Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:51, курсовая работа
задачи:
1) изучить сущность профессиональной этики государственного служащего;
2) проанализировать критерии и пути повышения профессионализма и компетентности государственного служащего;
3) исследовать состояние профессиональной этики и профессионализма в государственной службе.
4) предложить меры по совершенствованию профессиональной этики государственных служащих.
Введение…………………………………………………………………….………...3
1 Теоретические основы изучения профессиональной этики государственных служащих………………………………………………..………………………..…...5
1.1 Сущность понятий «Государство» и «государственная служба»……...……..5
1.2 Основные понятия профессиональной этики государственной службы……..…………………………………………………………………….......13
2 Анализ проблем профессиональной этики государственных служащих….......17
2.1 Проблемы административной этики государственных служащих в условиях переходной экономики …………………………………………………………......17
2.2 Анализ коррупции государственных служащих в Республике Татарстан………………………………………………………………………….....22
3 Пути решения проблемы профессиональной этики государственных служащих………………………………………………………………………….....25
3.1 Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы…………………………………………………………………..…………...25
3.2 Рекомендации по корректировке профессиональной этики государственных служащих……………………………………………..……………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….....36
Список использованной литературы ……………………………………………...38
Приложение А……………………………………………………………………….39
Приложение В……………………………………………………………………….42
Респондентам предлагалось проранжировать основные принципы деятельности госслужащих по степени значимости (1 ранг – наиболее важный принцип, 5 ранг – наименее важный принцип). Сравнительный анализ результатов опроса госслужащих представлен в табл.1.
Таблица 1 - Анализ приоритетности принципов деятельности государственных служащих
Содержание принципа |
Ранг | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1.Соблюдение законности |
80% |
10% |
– |
10% |
– |
2. Защита интересов граждан, удовлетворение их социальных ожиданий |
– |
40% |
40% |
20% |
– |
3. Уважение к человеку, признание суверенитета личности |
10% |
20% |
20% |
30% |
20% |
4. Недопущение коррупции, взяточничества, использование служебного положения |
– |
10% |
20% |
20% |
50% |
5. Моральная ответственность за подготавливаемые и реализуемые решения |
10% |
20% |
– |
30% |
40% |
Как видно из таблицы, наиболее важным принципом государственные служащие считают соблюдение законности, это отметили 80 % респондентов, при этом две трети респондентов – работников социальной защиты – считают, что важнее соблюдать нормативные акты и должностные инструкции, а не законы.
Наряду с законностью одним из важных принципов является принцип справедливости, проявляющейся в законном использовании властных полномочий, защите (а не имитации ее) прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости конкретизируется также в нормах, требующих, в частности, никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот или привилегий других, не допускать субъективности в оценке личностно-деловых качеств людей и т. д. По данным нашего опроса, 40 % служащих определяют этот принцип как наиболее важный.
Из положений Федерального закона «Об основах государственной службы РФ», предусматривающих обязанность должностного лица признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан, вытекает этический принцип гуманизма, конкретизированный в требованиях уважения к каждому человеку, внимания к его проблемам, признания суверенитета личности и ее достоинства, вежливости, тактичности, толерантности. Именно поэтому вызывает тревогу тот факт, что больше половины опрашиваемых считают, что принцип уважения человека и признания его суверенитета по степени важности стоит на 4 и 5 местах.
Осуществляя служебные функции, государственный служащий обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои личные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности. Однако, по данным нашего исследования, 50 % респондентов считают наименее важным соблюдение принципа недопущения коррупции и использования служебного положения. Именно поэтому этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.
Административная власть неразрывно связана с механизмами ответственности за принимаемые решения и их последствия, за неисполнение и ненадлежащие исполнение должностными лицами своих обязанностей. Нравственная ответственность государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение и его социальные последствия особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества.
С принципом моральной
Следует отметить, что оцениваемые принципы составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института. Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации, а следовательно, и формирование «корпоративной этики».
Таким образом, необходимость повышения этического уровня государственных служащих связана, прежде всего, с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы [5, с.78-85] .
2.2 Анализ коррупции государственных служащих в Республике Татарстан
Оценивая состояние коррупции в Татарстане, можно констатировать, что, подчиняясь общим закономерностям развития современной Российской Федерации, наша республика так же, как и все, подвержена этому негативному явлению.
75% опрошенных граждан
находятся в возрасте от 18 до 60
лет. То есть как раз те
люди, которые в основном
В ходе опроса были получены оценки коррупционной инициативы. По мнению более половины всех опрошенных (54%), коррупционные сделки чаще всего происходят по инициативе чиновников. По мнению практически четверти опрошенных (23%), это происходит потому, что так принято, и 18% считают, что инициатива исходит от самих граждан. Только 4% ответили по-другому и 1 % затруднились с ответом.
Структура коррупционных преступлений по отраслям экономики и государственной деятельности в сравнении с 2009 годом существенно не поменялась. В ходе опроса было выяснено, с каким конкретно органом у граждан была связана коррупционная ситуация и где они дали взятку. Получилось, что 32,75% граждан попали в коррупционную ситуацию в органах здравоохранения, а правоохранительные органы здесь только на втором месте – 23,48% граждан, 32,4% граждан отметили правоохранительные органы и только 11,1% органы здравоохранения. Образование в данном вопросе на третьем месте – 22,9% граждан давали взятки в этой сфере. Что касается остальных органов, то их доля относительно мала: 5,8% граждан дали взятку органам местной власти, 3,77% – органам коммунальных услуг, 3,48% – органам социального обеспечения и всего лишь 0,87% – органам областной власти.
С точки зрения респондентов, национальные проекты в области здравоохранения, образования и жилищного строительства способны лишь частично снять остроту проблемы либо вообще ничего не решат.
В ходе опроса было также выяснено, какие меры по борьбе с коррупцией граждане согласились бы поддержать. Оказалось, что большинство граждан 61,61% – за радикальные меры, за повышение уголовной ответственности за коррупцию. 22,86% граждан в большей степени склонны к увеличению своей собственной ответственности за сложившуюся ситуацию и считают, что необходимо усиление контроля за доходами и расходами граждан. 16,77% опрошенных – за социальные меры борьбы с коррупцией, за массовую пропаганду нетерпимости к коррупции. Только 11,43% граждан поддержали бы повышение зарплат чиновникам и бюджетникам. Есть немаленькая доля граждан – 4,1 %, которые предложили свои меры по борьбе с коррупцией. Самое радикальное мнение – сталинские методы борьбы с коррупцией. Некоторые считают, что наказанием должна быть конфискация всего имущества. Многие из тех, кто предложили другие меры борьбы с коррупцией, считают, что помочь может частая смена начальства либо смена всей верхней власти на честных людей. Есть и те, кто предлагал навести порядок на местах сверху, усилить контроль за осуществлением властных полномочий чиновников. Существуют также два противоположных мнения среди граждан: одни говорят, что никакие меры не помогут, так как менталитет не изменить, а другие, наоборот, предлагают повышать уровень воспитания и закладывать неприязнь к коррупции в сознание уже с детства.
Некоторые выводы о состоянии коррупции позволяют сделать результаты социологического опроса мнения населения. При их анализе следует учитывать, что полученные из этих источников данные носят эмпирический характер и содержат внутренние противоречия (к примеру, по сравнению с 2008 годом количество жителей республики, считающих, что коррупция в обществе является распространённым явлением, сократилось с 85% до 75%, однако при другой постановке вопроса больше половины опрошенных ответили, что уровень коррупции не изменился, а каждый третий заявил, что коррупции стало намного больше). Тем не менее, представления о коррупции, устойчиво бытующие в общественном сознании, позволяют судить о некоторых тенденциях, существующих в реальности.
Среди коррупционных проблем, которые население отмечало в своих обращениях к руководству республики, следует выделить жалобы на злоупотребление отдельными должностными лицами органов местного самоуправления своими полномочиями при распределении субсидий на обеспечение жильём граждан, проживающих в сельской местности, а также вымогательство денежных взносов при устройстве ребёнка в детские дошкольные учреждения.
3 Пути решения
проблемы профессиональной
3.1 Зарубежный
опыт противодействия
Коррупция сопровождает человечество с древнейших времён. Наказание за взяточничество предусматривалось ещё законами Хаммурапи (4 тыс. лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. Пагубное воздействие этого асоциального явления ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или традиций. Резкий всплеск коррупции был отмечен в период становления рыночных отношений в XIX веке. Одновременно появились и первые попытки противодействия ей на законодательном уровне. Но существенного изменения антикоррупционной ситуации ни в мире, ни в отдельных государствах не произошло.
Только во второй половине XX столетия, когда борьба с коррупцией в ряде стран была возведена в ранг государственной политики, удалось добиться минимизации её влияния на все сферы жизнедеятельности общества. В этом отношении представляет интерес опыт тех государств, которые сравнимы с Россией по численности управленческого аппарата. Это, прежде всего, США, Германия, Великобритания, Франция, Китай и ряд других стран. В США антикоррупционное законодательство характеризуется чрезвычайной жёсткостью. Так, за различные виды коррупции - взятка, кикбэкинг (выплата части незаконных денег участнику сделки) и др. - предусмотрены штрафы в тройном размере взятки или тюремное заключение от 15 лет, либо то и другое одновременно, а при отягчающих обстоятельствах - лишение свободы до 20 лет [6, с.205].
Законодательство США предусматривает наказание за дачу и получение вознаграждения за услуги, входящие в круг обязанностей должностного лица. Поощрения, по американскому праву, чиновник может получить только официально - от правительства. Наказание за нарушение этой нормы штраф или лишение свободы до 2 лет, или совокупность наказаний. Коррупционными признаются сделки между любыми лицами по поводу устройства на федеральную государственную службу. Так, уголовно наказуемым является требование денег или имущественных благ, или их получение для содействия в устройстве на государственную службу.
Антикоррупционное законодательство США носит системный характер. Оно состоит также из правовых актов, регламентирующих лоббистскую, банковскую, биржевую и иные виды деятельности. И хотя это не является гарантией полного искоренения коррупции, в США её уровень значительно ниже, чем в других государствах.
Борьба с коррупцией облегчается тем, что в США фактически нет иммунитетов для должностных лиц. Любой чиновник, включая президента, конгрессменов и сенаторов, может быть привлечён к уголовной ответственности, хотя и в особом порядке, после отстранения его от должности.
Информация о работе Противодействие коррупции в государственной службе