Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:58, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современность и насущная необходимость рассмотрения избранной темы во многом предопределена развитием в нашем государстве экономики рыночного типа, которая, безусловно, предполагает не только наличие, но и высокую степень развития правовых средств и методов регулирования экономического оборота.
Юридические лица в настоящий момент являются главными участниками гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы регулирования создания и реорганизации юридических лиц.
Введение……………………………………………………………………………...3
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………6
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Понятие реорганизации юридических лиц…………………………….12
Формы и процедура реорганизации……………………………………17
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРЕЕМСТВА ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ
Правопреемство при реорганизации…………………………………...20
Защита прав кредитора при реорганизации юридических лиц………25
Заключение………………………………………………………………………….33
Библиографический список источников информации ……………………….…37
от закрытого акционерного общества "Комби Стар" - Козьяков А.С.
Заслушав и обсудив доклад судьи Бабкина А.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
На основании документов, представленных обществом с ограниченной ответственностью "Комби Стар", Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) 27.02.2007 вынесены решение N 21755-07 о государственной регистрации закрытого акционерного общества "Комби Стар", созданного путем реорганизации в форме преобразования, и решение N 21755-07а
о государственной
регистрации прекращения
Вступившим
в законную силу решением Арбитражного
суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области от 01.09.2008 по делу N А56-12369/2008
указанные решения инспекции
признаны недействительными. На инспекцию
возложена обязанность внести в
государственный реестр сведения о
признании недействительными
В ходе исполнения
данного судебного решения
в отношении ЗАО "Комби Стар" внесена запись о прекращении его деятельности (номер записи 6097847264025);
в отношении ООО "Комби Стар" внесена запись "действующее" (номер записи 6097847264070).
ЗАО "Комби
Стар", полагая, что данные действия
инспекции являются неправомерными
и нарушают его права на беспрепятственное
осуществление
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2009 требования ЗАО "Комби Стар" удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный
арбитражный суд Северо-
В заявлении,
поданном в Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации, о пересмотре
указанных судебных актов в порядке
надзора инспекция просит их отменить,
ссылаясь на нарушение единообразия
в применении арбитражными судами норм
материального и
Как полагает инспекция, она действовала правомерно, исполняя вступившее в законную силу решение суда.
В отзыве
на заявление ЗАО "Комби Стар"
просит упомянутые судебные акты оставить
без изменения как
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные ЗАО "Комби Стар" требования, суд первой инстанции исходил из того, что инспекция вышла за пределы своей компетенции в порядке исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2008 по делу N А56-12369/2008, которым на инспекцию возложена обязанность внести в государственный реестр сведения о признании недействительными записей о государственной регистрации создания ЗАО "Комби Стар" путем реорганизации и о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Комби Стар"; при этом обязанность внесения сведений о прекращении деятельности ЗАО "Комби Стар" и об ООО "Комби Стар" как о действующем юридическом лице данным решением суда на инспекцию не возлагалась.
Суд апелляционной инстанции помимо указанного довода сослался на часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающих бремя доказывания на государственный орган, принявший оспариваемый ненормативный правовой акт, и пришел к выводу о том, что инспекция не доказала правомерности оспариваемых действий.
Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 49, пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса, пришел к выводу, что сам по себе факт признания судом по делу N А56-12369/2008 недействительными записей в государственном реестре о реорганизации в форме преобразования ООО "Комби Стар" и о возникновении нового юридического лица (ЗАО "Комби Стар") не влечет прекращения деятельности последнего и восстановления в качестве действующего того юридического лица, которое было незаконно реорганизовано. Природа этих юридических фактов различна, так как правоспособность юридического лица прекращается исключительно с завершением процедуры его ликвидации и внесением соответствующей записи об этом в государственный реестр.
Однако судами трех инстанций ошибочно истолкованы и применены нормы права и не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 51 Гражданского кодекса юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц; данные государственной регистрации включаются в государственный реестр, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в государственный реестр (пункт 2 статьи 51).
Исходя из статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) состоит из Гражданского кодекса, Закона о государственной регистрации и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Применительно
к юридическим лицам
Системное
толкование норм законодательства о
государственной регистрации
Как следует из Закона о государственной регистрации, постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", а также из утвержденных этим постановлением Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, государственный реестр содержит, в числе прочего, записи об изменении сведений, содержащихся в нем в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Согласно статьям 51 и 57 Гражданского кодекса под государственной регистрацией юридического лица понимается внесение соответствующей записи в государственный реестр. Следовательно, признание судом недействительной записи, внесенной в государственный реестр, о государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме преобразования, означает, что такое юридическое лицо прекращает действие. Это влечет за собой не только аннулирование записи о возникновении вновь созданного юридического лица, но и восстановление в реестре юридического лица, существовавшего до преобразования, причем правоспособность последнего восстанавливается и оно считается действующим.
Иное порождало бы неопределенность в правовом статусе юридического лица после признания в судебном порядке его преобразования незаконным.
В настоящем деле судами не учтено, что в силу особенностей такого вида реорганизации как преобразование, признание его судом недействительным не означает необходимости ликвидации правопреемника для восстановления в правах правопредшественника, поскольку в данном случае меняется лишь организационно-правовая форма юридического лица, а количество юридических лиц остается неизменным.
Возложение
судами, рассматривавшими настоящее
дело, на инспекцию обязанности по
исключению из государственного реестра
записи о прекращении деятельности
ЗАО "Комби Стар", а также
записи об ООО "Комби Стар" как
действующей организации
Довод судов о том, что инспекция, внося в государственный реестр оспариваемые записи, вышла за пределы исполнения судебного акта, вынесенного по делу N А56-12369/2008, ошибочен.
Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи об его исключении из государственного реестра.
Из названной нормы следует, что юридическое лицо, созданное по законодательству Российской Федерации, реорганизация которого в форме преобразования признана судом незаконной, не может считаться недействующим.
Арбитражный
суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области по делу N А56-12369/2008, признав
недействительными решения
То обстоятельство, что инспекция, исполняя данное решение суда, дополнительно внесла в государственный реестр оспариваемые в настоящем деле сведения, не свидетельствует о нарушении ею прав и законных интересов ЗАО "Комби Стар", так как эти действия соответствуют выводам суда по указанному делу.
Таким образом,
удовлетворение судами по настоящему
делу требований ЗАО "Комби Стар"
приводит к дезавуированию вступившего
в законную силу решения суда по
делу N А56-12369/2008, поскольку исключение
записей о прекращении
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Обращение ЗАО "Комби Стар" с заявлением по настоящему делу фактически направлено на легализацию неисполнения им ранее принятого судом решения.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служит основанием для их отмены.
Содержащееся
в настоящем постановлении
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2009 по делу N А56-26691/2009, постановлениеТринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.12.2009 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Комби Стар" отказать.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
1 Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М.: Юристъ,. 2000. С. 16.
2Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ. Теория, законодательство, практика: Учебное пособие. – М.: Издательство НОРМА ( Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001.- С. 3.
3Там же.
4 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. XXV. Ст. 1903.
5 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991/ Под ред. О.И. Чистякова М., 1997.С.163.
6 Собрание законодательства СССР.-1927.- №49.- Ст.500-501.
7Собрание законодательства СССР.-1927.- №37.- Ст.371.
8Асоков А. Акционерное законодательство Европейского Союза // Закон.- 2003.-№9.-С.118.
9 Ведомости ВС РСФСР.-1964.- №24.- Ст.406.
10 Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» //Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1990. -№ 30. -Ст. 418.
Информация о работе Проблемы правопреемства, возникающие при реорганизации юридического лица