Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:28, шпаргалка
семью м/о определить как обладающую историч опр организацией малую соц группу, члены которой связаны брачными или родственными отн-ями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и соц необх-ю, кот. обусловлена потребностью общества в физич и духовном воспроизводстве населения, 7я— это специф форма соц жизнед-ти людей, обусля экономич строем общества, основанн
Как уже отмечалось, круг алиментнообязанных лиц обычно связан, с уровнем обеспечения населения за счет средств социального обеспечения. Если, например, З.одательство Скандинавских стран предусматривает лишь алиментные обязательства родителей, детей и супругов, то это вызвано тем, что другие нетрудоспособные нуждающиеся лица обеспечиваются за счет государства. Однако если нетрудоспособное нуждающееся лицо, являясь гражданином такого государства, имеет постоянное место жительства на территории другой страны, оно, как правило, не имеет права на получение соответствующих пособий. Применение З.одательства страны его гражданства к алиментным обязательствам в то же время лишает его права на алименты. В целях избежания прдобной ситуации в ст. 5—6 Гаагской конвенции от 2 октября 1973 г. «О праве, применимом к алиментным обязательствам» содержится спец. правило. Согласно этим нормам, алиментные обязательства членов семьи регулируются З.одательством страны, в которой получатель алиментов имеет постоянное место жительства. Однако если лицо, требующее алименты, не может получить алименты по З.одательству этой страны, применяется З.одательство страны общего гражданства плательщика и получателя. Если и в данном случае требование об алиментах не может быть удовлетворено или указанные лица не имеют общего гражданства, применяется З.одательство страны суда.
Россия не является участницей указанной Конвенции, однако если бы аналогичное правило было включено в наше внутреннее З.одательство, это позволило бы эффективно защитить интересы нетрудоспособных нуждающихся получателей алиментов. При невозм/ости взыскания алиментов другим способом российские суды применяли бы российское З.одательство, которое содержит наиболее широкий круг лиц, имеющих право на получение алиментов.
54. Правовое регулирование усын-я с иностранным элементом.
Усын-е на территории России ребенка, являющегося российским гражданином, включая установление усын-я, его правовые последствия и отмену, регулируются З.одательством страны, гражданином которой является усыновитель. Если усыновители имеют разное гражданство, применяется З.одательство обеих стран, гражданами которых они являются. В ряде случаев это может привести к возникновению коллизий и противоречий. Поэтому указанное правило, вероятно, следует понимать в том смысле, что обяз-но лишь соблюдение императивных требований, предусмотренных З.одательством стран, гражданами которых являются усыновители. Если ребенок усыновляется лицом без гражданства, применимо право страны постоянного места жительства лица без гражданства.
Однако п. 1 ст. 165 СК в целях защиты интересов ребенка установлено, что при усыновлении должны быть соблюдены требования российского З.одательства, предусмотренные ст. 124— 126, 127 (кроме абз. 8 п. 1), 128, 129, 130 (кроме абз. 5), 131 - 133 СК РФ. Практически это означает применение к усыновлению и российского З.одательства, поскольку дети, подлежащие усыновлению, порядок учета таких детей и потенциальных усыновителей, порядок усын-я, правила об обяз-ном согласии на усын-е родителей ребенка, заменяющих их лиц и самого ребенка, а + требования, предъявляемые к усыновителю, определяются по российскому З.одательству.
В случае если эти нормы вступают в противоречие с З.одательством страны гражданства усыновителя, применяются указанные нормы российского З.одательства. Для того чтобы несколько скорректировать норму п. 1 ст. 165 СК, было внесено дополнение о том, что положения российского З.одательства применяются с учетом положений м/ународного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усын-я детей. В большинстве случаев такое положение дел оправданно. Нормы, регулирующие получение согласия родителей, и случаи, когда усын-е возм/о без их согласия, служат гарантией важнейших нрав родителей и, безусловно, во всех случаях должны соблюдаться. То же касается и
согласия самого ребенка.
Нормы, касающиеся учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих стать усыновителями, регулируют внутренние административные процедуры, происходящие на территории России. Осуществление учета детей и усыновителей на основании З.одательства государства гражданства усыновителя было бы совершенно неоправданно и неосуществимо на практике. Порядок усын-я регулируется процессуальными нормами, а применение судами норм своего национального процессуального З.одательства общепринято в м/ународном частном праве.
Усын-е на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся российскими гражданами, произ-ся в порядке, установленном для российских граждан (п. 1 ст. 165 СК в ред. от 5 июня 1998 г.). В данном случае усын-е осуществляется с применением норм российского З.одательства. Это правило рассчитано прежде всего на усын-е иностранными гражданами детей своего российского супруга.
Если ребенок, имеющий российское гражданство, усыновляется за границей, усын-е + регулируется З.одательством страны, гражданином которой является усыновитель. Усын-е в этом случае произ-ся компетентными органами этой страны. Однако такое усын-е признается действительным в России т/о в случае, если согласие на усын-е было предварительно получено от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или хотя бы один из его родителей проживали до своего отъезда за границу.
Данная мера + предусмотрена для защиты прав ребенка и его родителей, однако ее эффективность весьма незначительна. Усын-е без согласия компетентного российского органа не будет действительно в России, но будет действительно за границей, чего чаще всего вполне достаточно для усыновителей. Обеспечить реальное исполнение этого положения возм/о т/о путем заключения двусторонних договоров или подписания м/ународной конвенции по усыновлению. Если усын-е приводит к тому, что права ребенка, предусмотренные российским или м/ународным З.одательством, оказываются нарушенными, такое усын-е не допускается. Если же усын-е уже было произведено, оно подлежит отмене в судебном порядке.
В данном случае речь идет прежде всего о правовых последствиях усын-я, которые могут быть менее благоприятными для ребенка, чем предусмотренные российским З.одательством. Российское З.одательство наделяет усыновленных детей такими же правами по отн. к усыновителям и их родственникам, какими обладают родные дети. В некоторых странах правовое положение усыновленных детей отличается от статуса родных детей. Это выражается, например, в ограничении их наследственных нрав. Если ограничение прав усыновленного ребенка по З.одательству страны гражданства усыновителя наст/о серьезно, что может рассматриваться как дискриминация
Правовое регулирование
предъявляет более строгие требования в отн. его согласия, чем российское З.одательство. По российскому З.одательству необходимо получение согласия ребенка старше 10 лет, за исключ.м случаев, когда он проживает в семье усыновителей и считает их своими родителями. Зарубежное З.одательство может требовать получения согласия ребенка с более раннего возраста и не допускать исключений из правила об усыновлении т/о с согласия ребенка, достигшего этого возраста.
Данные меры предусмотрены с целью избежания ситуации, когда усын-е будет действительно на территории России, но не будет признано в стране, гражданином которой является ребенок.