Противодействие коррупции в государственной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

задачи:
1) изучить сущность профессиональной этики государственного служащего;
2) проанализировать критерии и пути повышения профессионализма и компетентности государственного служащего;
3) исследовать состояние профессиональной этики и профессионализма в государственной службе.
4) предложить меры по совершенствованию профессиональной этики государственных служащих.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….………...3
1 Теоретические основы изучения профессиональной этики государственных служащих………………………………………………..………………………..…...5
1.1 Сущность понятий «Государство» и «государственная служба»……...……..5
1.2 Основные понятия профессиональной этики государственной службы……..…………………………………………………………………….......13
2 Анализ проблем профессиональной этики государственных служащих….......17
2.1 Проблемы административной этики государственных служащих в условиях переходной экономики …………………………………………………………......17
2.2 Анализ коррупции государственных служащих в Республике Татарстан………………………………………………………………………….....22
3 Пути решения проблемы профессиональной этики государственных служащих………………………………………………………………………….....25
3.1 Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы…………………………………………………………………..…………...25
3.2 Рекомендации по корректировке профессиональной этики государственных служащих……………………………………………..……………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….....36
Список использованной литературы ……………………………………………...38
Приложение А……………………………………………………………………….39
Приложение В……………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………...3

1 Теоретические основы  изучения профессиональной этики   государственных служащих………………………………………………..………………………..…...5

1.1 Сущность понятий   «Государство» и «государственная  служба»……...……..5

1.2 Основные понятия профессиональной этики государственной службы……..…………………………………………………………………….......13

2 Анализ проблем профессиональной  этики государственных служащих….......17

2.1 Проблемы административной этики государственных служащих в условиях переходной экономики …………………………………………………………......17

2.2 Анализ коррупции  государственных служащих в Республике  Татарстан………………………………………………………………………….....22

3 Пути решения проблемы  профессиональной этики государственных  служащих………………………………………………………………………….....25

3.1 Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы…………………………………………………………………..…………...25

3.2 Рекомендации по  корректировке профессиональной  этики государственных служащих……………………………………………..……………………………...32

Заключение……………………………………………………………………….....36

Список использованной литературы ……………………………………………...38

Приложение А……………………………………………………………………….39

Приложение В……………………………………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Актуальность. Динамичные изменения, произошедшие в России за годы, потребовали существенного повышения роли и усложнению системы государственной службы. Все более очевидной становится зависимость успешности социально-экономических преобразований, обеспечения стабильного развития и функционирования всей общественной системы не только от оптимизации самого механизма управления, но и от повышения эффективности деятельности субъектов исполнения управленческих функций государственных служащих. Значительную роль в осуществлении государственными служащими своих функциональных обязанностей с максимальной эффективностью играет разрешение ключевых вопросов их профессиональной и должностной карьеры. Одним из основополагающих принципов государственной службы является профессионализм и компетентность госслужащих. Для нашей страны проблема профессионализма в области государственного управления стала крайне актуальной: высокая квалификация, знания и способности специалистов в различных областях государственного управления являются необходимыми.

На деятельность госслужащих  существенно влияют их статусная устойчивость (стабильность занятости, гарантированная оплата труда), а также возможности карьерного продвижения по мере накопления опыта и профессиональных знаний.

Цель работы состоит в исследовании профессиональной этики госслужащего.

Объект исследования: профессиональная этика госслужащего.

Предмет исследования: критерии, пути повышения профессиональной этики госслужащего.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить сущность  профессиональной этики государственного служащего;

2) проанализировать критерии  и пути повышения профессионализма  и компетентности государственного  служащего; 

3) исследовать состояние  профессиональной этики и профессионализма в государственной службе.

4) предложить меры  по совершенствованию профессиональной этики государственных служащих.

Практическая  значимость: выявить современные тенденции и противоречия формирования профессиональной этики,  возможности использования социологической информации, выводов и заключений,  разработку методических и практических рекомендаций по совершенствованию профессиональной этики государственного служащего на примере Республики Татарстан.

Структура курсового проекта: введение, основная часть, заключение, ссылки на использованные источники, список использованных источников, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы изучения профессиональной этики государственных служащих

 

1.1. Сущность  понятий  «Государство» и «государственная служба»

 

В демократическом обществе государство является основной формой консолидации общечеловеческих, национальных, социальных, профессиональных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи государство решает через государственную службу, комплексный правовой и социальный институт, функционирующий посредством осуществления людьми профессиональной деятельности по реализации компетенции государственных органов и государственных должностей.

 В формировании  социально-правового института государственной  службы России большая роль  отведена «Закону о государственной  гражданской службе РФ». В соответствии с этим Законом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная служба в соответствии с принципом разделения полномочий и характером государственного устройства включает государственную службу, осуществляемую в аппарате органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его функции, которые отнесены актами законодательства Российской Федерации к государственной службе.

Можно выявить особенности  государственной службы в Российской Федерации в соответствии с действующим  законодательством. Анализ Закона о государственной гражданской службе РФ показывает, что все принципы функционирования государственной службы базируются на трех основных: законности, демократизме, профессионализме, что характерно для систем государственной службы всех демократических государств.

Организация и реальный процесс управления в современных государствах – многогранные и сложные явления общественной жизни, которые требуют знаний, опыта и определенных навыков в данной сфере. В течение столетий «бюрократы» играли важнейшую роль в процессе принятия политических решений, а «правители» решали проблему эффективного контроля деятельности государственных служащих. С увеличением влияния государства росли и возможности воздействия государственных служащих на политическую сферу. В настоящее время во всех развитых демократиях роль государственной службы в процессе управления чрезвычайно велика, однако наиболее экстремальные формы такого влияния можно было наблюдать в коммунистических странах, где она усиливалась централизованным партийным контролем во всех сферах общественной и частной жизни.

Государственная служба – общественный институт, реализующий  функции и обязанности государства  по отношению к обществу и отдельным  гражданам. Это своего рода двигатель  государства. Функции и задачи бюрократии соответственно менялись в течение ее существования в зависимости от функций и задач, выполнявшихся государством. Однако трудно усомниться в том, что в сообществе такого масштаба, каковым является государство, где сосуществует и взаимодействует множество граждан, задачи, выходящие за рамки интересов одного конкретного гражданина, должны решаться соответствующими общественными (государственными) органами. Предметом дискуссии может быть лишь объем выполняемых государственными органами функций, а значит, и объем функций государственных служащих, занятых в этих органах, а также опасности и негативные явления, связанные с избыточным объемом данных функций.

Рассматривая проблемы государственной службы в период становления рыночной экономики, необходимо внести ясность в понятийный аппарат.

Понятие государственной должности может быть определено по нескольким параметрам.

«Государственно-служебная должность – это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах, должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственных органов, предоставляемой лицу (государственному служащему) в целях ее практического осуществления». «…государственная должность – должность в федеральных органах власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ».

С понятием «государственная должность» непосредственно связано  и понятие «государственный служащий». Таковым по Закону об основах государственной службы является гражданин, занимающий государственную должность и исполняющий ее на профессиональной основе постоянно и за оплату.

Государственный служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Должности государственной  службы учреждаются федеральным  законом или иным нормативно-правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

    1. должности федеральной государственной гражданской службы;
    2. должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
    3. воинские должности;
    4. должности правоохранительной службы.

Ключевыми признаками государственной должности являются:

а) это должность в  органах государственной власти – федеральных и субъектов  Российской Федерации; а также в  иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, т.е. должность – это первичная структурная единица государственных органов. Она является первоэлементом государственной организации (администрации), государственной службы;

б) это должность с  определенным нормативными документами  кругом обязанностей по исполнению и  обеспечению полномочий данного  государственного органа; включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в правовых актах. Лицо, занимающее государственную должность, обязано руководствоваться в своей деятельности особыми публичными и профессиональными интересами, должно служить всему обществу;

в) это должность с  установленным законодательством  денежным содержанием, в которое включаются должностной оклад, надбавки к нему, техническое обеспечение должности, установленные льготы и привилегии и пр.;

г) это должность с  определенной ответственностью за нарушение должных действий по службе (в рамках обязанностей и прав по должности),  а равно за недостижение цели по вине государственного служащего. 

Российская государственная  служба ориентирована на карьерный  тип организации службы, когда вся профессиональная жизнь чиновника проходит в сфере государственной службы. На его карьере (продвижение по служебной лестнице) построена организация, которая делится на строгие иерархические категории и в рамках этой организации по определенным правилам происходит постепенный служебный рост чиновника. Карьерная система предполагает категорирование служащих.

Государственные должности  в законе «Об основах государственной  службы российской Федерации» (ст.1) подразделяются на три категории «А», «Б», «В».

Понятием государственной  должности категории «А» охватываются государственные должности Российской Федерации и государственные  должности субъектов РФ. Они устанавливаются  Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации и конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов.

Лица, замещающие государственные  должности категории «А», должны обладать следующими качествами:

– стратегическое видение;

– умение руководить людьми;

– умение планировать;

– умение оценивать имеющиеся  ресурсы и пользоваться ими;

– обладание организационными связями (связей с другими действующими организациями и лицами на политической арене).

Политические государственные  должности (государственные должности категории «А») – это должности, назначение на которые производится по политическим критериям, на внеконкурсной основе и в соответствии с закрепленной Конституцией РФ и высшими законами субъектов Федерации, кадровой номенклатурой Президента РФ, других федеральных и региональных органов и должностных лиц. Увольнение с этих должностей также производится по упрощенной процедуре и зачастую по сугубо политическим, а не квалификационным или иным деловым характеристикам. [1, с.66-67]

Государственные должности  категории «Б» учреждаются в  установленном законодательством Российской Федерации порядке, замещаются путем назначения для того, чтобы непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Это так называемые патронажные государственные должности.

Информация о работе Противодействие коррупции в государственной службе