Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:51, курсовая работа
задачи:
1) изучить сущность профессиональной этики государственного служащего;
2) проанализировать критерии и пути повышения профессионализма и компетентности государственного служащего;
3) исследовать состояние профессиональной этики и профессионализма в государственной службе.
4) предложить меры по совершенствованию профессиональной этики государственных служащих.
Введение…………………………………………………………………….………...3
1 Теоретические основы изучения профессиональной этики государственных служащих………………………………………………..………………………..…...5
1.1 Сущность понятий «Государство» и «государственная служба»……...……..5
1.2 Основные понятия профессиональной этики государственной службы……..…………………………………………………………………….......13
2 Анализ проблем профессиональной этики государственных служащих….......17
2.1 Проблемы административной этики государственных служащих в условиях переходной экономики …………………………………………………………......17
2.2 Анализ коррупции государственных служащих в Республике Татарстан………………………………………………………………………….....22
3 Пути решения проблемы профессиональной этики государственных служащих………………………………………………………………………….....25
3.1 Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы…………………………………………………………………..…………...25
3.2 Рекомендации по корректировке профессиональной этики государственных служащих……………………………………………..……………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….....36
Список использованной литературы ……………………………………………...38
Приложение А……………………………………………………………………….39
Приложение В……………………………………………………………………….42
Полномочия государственного служащего, замещающего государственную должность категории «Б» могут изменяться в зависимости от ситуации. Государственный служащий может действовать свободно, «произвольно» в рамках определенной компетенции, в его решениях проявляется индивидуальное понимание ситуации и политической необходимости.
Назначение этой категории государственных должностей состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функций в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, состоящего на государственной должности категории «А». В обобщенном виде эти функции могут быть представлены в следующем виде:
– разработка и внесение
предложений по актуальным направлениям
соответствующей сферы
– систематическая информация
и консультирование, представление
соответствующих информационно-
– участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;
– осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;
– внесение предложений о необходимости разработки законов и других нормативных актов;
– участие в подготовке докладов, а также иных материалов;
– участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;
– выполнение иных поручений лица, занимающего государственную должность категории «А».
Как видно, лица, занимающие
государственные должности
Полномочия лиц, занимающих
государственные должности кате
Государственные должности категории «В» – это должности, учреждаемые самими государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. По своей сути это административные должности, которые замещаются без ограничения срока, в порядке назначения по итогам конкурса. Для замещения такой должности нет обязательной необходимости иметь стаж государственной службы. Участвовать в конкурсе на вакантную должность категории «В» – право каждого гражданина России.
Должность, учреждаемая для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, закрепляет часть компетенции, полномочий органа. Включение должности в структуру государственного органа производится посредством штатного расписания, в котором содержится перечень структурных подразделений, должностей и их количество.
Государственная должность содержит четко отграниченную от других основную функцию, выполняемую государственным служащим по данной государственной должности. Наименование государственной должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа.
Государственный служащий
не владеет занимаемой должностью.
Она принадлежит
Должность является как бы предпосылкой оформления правового статуса государственного служащего. Правовой статус государственной должности включает перечень всех видов работ (функций) по данной должности с указанием на конечные результаты, которые государственный служащий должен достигать всякий раз при выполнении каждой своей функции (это регламентируется в положениях и должностных инструкциях); круг обязанностей государственного служащего по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа; ответственность госслужащего за нарушение должных действий по службе, а равно за недостижение цели по вине государственного служащего; денежное содержание; порядок учреждения должности и др.
Статус государственной
должности обусловливает
1.2 Основные понятия профессиональной этики государственной службы
Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.
Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.
Следует выделить
и такие понятия как «
Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.
Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.
Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.
Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.
Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.
Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.
Профессиональная
нравственность для государственного
служащего включает в себя и понятие
«профессиональной справедливос
Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего.
Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.
С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.
Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.
Основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас, который наполняется «плотью и кровью» в различных житейских ситуациях [4, с.104-107].
2 Анализ проблем профессиональной этики государственных служащих
2.1 Проблемы
административной этики
Анализ современных проблем административной этики государственных служащих является одним из важных элементов процесса управления в государственных службах. Авторами была поставлена цель в выявлении критических моментов в деятельности государственных служащих с использованием материалов собственных социологических исследований.
Административная этика как один из видов профессиональной этики
представляет собой кодекс поведения, предписывающий определенный тип
человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности, а также социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения этой профессии.
Рост социальной значимости этического момента в деятельности
государственных служащих современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера. Трансформация социально-политической системы, экономических отношений, переоценка ценностей создают множество нестандартных ситуаций, которые не регулируются правовыми нормами ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.
Этические принципы и нормы в наиболее общей форме выражают требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, и с обществом, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами.
Опрос, проведенный авторами статьи среди государственных служащих Министерства труда и социальной защиты, а также Министерства финансов Правительства Ставропольского края, показал, что процесс трансформации экономической системы и реформирования государственного управления оказывает глубокое воздействие на характер деятельности государственной службы в целом. В качестве компонентов нравственной оценки деятельности государственных служащих были выбраны фундаментальные принципы административной этики: законность, справедливость, гуманизм, неподкупность и ответственность.
Информация о работе Противодействие коррупции в государственной службе