Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:51, курсовая работа
задачи:
1) изучить сущность профессиональной этики государственного служащего;
2) проанализировать критерии и пути повышения профессионализма и компетентности государственного служащего;
3) исследовать состояние профессиональной этики и профессионализма в государственной службе.
4) предложить меры по совершенствованию профессиональной этики государственных служащих.
Введение…………………………………………………………………….………...3
1 Теоретические основы изучения профессиональной этики государственных служащих………………………………………………..………………………..…...5
1.1 Сущность понятий «Государство» и «государственная служба»……...……..5
1.2 Основные понятия профессиональной этики государственной службы……..…………………………………………………………………….......13
2 Анализ проблем профессиональной этики государственных служащих….......17
2.1 Проблемы административной этики государственных служащих в условиях переходной экономики …………………………………………………………......17
2.2 Анализ коррупции государственных служащих в Республике Татарстан………………………………………………………………………….....22
3 Пути решения проблемы профессиональной этики государственных служащих………………………………………………………………………….....25
3.1 Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы…………………………………………………………………..…………...25
3.2 Рекомендации по корректировке профессиональной этики государственных служащих……………………………………………..……………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….....36
Список использованной литературы ……………………………………………...38
Приложение А……………………………………………………………………….39
Приложение В……………………………………………………………………….42
Другим важнейшим направлением антикоррупционной стратегии США является профилактика коррупции в системе государственной службы. Она основывается на внедрении так называемой «административной морали», представляющей собой этические и дисциплинарные нормы [7, с.93-94].
Впервые Кодекс этики правительственной службы был принят в 1958 г. в виде резолюции Конгресса, в которой было закреплено, что каждое лицо, находящееся на правительственной службе, должно:
- ставить преданность моральным принципам и государству выше преданности лицам, партии или государственным органам;
- исполнять Конституцию, законы США, постановления органов власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения;
- работать весь трудовой день за установленную плату, прилагая необходимые усилия и мысли для выполнения своих обязанностей;
- находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач;
- никогда не прибегать к дискриминации, предоставляя кому-либо специальные блага или привилегии как за вознаграждение, так и без него, не принимать для себя и своей семьи блага или подарки при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей;
- не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо при исполнении государственной должности;
- не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- никогда не использовать конфиденциальную и служебную информацию для извлечения личной выгоды;
- вскрывать случаи коррупции при их обнаружении;
- соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия.
Кодекс, хотя и имел рекомендательный характер, в дальнейшем стал основой правовой регламентации «административной этики» госслужащих США.
В развитие Кодекса в 1962 г. Конгрессом США были приняты так называемые «официальные нормы поведения выборных должностных лиц и публичных должностных лиц органов исполнительной власти» [8, с.123-127].
В 1965 г. распоряжением президента Л. Джонсона были установлены стандарты поведения, этические нормы должностных лиц. В 1978 г. эти правила обрели форму Закона «Об этике служащих государственных органов».
С конца 80-х годов XX в. этические начала государственной службы стали объектом ещё более жёсткой правовой регламентации. В 1989 г. Конгрессом США был принят Закон «О реформе Закона об этике», который внёс существенные изменения в нормы, регулирующие этику поведения должностных лиц, и распространил их на все ветви федеральной власти - законодательную, исполнительную и судебную.
В октябре 1990 г. Закон был подкреплён исполнительным приказом президента США № 12731 «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата». Эти принципы были распространены не только на чиновников высшего ранга и на рядовых госслужащих [9,с.304-306].
Согласно приказу госслужащие:
- не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого рода информации в личных целях;
- не могут в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие;
- принимать подарки от лиц, интересы которых зависят от выполнения или невыполнения этими служащими своих должностных обязанностей;
- обязаны докладывать «в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях разрушения собственности, обмана, злоупотребления и коррупции».
Контролем за исполнением этих установлений занимаются специально назначаемые в любом государственном управлении или департаменте лица или группы лиц, комиссии, которые при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить служебное расследование [10, с.102].
Для чиновника последствия обнаружения допущенных им нарушений могут выразиться в виде применения к нему одной из следующих мер воздействия:
Кроме того, ограничивается право государственного служащего на побочный (по совместительству) заработок, размер которого не должен превышать 15% оклада по должности. Это ограничение распространяется на должностных лиц всех ветвей власти, за исключением членов Сената США. Чиновники, назначаемые президентом США, вообще не могут получать «какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей». Что касается бывших государственных служащих, то ограничение их деловой деятельности действует в течение двух лет после выхода в отставку. Им запрещается выполнять представительские функции при разрешении органами исполнительной власти конкретных дел, которые относились к ведению этого государственного служащего в течение года, предшествующего прекращению его службы. Двухлетний запрет распространяется и на бывших «старших чиновников» исполнительной власти. Они не должны поддерживать контакты с прежним местом работы, не могут представлять чьи-либо интересы по любому вопросу перед тем ведомством, в котором они служили, или каким-либо государственным служащим этого ведомства [6, с.220].
Ещё одним важнейшим положением антикоррупционной стратегии США являются единые для всех ветвей государственной власти правила, ограничивающие получение должностным лицом подарков от частных лиц и организаций.
Так, сенатор США, а также сотрудники его аппарата не должны принимать подарки от частных физических и юридических лиц, которые могут оказаться заинтересованными в одобрении Сенатом конкретных законов, если стоимость подарков в течение календарного года в совокупности превышает 100 долл. Стоимость подарков, получаемых сенатором из других источников (исключая родственников) в течение календарного года, не должна превышать в совокупности 300 долл. Закон об этике налагает ограничения на оплату частным лицам подарков в форме поездок. Сенат установил лимит в три дня (и две ночи) для поездок внутри страны и в семь дней (и шесть ночей) для поездок за границу. Эти ограничения распространяются также и на членов семей сенаторов.
Член палаты представителей Конгресса США имеет право получать подарки в течение календарного года общей стоимостью не более 250 долл. из одного источника. Такое ограничение распространяется и на сотрудников его аппарата. При этом каждый подарок, включая подарки супругам должностных лиц, «справедливая рыночная цена» которого превышает 100 долл., должен декларироваться. Эти ограничения распространяются на все подарки, кроме подарков от родственников.
Для остальных
категорий государственных
Особое внимание уделено правилам, регламентирующим условия получения подарков и наград от представителей иностранных государств. Государственный служащий, например, имеет право принять подарок от представителя иностранного государства в том случае, если этот подарок предлагается в качестве сувенира или знака вежливости и не превышает «минимальной стоимости». Принять подарок выше «минимальной стоимости» должностное лицо вправе, если такой подарок способствует развитию связей США в сфере науки или медицины, а также если отказ принять подарок может обидеть дарителя и каким-то образом повлиять на международные связи [7, с.115-121].
Таким образом, анализ действующих антикоррупционных стратегий США показывает, что полностью искоренить коррупцию не удаётся, но снизить её порог вполне возможно.
3.2 Рекомендации
по корректировке
Актуальность. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в Российской Федерации недопустимо высок. Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.
Коррупция - сложное и
комплексное общественное явление,
поэтому требуется формирование
специфических принципов
Некоторые мероприятия, проводимые в период реализации прошлой ведомственной программы (2007-2009гг.) требуют продления срока их реализации, поэтому они включены в настоящую Программу. В частности, к таким мероприятиям относятся проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, осуществление контроля за соблюдением государственными гражданскими служащими законодательства о государственной гражданской службе и другие. Данные мероприятия рассчитаны на неоднократное исполнение и требуют постоянного внимания со стороны органов исполнительной власти постоянного внимания со стороны.
Реализация настоящей Программы позволит оценивать эффективность антикоррупционных мероприятий и своевременно корректировать проведение антикоррупционной политики в Министерстве.
В рамках Программы планируется продолжить изучать опыт работы регионов Российской Федерации, Республики Татарстан и дальнего зарубежья по противодействию коррупции, информация о которой размещается и будет размещаться на стенде Министерства.
Цель Программы – совершенствование системы противодействия коррупции в Республике Татарстан.
Задачи Программы – сокращение причин и условий, порождающих коррупцию, вовлечение гражданского общества в процесс реализации антикоррупционной политики.
Одним из приоритетных направлений Программы является информирование общества о противодействии коррупции в Министерстве. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, любая общественно-политическая программа должна быть прозрачной для общества, во-вторых, данному направлению корреспондирует основная цель не только Программы, но и главной идеи противодействия коррупции - формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции. Физические лица и представители организаций, информированные об уровне и эффективности противодействия коррупции, уверенные в правовой защите, не станут субъектами коррупционных правонарушений.
Помимо информирования необходимыми условиями эффективности противодействия коррупции являются повышение уровня правовой грамотности населения и создание такого психологического климата в обществе, при котором нетерпимое отношение к коррупции становится нормой и стимулирует участие граждан в политической жизни республики и государства в целом.
Важной составляющей комплекса мер по противодействию коррупции должна стать антикоррупционная экспертиза правовых актов Министерства. Целью названной экспертизы является устранение норм, способствующих возникновению и распространению коррупции среди сотрудников.
Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных и муниципальных служащих во взаимоотношениях с юридическими лицами.
Необходимо широкое информирование общества о проводимых в Министерстве мероприятиях по реализации антикоррупционной политики и об их результатах.
Формирование
В рамках данного направления будет проводиться пропаганда негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции.
Мониторинг коррупции,
коррупциогенных факторов и
Антикоррупционное просвещение, обучение.
Социальный эффект Программы выражается в более полной реализации гражданами конституционных прав и свобод.
Экономическая
эффективность реализации Программы
оценивается увеличением
Предполагается, что в результате реализации Программы:
- повысится информационная осведомленность граждан о состоянии и факторах коррупции и мерах, принимаемых Министерством по ее сокращению;
- укрепится доверие населения к государству, повысится уважение граждан к государственной гражданской службе и статусу государственного гражданского служащего;
- будет обеспечено строгое соблюдение законности в Министерстве;
- будут созданы предпосылки для повышения правовой культуры населения и должностных лиц;
- усилится эффективность общественного контроля за правомерностью действий государственных гражданских и муниципальных служащих при осуществлении ими своих должностных полномочий, в том числе за счет применения информационно-коммуникационных технологий;
Информация о работе Противодействие коррупции в государственной службе