Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Контитуционное право"
Соотношение гос-го строя и К. строя. Гос строй - это фактическая конституция общества. К. строй - это гос строй в условиях реальной К.. Если конституция фиктивна, то К. строя не будет. Хотя даже конституция тоталитарного строя может создавать К. строй, т.к. для юридической науки не важно содержание, важна сама форма. Если гос строй укладывается в реалии К., он К.. По содержанию К. строй делится на демократический (правовой, справедливый) и антидемократический.
18 Представительная и непосредственная демократия, их соотношение.
19 Россия - суверенное гос-во
Гос суверенитет используется, как основа жизнедеятельности проживающего на данной территории народа. Гос-во ядро политической системы. Такая роль гос-ва вытекает из обладания им государственным суверенитетом. Существует несколько концепций госго суверенитета:
1. Количественная концепция - суверенитет это сумма всех прав и полномочий гос-ва. Суверенитет может быть ограниченным, если гос-во передает кому-то часть своих полномочий.
2. Качественная - суверенитет это неотъемлемое свойство гос-ва: быть верховным внутри страны, независимым на международной арене и выражать единую властную волю (единую государственную власть).
3. Другая интерпретация качественного принципа выражается в том, что суверенитет это неотъемлемый признак гос-ва (проявляется в том, что гос власть верховная и единая), но гос-ва в абстракции как такового нет, в действительности оно выступает в лице государственных органов.
Качественная концепция говорит, что нельзя ограничивать гос суверенитет. У госго суверенитета как у качественной категории есть количественное содержание - это компетенция гос-ва или полномочия госй власти. Но компетенцию гос-ва нельзя сводить к одним полномочиям, т.к. нет ясности в предметах ведения. Поэтому компетенция складывается из полномочий и предмета ведения, иными словами, компетенцию образуют полномочия гос-ва реализуемые в соответствующих сферах ведения. Грань перехода количества в качества находится там, где суверенитет гос-ва связывается с компетенцией гос-ва посредством суверенных признаков гос-ва.
Суверенные признаки гос-ва - это минимум суверенных прав, без которых суверенитет гос-ва не может существовать. В эти признаки входит:
1. Учредительная власть - это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и полит. ценностей, осуществляется органами госй власти и в указанных в законе случаях непосредственно населением.
2. Собственная территория - которая очерчена госй границей.
3. Территориальное верховенство - а) власть в государстве распространяется на всю его территорию; б) территория гос-ва не может меняться без его согласия.
4. Собственная система органов госй власти.
5. К. и собственное отраслевое законодательства - К. правления, гражданское и уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве.
1. Наличие собственной денежной и эмиссионной системы.
2. Наличие собственной налоговой системы и бюджета.
3. Наличие вооруженных сил.
4. Осуществление внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств, участие в деятельности международных организаций.
5. Наличие государственных символов (герба, флага и гимна гос-ва).
20 Российская Фед - демократическое, правовое гос-во с республиканской формой правления.
Основные принципы сформулированы в ст.5 К. РФ:
1. Равноправие субъектов РФ - в К. перечислены равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Равноправие здесь имеется в виду не в смысле равных прав, а в смысле равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами госй власти.
2. Гос целостность РФ - территория РФ неделима и её субъекты правом сецессии не обладают.
3. Единство системы госй власти - она одна и представляет собой единую систему, дробление которой приведет к ее уничтожению.
4. Разграничение предметов
a. Дается исчерпывающее определение федеральной сферы ведения, а все остальное относится к ведению субъектов.
b. Исчерпывающе определяется сфера ведения субъектов.
c. Выделяется федеральная сфера и сфера совместного ведения, все остальное принадлежит субъекту (именно такие отношения закреплены в К. РФ).
5. Равноправие и самоопределение народов в РФ - это значит, что каждая национальность может самоопределяться, но без сепарации (отделения от РФ).
Политическая система
Современное российское гос-во - это гос-во демократическое, т.е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым К. гос-вом, т.е. не просто демократическим, но и функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т.е. должно обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское гос-во является светским, поскольку церковь от него отделена.
По форме правления Российская Фед - президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент определяет основные направления политики гос-ва. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Привит-ва, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству и др.)
Демократической сущностью гос-ва обеспечивается развитие гражданского общества - системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства гос-ва во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое гос-во, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку, оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.
В рамках политической системы с демократическим гос-вом тесно взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те из них, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т.е. не могут непосредственно вступать в правоотношения.
21 Референдум в РФ как форма непосредственной демократии.
В ряду институтов, осуществляющих политическую власть, видную роль играет референдум. В науке права различают консультативный и императивный референдумы. Консультативный референдум - это народное обсуждение готовящегося закона или решения, в ходе которого выявляется отношение общества к этому акту, а затем в обычном порядке издается соответствующий акт. Императивный референдум означает, что избиратели посредством голосования сами принимают или отвергают конкретный акт (решение). Обычно на императивный референдум выносятся наиболее важные вопросы. Так, посредством такого референдума 12 декабря 1993 г. была принята действующая Конституция РФ. Но следует иметь в виду, что применяемое в К. понятие "референдум" обозначает только одну его разновидность - императивный референдум.
Референдум, как и выборы, - это форма прямой, т.е. непосредственной демократии, поскольку общество использует их для непосредственной реализации своей политической власти. Однако подавляющее число правовых актов и полит. решений принимается при помощи представительных учреждений, т.е. органов представительной демократии, например, парламентов, куда избираются представители народа, этим представителям (депутатам) народ поручает принимать от его имени конкретные акты и решения.
22 Порядок реализации права требования референдума гражданами РФ.
23 Комиссии по проведению референдума РФ.
24 Порядок назначения, подготовки и проведения референдума РФ.
1. Инициатива проведения референдума принадлежит:
• К. Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 К. (вынесение проекта новой К. на референдум);
• не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта или в совокупности за пределами территории РФ проживает не более 10% из них. К. Собрание и 2 млн. граждан не имеют права выступать
с инициативой о проведении нового референдума в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием его результатов.
Процедура назначения референдума:
• создание инициативной
группы в количестве не менее 100 человек
и ее регистрация в избирательной комиссии
субъекта федерации, где проживают большинство
ее членов;
• сбор 2 млн. (и более) подписей в течение 6 месяцев и обращение с инициативой о проведении референдума: передача подписей в Центризбирком;
• проверка Центризбиркомом подписных листов в 15-дневный срок;
• вынесение постановления Центризбиркома об отказе в проведении референдума, если число правильно собранных подписей - менее 2 млн.;
• при наличии 2 млн. правильно собранных подписей Центризбирком: направляет свое заключение Президенту РФ, одновременно информирует об этом Госдуму и Совет Федерации;
• Президент РФ направляет материалы в К. Суд РФ;
• проверка К. Судом РФ в 15-дневный срок соблюдения требований К. РФ при выдвижении инициативы и сборе подписей;
• отказ К. Суда РФ в проведении референдума при нарушении указанных требований либо дача согласия на проведение референдума;
• издание Президентом РФ указа о назначении референдума РФ при положительном решении К. Суда РФ;
• указом Президента РФ определяется дата проведения референдума любой выходной не ранее 2-х и не позднее 3-х месяцев с момента опубликования указа;
• не допускается проведение референдума в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории России, или если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ, иных выборных федеральных органов власти.
2. Подготовку и проведение референдума осуществляют:
• Центральная избирательная комиссия РФ, действующая в качестве Центральной комиссии референдума РФ;
• избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве комиссий субъектов РФ по проведению референдума РФ
• территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума РФ;
• участковые комиссии по проведению референдума РФ.
Члены территориальных и участковых избирательных комиссий назначаются выборным органом местного самоуправления. Соответствующие избирательные комиссии выбирают из своего состава председателя.
Госорганы, органы местного самоуправления, общественные организации, предприятия обязаны содействовать избирательным комиссиям всех уровней в подготовке и проведении референдума.
Агитация за или против решений, выносимых на референдум, допускается всеми законными средствами. Запрещается проводить агитацию:
• органам госвласти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления, их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
• воинским частям, другим воинским организациям и учреждениям;
• благотворительным и религиозным организациям;
• членам комиссий по подготовке и проведению референдума.
Формы проведения агитации:
• через СМИ;
• путем проведения собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, публичных дебатов, иных мероприятий;
• распространения печатных и других материалов;
• иные не запрещенные законом формы.
Агитация прекращаемся за 24 часа до начала суток, в течение которых проводится референдум. 3. Определение результатов референдума:
• подсчитываются голоса последовательно на участках, территориях, в субъектах федерации, по России в целом;
%/ референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50% граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение, принятое на референдуме, имеет обязательный характер.