Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Контитуционное право"

Файлы: 1 файл

Ответы КПР на вопросы к экзамену.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

 

Помимо полномочий в сфере законодат, исп., и судебн. власти Президент также:

  • решает вопросы гражданства РФ и предоставления полит. убежища
  • награждает гос. наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания
  • осуществляет помилование

В сфере обороны и безопасности:

  • формирует и возглавляет Совет Безопасности (СБ) РФ
  • формирует и возглавляет Совет обороны РФ
  • является Главнокомандующим Вооруж. Силами РФ
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруж. Сил РФ
  • в случае агрессии против РФ или угрозы - вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях военное положение (сообщая об этом СФ и ГД)
  • при обстоятельствах предусмотренных ФКЗ, вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение (сообщая об этом СФ и ГД)

В сфере внешней политики:

  • осуществляет руководство внешней политикой РФ
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ
  • подписывает ратификационные грамоты

Пр. РФ издаёт 2 вида юр. актов: указы  и распоряжения. Они обязательны  для исполнения на всей тер-рии РФ. Указы и распоряжения Пр. РФ носят подзаконный хар-р, они не д. противоречить К. РФ и ф.з. Порядок подготовки, согласован. и внесения проектов указов и распоряжений Пр. РФ регулируется актами Пр. РФ.

 

72. Порядок отрешения президента от должности.

 

Процесс отрешения Пр. РФ от должности, закрепленный в К.РФ (ст. 93), проходит как бы две, хотя и взаимосвязанные, однако относительно самост. стадии.

 На 1 стадии ГД ФС РФ инициирует процесс об отрешении Пр. РФ от должности путем выдвижения против него обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления. (инициатива не менее чем 1/3 депутатов ГД., до этого она д. создать спец. комиссию., состоящую только из депутатов ГД ,и получить от нее соотв. заключение. В К РФ не указывается, что д. содержаться в этом заключении. Представляется, что эта комиссия д. проверить 1) соответствие К РФ факта инициирования не менее чем 1/3 депутатов ГД 2) дать предварительную оценку имеющихся мат-лов, явл. основанием выдвижения обвинения. Если заключение подтвердит конституционность инициирования депутатов, ГД только тогда сможет продолжить процесс. Затем ГД д. получить  заключен. Верх. Суда РФ о наличии или отсутствии в действиях Пр. РФ состава преступления. В случае  положительного заключения Верх. Суда РФ, процесс отрешения Пр. РФ от должности д.б. продолжен. Еще необходимо также заключение К. Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Такое заключение К.Суд РФ д. представить в СФ по его запросу, т.е. после принятия ГД постановления о выдвижении обвинения Пр. РФ 2 стадия Вместе с принятым ГД постановлением о выдвижении обвинения в СФ передаются заключения Верховного Суда РФ и К. Суда РФ, и др. документы. СФ обязан не позднее чем в 3-х мес. срок после выдвижения обвинения ГД решить вопрос об отрешении его от должности 2/3 голосов. Если в указанный выше срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным .

 

73. Фед Собрание РФ: структура, порядок формирования палат.

 

Это парламент России. До 1993 года парламента в РФ не было. Парламент - (что-то вроде партера с говорящими людьми). В соответствии с Конституцией РФ Фед Собрание является парла.ментом РФ.. Признаки и черты ФС как парламента 1) ФС - представительный орган гос. власти. (конст - 94ст.) - формир-ся и избир-ся нас-ем. 2) ФС - явл. парламентом страны, т.к. именно ФС и только оно м. принимать законы, и обладает бюджетно-контрольной функцией страны.3) ФС состоит из 2-х палат (с разными правовыми статусами, разветвленной системой постоянных и временных комитетов, комиссий и др. рабочих органов палат ФС).4) ФС - постоянно действующий орган. Депутаты Гос. Думы и члены СФ работают на постоянной, профессиональной основе (конст. 99ст.). 5)ФС (и только он) наделен правом осуществлять законодательную власть на федеральном уровне, то есть принимать ф.з.

 

74. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: компетенция, порядок формирования.

 

СФ выполняет 3 осн. задачи:

1) не позволяет нижн. палате принимать  не до конца продуманные законы;

2) ограничивать злоупотребления  исполнит. власти (в т.ч. и главы гос-ва);

3) обеспечивать интересы отдельных  терр. или национально-терр. общностей. 

Формирование СФ. В соотв. с К. РФ и ФЗ от № 192 95г. "О порядке формирования Совета Федерации РФ" в СФ входят в качестве его членов по два представителя от каждого из S-в РФ (главы законодат. и исполнит. органов гос. власти субъкта). Если в S двухпалатный законод. орган, то представитель в СФ определяется обеими палатами.

По Закону формирование СФ происх. по должностному принципу - но скорее по смешаному, т.к. главы зак. и исп. органов S-в д.б. избраны гражданами S РФ (свободные, альтернативн., всеобщ., прямые выборы). А глава законод. органа гос. власти S РФ д.б. избран как депутат в данный орган, затем из депутатов - избран главой его.

Сроков полномочий СФ (по К.) законодательству не имеет. Т.к. меняются только члены СФ (при новых выборах в S). Мандатная комиссия СФ признает полномочия новых членов СФ, освобождает прежних. При переизбрании членство в СФ продлевается.

Компетенция:

  • право законодат. инициативы
  • одобрение (неодобрение) принятых ГД ФЗ и ФКЗ.
  • утверждение (не утверждение) указов Презид. РФ о введении военного (чрезвычайного) положения
  • решение вопроса о возможности использования Вооруж. Сил РФ за пределами территории РФ
  • назначает выборы Презид.
  • принимает (отклоняет) решение об отрешении Презид. от должности
  • назначает судей Конст. Суда, Верх. Суда, Высш. Арбитражного Суда РФ
  • назначает (освобождает) Ген. прокурора
  • утверждает изменения границ между S РФ.

 

 

75. Гос Дума: порядок избрания, компетенция.

 

Гос Дума (ГД) ФС РФ: порядок образования, начало работы, внутренняя структура.

ГД - нижняя палата ФС РФ. В соотв. с  ФЗ 09.06.1995 "О выборах депутатов  ГД ФС РФ" и др. ФЗ. депутаты ГД избир-ся путем всеобщих, прямых, альтернативных выборов на 4 года. Депутатом ГД м.б. избран гражданин РФ, 21 года (Не м.б. избранны недееспособные и в местах лишения свободы). Выборы назнач-ся Президентом в указанный срок. Если не назначил в срок, то выборы провод-ся Центральной Избират. Комиссией. Избираются: 225 чел. по мажоритарн. принципу по одномандатным избирательным округам; др. 225 чел. избир-ся по единому избират. округу по пропорциональному признаку.

Начало работы (1-ое заседание): на 30-й день после избрания ГД - открывается старейшим по возрасту. Президент РФ м. созвать заседание ГД ранее этого срока. Г.Д. м. начать работу при наличии 2/3 ее состава.

Внутр. структура:

а) Председатель ГД

б) Заместители председателя

в) Комиссии (счетная, по контролю за электронной  системой голосования, по Регламенту ГД)

г) Комитеты - 28 шт. (по труду и соц. политике, по аграрным вопросам, по обороне, по м/н делам)

д) Совет ГД

е) Депутатские объединения: фракции  и депутатские группы.

Компетенция и акты ГД.

Компетенция ГД - совокупность полномочий, установленных К. Полномочия ГД не м. изменяться или дополняться, иначе как путем принятия ФКЗ.

1) группа полномочий - в сфере законодательства:

- законопроекты вносятся только в ГД

- депутаты ГД обладают правом законодат. инициативы

- ФКЗ считается принятым после одобрения его 2/3 голосов депутатов ГД.

2) группа полномочий:

- дача согласия Президенту по кандидатуре Председателя Привит-ва.

- решение вопроса о  доверии Правительству РФ

- назначение (освобождение) должности  Председателя ЦБ РФ

- назначение (освобождение) должности  Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов

- назначение (освобождение) должности  Уполномоченного по правам  человека

- выдвижение обвинения против  Президента РФ для отрешения  его от должности.

Акты ГД. ГД по вопросам ее ведения принимает такой вид юридического акта как постановление, ~ носит подзаконный характер. Порядок опубликования и вступления в силу актов ГД регулируется ФЗ от 25 мая 1994 г. №5.

 

76. Правовой статус депутата Госй Думы и члена Совета Федерации.

 

Конституционно-правовой статус члена СФ.

В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. "О статусе депутата ГД, СФ":

1) Член СФ не м.б. одновременно  депутатом ГД.

2) Член СФ не м.б. членом  иных представительных органов  гос. власти и органов местного  самоуправления.

3) Члены СФ работают на профессиональной постоянной основе.

4) Члены СФ не м. находиться  на гос. службе, заниматься другой  оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и  иной творческой деятельности.

5) Члены СФ обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их  полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.

Статус депутата ГД ФС РФ.

В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. "О статусе депутата ГД, СФ":

1) Депутат ГД не м.б. одновременно  членом СФ.

2) Депутат ГД не м.б. депутатом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3) Депутаты ГД работают на  профессиональной постоянной основе.

4) Депутаты ГД не м. находиться  на гос. службе, заниматься другой  оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

5) Депутаты ГД обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их  полномочий. Они не м.б. задержаны,  арестованы, подвергнуты обыску, кроме  случаев задержания на месте  преступления, а также подвергнуты  личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.

 

77. Понятие законодательной инициативы, ее субъекты.

 

78. Законодательный процесс в РФ, и его стадии.

 

Законодательный процесс связанный с принятием  ФЗ.

В соотв. с К (ст. 104, 105, 106) и регламентом  ГД. Законодательный процесс нач. с внесения законопроекта в ГД. Правом законодат. инициативы принадлежит Президенту РФ, СФ, ГД, Правительству, законодательным органам гос. власти S-в РФ, К. Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ.

Законопроекты по налогам, об изменении  фин. обязательств гос-ва, и др. законопроекты, предусм. расходы, покрываемые за счет фед. бюджета, м.б. внесены в ГД только при наличии заключения Привит-ва РФ.

2 стадия - обсуждение законопроекта в ГД.

3 стадия - принятие законопроекта в ГД. ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД, т.е. 50% +1 голос от 450 депутатов ГД.

4 стадия - обсуждение и одобрение (неодобрение) принятого ГД ФЗ в СФ. Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. В течение 14 дней СФ должен обсудить принятый ГД ФЗ и одобрить (отклонить) его. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты (178), либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ (Обязательны к рассм. ФЗ по вопросам фед. бюджета, фед. налогам, фин., валютн., тамож., кредитного регулироваия, ден., эмиссии, ратификации м/н договоров РФ, войны и мира).

5 стадия - в случае отклонения ФЗ СФ, ГД и СФ могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению ГД. В случае несогласия ГД с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него (в прежней редакции) проголосовало 2/3 от общего числа депутатов ГД. В этом случае ФЗ уже не передается для рассмотрения в СФ.

6 стадия - подписание и обнародование ФЗ. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его.

7 стадия - в случае отклонения ФЗ Президентом РФ (право отлагательного вето) в течение 14 дней с момента поступления ФЗ - тогда ГД и СФ, в установленном К. порядке, вновь рассм. данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен (в прежней редакции) квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД), он подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (без права вето).

8 стадия - опубликование и вступление в силу ФЗ.

Законодательный процесс, связанный с ФКЗ.

Особенности принятия ФКЗ:

1) На рассмотрение ГД выносятся  проекты ФКЗ лишь по вопросам предусмотренным К.

2) ФКЗ считается принятым, при  одобрении 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД.

3) Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и обнародованию (без права отлагательного вето).

4) Опубликование и вступление в силу ФКЗ.

 

79. ФКЗ: отличие от федерального закона.

 

Закон - это НПА, принятый высшим органом гос. власти в установленном Конституцией порядке, и обладающий высш. юр. силой по сравнению с др. НА (указы, постановления).

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"