением других
товариществ и обществ, в которых участвуют
юридические лица, если это приводит к
появлению хозяйствующего субъекта, занимающего
доминирующее положение".
Если указанный Государственный
комитет, в который обратилось реорганизуемое
юридическое лицо, в установленный
срок (45 дней с момента направления)
не дал согласия на слияние или
присоединение либо полученный ответ,
содержащий отказ выдать согласие,
является, по мнению юридического лица,
необоснованным, последнее может
обратиться со своим требованием
признать отказ необоснованным и, напротив,
выдать согласие.
Тот же Закон предусматривает
случаи принудительного разделения
"хозяйствующих субъектов", которые,
занимая доминирующее положение, осуществляют
монополистическую деятельность и
(или) их действия приводят к существенному
ограничению конкуренции. Принудительное
разделение допускается при условии,
если имеется возможность организационного
и (или) территориального обособления
предприятий, структурных подразделений
либо структурных единиц, либо отсутствует
тесная технологическая взаимосвязь
между предприятиями, структурными
подразделениями или структурными
единицами (в частности, если доля внутреннего
оборота в общем объеме валовой
продукции "хозяйствующего субъекта"
составляет менее 30 процентов), либо есть
возможность разграничить сферы
деятельности предприятий, структурных
подразделений или структурных
единиц в рамках узкой предметной
специализации на определенный товар.
Принудительное разделение должно быть
совершено в установленный в
решении срок, но не позднее 6 месяцев
с момента его вынесения. Юридическое
лицо, которому адресовано предписание
о принудительном разделении, вправе обжаловать
его в суд.
Специально предусмотрена
(ст. 21 Закона) необходимость для
Государственного комитета поддерживать
не противоречащее закону требование
трудового коллектива о выделении
структурного подразделения или
структурной единицы "хозяйствующего
субъекта", если такому выделению
препятствуют сам хозяйствующий
субъект или соответствующий
орган управления.
Библиографический
список источников информации
Официальные законодательные
и распорядительные акты:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2006)
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 02.02.2006)
- Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.07.2006)
- Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 04.05.2006) // СЗ РФ от 21.08.1995, № 34, ст. 3426, СЗ РФ от 08.05.2006, № 19, ст. 2063.
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 01.01.1996, № 1, ст. 1, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3454.
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) // СЗ РФ от 25.11.1996, № 48, ст. 5369, СЗ РФ от 07.07.2003, № 27 (ч. I), ст. 2700.
- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 16.02.1998, № 7, ст. 785, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3437.
- Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2005) // СЗ РФ от 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431, СЗ РФ от 04.07.2005, № 27, ст. 2722.
- Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 28.01.2002, № 4, ст. 251, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3454.
- Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 08.12.2003) // СЗ РФ от 02.12.2002, № 48, ст. 4746, СЗ РФ от 15.12.2003, № 50, ст. 4855.
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ // СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.