Противодействие коррупции в государственной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

задачи:
1) изучить сущность профессиональной этики государственного служащего;
2) проанализировать критерии и пути повышения профессионализма и компетентности государственного служащего;
3) исследовать состояние профессиональной этики и профессионализма в государственной службе.
4) предложить меры по совершенствованию профессиональной этики государственных служащих.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….………...3
1 Теоретические основы изучения профессиональной этики государственных служащих………………………………………………..………………………..…...5
1.1 Сущность понятий «Государство» и «государственная служба»……...……..5
1.2 Основные понятия профессиональной этики государственной службы……..…………………………………………………………………….......13
2 Анализ проблем профессиональной этики государственных служащих….......17
2.1 Проблемы административной этики государственных служащих в условиях переходной экономики …………………………………………………………......17
2.2 Анализ коррупции государственных служащих в Республике Татарстан………………………………………………………………………….....22
3 Пути решения проблемы профессиональной этики государственных служащих………………………………………………………………………….....25
3.1 Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы…………………………………………………………………..…………...25
3.2 Рекомендации по корректировке профессиональной этики государственных служащих……………………………………………..……………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….....36
Список использованной литературы ……………………………………………...38
Приложение А……………………………………………………………………….39
Приложение В……………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Респондентам предлагалось проранжировать основные принципы деятельности госслужащих по степени значимости (1 ранг – наиболее важный принцип, 5 ранг – наименее важный принцип). Сравнительный анализ результатов опроса госслужащих представлен в табл.1.

 

Таблица 1 - Анализ приоритетности принципов деятельности государственных служащих

 

Содержание принципа

Ранг

1

2

3

4

5

1.Соблюдение законности

80%

10%

10%

2. Защита интересов  граждан, удовлетворение их социальных ожиданий 

40%

40%

20%

3. Уважение к человеку, признание суверенитета личности

10%

20%

20%

30%

20%

4. Недопущение коррупции,  взяточничества, использование служебного положения

10%

20%

20%

50%

5. Моральная ответственность  за подготавливаемые и реализуемые решения

10%

20%

30%

40%


            Как видно из таблицы, наиболее важным принципом государственные служащие считают соблюдение законности, это отметили 80 % респондентов, при этом две трети респондентов – работников социальной защиты – считают, что важнее соблюдать нормативные акты и должностные инструкции, а не законы.

Наряду с законностью  одним из важных принципов является принцип справедливости, проявляющейся в законном использовании властных полномочий, защите (а не имитации ее) прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости конкретизируется также в нормах, требующих, в частности, никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот или привилегий других, не допускать субъективности в оценке личностно-деловых качеств людей и т. д. По данным нашего опроса, 40 % служащих определяют этот принцип как наиболее важный.

Из положений Федерального закона «Об основах государственной службы РФ», предусматривающих обязанность должностного лица признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан, вытекает этический принцип гуманизма, конкретизированный в требованиях уважения к каждому человеку, внимания к его проблемам, признания суверенитета личности и ее достоинства, вежливости, тактичности, толерантности. Именно поэтому вызывает тревогу тот факт, что больше половины опрашиваемых считают, что принцип уважения человека и признания его суверенитета по степени важности стоит на 4 и 5 местах.

Осуществляя служебные функции, государственный  служащий обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои личные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности. Однако, по данным нашего исследования, 50 % респондентов считают наименее важным соблюдение принципа недопущения коррупции и использования служебного положения. Именно поэтому этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.

Административная власть неразрывно связана с механизмами ответственности за принимаемые решения и их последствия, за неисполнение и ненадлежащие исполнение должностными лицами своих обязанностей. Нравственная ответственность государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение и его социальные последствия особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества.

С принципом моральной ответственности  связаны такие понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющие в единстве слова и дела. Данные нашего опроса показывают, что лишь 30 % государственных служащих определяют этот принцип как наиболее важный.

Следует отметить, что оцениваемые  принципы составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института. Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации, а следовательно, и формирование «корпоративной этики».

Таким образом, необходимость повышения  этического уровня государственных служащих связана, прежде всего, с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы [5, с.78-85] .

 

2.2 Анализ коррупции государственных служащих в Республике Татарстан

 

Оценивая состояние коррупции  в Татарстане, можно констатировать, что, подчиняясь общим закономерностям развития современной Российской Федерации, наша республика так же, как и все, подвержена этому негативному явлению.

75% опрошенных граждан  находятся в возрасте от 18 до 60 лет. То есть как раз те  люди, которые в основном непосредственно  сталкиваются с коррупцией. Что  касается рода занятий, то наибольшее  количество опрошенных 17,89%, 16,77%, 15,28% – это пенсионеры, рабочие и студенты (учащиеся) соответственно. Что же касается образования, то в Приложении В, приведённой ниже, мы видим, что 56% граждан имеют неполное среднее образование, 29% – высшее и 15% – неполное высшее. То есть более половины всех граждан не имеют высшего образования. Данная ситуации характерна не только для Республики Татарстан, но и для подавляющего большинства регионов России. По половому признаку граждане распределились практически одинаково, 57% опрошенных – женщины, 43% – мужчины.

В ходе опроса были получены оценки коррупционной инициативы. По мнению более половины всех опрошенных (54%), коррупционные сделки чаще всего происходят по инициативе чиновников. По мнению практически четверти опрошенных (23%), это происходит потому, что так принято, и 18% считают, что инициатива исходит от самих граждан. Только 4% ответили по-другому и 1 % затруднились с ответом.

Структура коррупционных  преступлений по отраслям экономики  и государственной деятельности в сравнении с 2009 годом существенно  не поменялась. В ходе опроса было выяснено, с каким конкретно органом у граждан была связана коррупционная ситуация и где они дали взятку. Получилось, что 32,75% граждан попали в коррупционную ситуацию в органах здравоохранения, а правоохранительные органы здесь только на втором месте – 23,48% граждан, 32,4% граждан отметили правоохранительные органы и только 11,1% органы здравоохранения. Образование в данном вопросе на третьем месте – 22,9% граждан давали взятки в этой сфере. Что касается остальных органов, то их доля относительно мала: 5,8% граждан дали взятку органам местной власти, 3,77% – органам коммунальных услуг, 3,48% – органам социального обеспечения и всего лишь 0,87% – органам областной власти.

С точки зрения респондентов, национальные проекты в области  здравоохранения, образования и жилищного строительства способны лишь частично снять остроту проблемы либо вообще ничего не решат.

В ходе опроса было также  выяснено, какие меры по борьбе с  коррупцией граждане согласились бы поддержать. Оказалось, что большинство граждан 61,61% – за радикальные меры, за повышение уголовной ответственности за коррупцию. 22,86% граждан в большей степени склонны к увеличению своей собственной ответственности за сложившуюся ситуацию и считают, что необходимо усиление контроля за доходами и расходами граждан. 16,77% опрошенных – за социальные меры борьбы с коррупцией, за массовую пропаганду нетерпимости к коррупции. Только 11,43% граждан поддержали бы повышение зарплат чиновникам и бюджетникам. Есть немаленькая доля граждан – 4,1 %, которые предложили свои меры по борьбе с коррупцией. Самое радикальное мнение – сталинские методы борьбы с коррупцией. Некоторые считают, что наказанием должна быть конфискация всего имущества. Многие из тех, кто предложили другие меры борьбы с коррупцией, считают, что помочь может частая смена начальства либо смена всей верхней власти на честных людей. Есть и те, кто предлагал навести порядок на местах сверху, усилить контроль за осуществлением властных полномочий чиновников. Существуют также два противоположных мнения среди граждан: одни говорят, что никакие меры не помогут, так как менталитет не изменить, а другие, наоборот, предлагают повышать уровень воспитания и закладывать неприязнь к коррупции в сознание уже с детства.

Некоторые выводы о состоянии  коррупции позволяют сделать результаты социологического опроса мнения населения. При их анализе следует учитывать, что полученные из этих источников данные носят эмпирический характер и содержат внутренние противоречия (к примеру, по сравнению с 2008 годом количество жителей республики, считающих, что коррупция в обществе является распространённым явлением, сократилось с 85% до 75%, однако при другой постановке вопроса больше половины опрошенных ответили, что уровень коррупции не изменился, а каждый третий заявил, что коррупции стало намного больше). Тем не менее, представления о коррупции, устойчиво бытующие в общественном сознании, позволяют судить о некоторых тенденциях, существующих в реальности.

Среди коррупционных  проблем, которые население отмечало в своих обращениях к руководству республики, следует выделить жалобы на злоупотребление отдельными должностными лицами органов местного самоуправления своими полномочиями при распределении субсидий на обеспечение жильём граждан, проживающих в сельской местности, а также вымогательство денежных взносов при устройстве ребёнка в детские дошкольные учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути решения  проблемы профессиональной этики  государственных служащих

 

3.1 Зарубежный  опыт противодействия коррупции  в системе государственной службы

 

             Коррупция сопровождает человечество с древнейших времён. Наказание за взяточничество предусматривалось ещё законами Хаммурапи (4 тыс. лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. Пагубное воздействие этого асоциального явления ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или традиций. Резкий всплеск коррупции был отмечен в период становления рыночных отношений в XIX веке. Одновременно появились и первые попытки противодействия ей на законодательном уровне. Но существенного изменения антикоррупционной ситуации ни в мире, ни в отдельных государствах не произошло.

Только во второй половине XX столетия, когда борьба с  коррупцией в ряде стран была возведена  в ранг государственной политики, удалось добиться минимизации её влияния на все сферы жизнедеятельности общества. В этом отношении представляет интерес опыт тех государств, которые сравнимы с Россией по численности управленческого аппарата. Это, прежде всего, США, Германия, Великобритания, Франция, Китай и ряд других стран. В США антикоррупционное законодательство характеризуется чрезвычайной жёсткостью. Так, за различные виды коррупции - взятка, кикбэкинг (выплата части незаконных денег участнику сделки) и др. - предусмотрены штрафы в тройном размере взятки или тюремное заключение от 15 лет, либо то и другое одновременно, а при отягчающих обстоятельствах - лишение свободы до 20 лет [6, с.205].

Законодательство  США предусматривает наказание  за дачу и получение вознаграждения за услуги, входящие в круг обязанностей должностного лица. Поощрения, по американскому праву, чиновник может получить только официально - от правительства. Наказание за нарушение этой нормы штраф или лишение свободы до 2 лет, или совокупность наказаний. Коррупционными признаются сделки между любыми лицами по поводу устройства   на   федеральную   государственную   службу.   Так,   уголовно наказуемым является требование денег или имущественных благ, или их получение   для   содействия   в   устройстве   на   государственную   службу.

Антикоррупционное законодательство США носит системный характер. Оно состоит   также   из   правовых   актов,   регламентирующих   лоббистскую, банковскую, биржевую и иные виды деятельности. И хотя это не является гарантией полного искоренения коррупции,  в США её уровень значительно ниже, чем в других государствах.

Борьба   с   коррупцией   облегчается   тем,   что   в   США   фактически   нет иммунитетов для должностных лиц. Любой чиновник, включая президента, конгрессменов    и    сенаторов,    может    быть    привлечён    к    уголовной ответственности,  хотя  и  в  особом  порядке,  после  отстранения  его  от должности.

Информация о работе Противодействие коррупции в государственной службе