Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 16:55, курсовая работа
Целью исследования является анализ понятия и видов органов юридического лица
Для достижения поставленной цели в процессе исследования поставлены следующие задачи:
- изучить понятие, признаки, законодательное регулирование правового положения органа юридического лица;
- провести анализ соотношения со смежными институтами.
Введение
1. Понятие, признаки, законодательное регулирование правового положения органа юридического лица
Основные подходы к определению признаков органа юридического лица
1.2. Понятие органа юридического лица и его законодательное закрепление
1.3. Основные классификации органов юридического лица
2. Соотношение со смежными институтами
2.1. Участники и органы юридического лица
2.2. Участники и органы юридического лица
2.3. Заинтересованность руководителя организации в совершении сделок
Заключение
Список литературы
Являясь участником организационно-управленческих отношений внутри юридического лица, орган юридического лица должен быть наделен определенными властными полномочиями внутри данной организации. В принципе, можно представить себе некое образование в рамках юридического лица, не осуществляющее внутренних управленческих функций и правомочное только на исполнение решений, принятых другими органами юридического лица, или, например, созданное только для заключения сделок от имени организации. Однако в первом случае стирается грань между органом и остальными работниками юридического лица. Во втором случае орган, заключающий договор, не мог бы обеспечить его исполнение, что противоречило бы принципу ответственной деятельности органа.
Органами юридического лица могут признаваться как прямо названные таковыми в законе или учредительных документах юридического лица образования, так и не отнесенные к этой категории. Представляется, однако, что юридическое лицо обязано максимально точно отражать систему своих органов в учредительных документах; это соответствовало бы законодательному предписанию ст. 52 ГК РФ, в силу которой в учредительных документах юридического лица должен определяться порядок управления деятельностью юридического лица. Представляется, что критерием для признания элемента структуры юридического лица органом является выполнение в рамках организации определенной основной для него функции, которая должна иметь существенное значение для поддержания организационного единства юридического лица в целом.
Подразделение следует исследовать на предмет квалификации его в качестве органа с учетом его роли в деятельности конкретного юридического лица. Причем, вне зависимости от названия данного органа, во внимание должны быть приняты любые доказательства степени и форм участия данного образования в хозяйственной деятельности юридического лица, его полномочия в процессе осуществления лицом внешней и внутренней деятельности и другие факторы.
Так, в деле N А56-23536/98 коммерческий директор истца был признан Президиумом ВАС его органом, действовавшим с превышением полномочий, а не неуполномоченным лицом, несмотря на отсутствие прямого указания на данное обстоятельство в учредительных документах истца.
Коммерческий директор, как можно было установить из документов текущей хозяйственной деятельности ООО, определял политику организации в области сбыта производимой продукции, в том числе изучал рынок сбыта и прогнозировал его развитие, занимался организацией сбытовой сети, готовил проекты "реализационных" договоров и т.д. Сбыт производимой продукции является неотъемлемым условием эффективной деятельности организации, а существование коммерческого директора как функционального звена, в значительной степени обеспечивающего слаженную деятельность компании на протяжении всего производственно-сбытового цикла, - необходимым для поддержания подлинной организационной целостности компании. По приведенным причинам коммерческий директор и был признан Президиумом ВАС органом юридического лица.
Безусловно, данный критерий несколько абстрактен, однако гражданскому праву - в силу его диспозитивности, многогранности - вообще присуще применение относительных и оценочных понятий и критериев, таких, как критерии "разумности и добросовестности", "обычной хозяйственной деятельности", "обычных условий гражданского оборота" и т.д.
Исходя из изложенного, предлагаем следующее определение: орган юридического лица - это организационно оформленная часть юридического лица, представленная одним либо несколькими физическими лицами, образуемая в порядке, установленном законом или внутренними документами организации, наделенная определенными властно-организационными полномочиями, реализация которых осуществляется в пределах собственной компетенции, которая посредством принятия специальных видов актов осуществляет во внутренней деятельности юридического лица некоторую функцию, необходимую для поддержания его организационного единства, а также может действовать в гражданском обороте в качестве самого юридического лица.
1.3. Основные классификации органов юридического лица
Органы юридического лица можно группировать по различным критериям. Наибольшее научное и практическое значение имеют следующие.
1. В зависимости от
Закон также иногда предусматривает создание
одного из нескольких возможных органов,
осуществляющих определенную функцию
в организации (альтернативные органы).
2. В зависимости от структуры
органа, форм его деятельности
и способа принятия им решений
выделяют коллегиальные и
Единоличным признается орган, не имеющий
дифференцированной внутренней структуры.
Для принятия решения или совершения юридически значимого действия единоличным
органом достаточно выражения воли или
совершения соответствующего действия
единственным лицом, которым он и представлен.
Коллегиальные органы управления представлены несколькими физическими лицами, статус которых в рамках данного органа также может различаться (рядовые члены коллегиального органа, председатель органа и др.). Процедура деятельности коллегиального органа управления (порядок принятия им решений, достаточное число голосов для принятия решений различных видов, порядок замещения председателя и т.д.), как правило, детально урегулирована законом или внутренними органами юридического лица.
Наиболее распространенной структурой управления юридическим лицом является сочетание единоличного и коллегиального принципов управления, однако существуют юридические лица, основанные исключительно на принципе единоначалия (унитарные предприятия, компании одного лица) или, наоборот, коллегиальности (например, товарищества).
3. В зависимости от порядка
образования органа и срока
осуществления им своих
По общему правилу, надлежащим образом
сформированные органы юридического лица
являются постоянно действующими, т.е.
они функционируют либо бессрочно, либо
в течение заранее установленного в законе
или учредительных документах срока (например,
с руководителями, заместителями руководителей
и главными бухгалтерами организаций
трудовой договор может быть заключен
на срок не более пяти лет). В случаях невозможности
исполнения лицом функций органа юридического
лица, его временного отстранения от выполнения
указанных функций, невозможности надлежащим
образом сформировать орган управления
и в иных ситуациях, установленных законом
или внутренними документами, юридическое
лицо образует временный орган управления
(действующий непродолжительный период
времени до образования нового органа).
Таким образом, временный орган управления
либо существует параллельно с постоянным,
либо осуществляет функцию органа юридического
лица в его отсутствие.
Временные исполнительные органы осуществляют
руководство текущей деятельностью организации
в пределах компетенции соответствующих
постоянно действующих органов, если компетенция
временных органов не ограничена учредительными
документами.
4. В зависимости от возможности участия органа в гражданском обороте в качестве юридического лица органы подразделяются на представительные (т.е. наделенные правом действовать от лица организации без доверенности) и непредставительные (т.е. наделенные в силу своего статуса как органа лишь внутренними управленческими полномочиями)16.
Непредставительные органы при этом могут участвовать в заключении отдельных категорий сделок (крупных сделок, сделок с заинтересованностью или иных категорий сделок, установленных законодательством): а) путем дачи согласия на их совершение, б) путем принятия решений о совершении указанных сделок.
Представительные органы на основании указанных решений об одобрении или о заключении сделок непосредственно обеспечивают их исполнение (т.е. заключают сделки самостоятельно).
5. В зависимости от роли органа в волевых процессах в пределах юридического лица принято подразделять органы на волеобразующие (т.е. формирующие волю юридического лица, исходя из его интересов, определяющие приоритеты его деятельности) и волеизъявляющие (т.е. реализующие указанную волю вовне).
Данное деление можно признать устоявшимся и наиболее распространенным в литературе, однако оно не основано на едином критерии деления и не является полным.
Нередко понятие волеизъявляющего органа отождествляют с понятием исполнительного органа, однако представляется, что это различные характеристики. "Волеизъявляющий" означает "представительный", т.е. представляющий юридическое лицо во внешних отношениях в силу своего статуса. В то же время исполнительный орган не обязательно участвует во внешних сношениях юридического лица, главное - он реализует решения, принятые "вышестоящими" органами управления. Почти все органы управления сочетают в своей деятельности как участие в волеобразовании и исполнение принятых решений органа, так и контроль за исполнением собственных решений.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Орган юридического лица является комплексным межотраслевым правовым институтом, и признание определенной обособленной части юридического лица его органом может влечь предусмотренные различными отраслями законодательства правовые последствия как в отношении самого юридического лица, так и в отношении лица, действующего в качестве его органа.
Вместе с тем, законодательство регулирует
статус органа крайне скупо. Имеющиеся в действующих нормативных актах
попытки определить данное правовое явление
нельзя назвать удачными, а соответствующие
определения - универсальными: они либо
отвечают лишь целям отдельной отрасли
права, либо содержат обрывочные признаки
органа юридического лица. Так, в ст. 2.4
Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
под должностным лицом понимается руководитель
и другой работник, выполняющий организационно-
В целях устранения указанных нормативных "пробелов" представляется целесообразным внесение в законодательство следующих дополнений:
а) закрепление в ст. 53 ГК РФ общего определения органа юридического лица, содержащего упомянутые нами признаки, существенные для квалификации структурного элемента организации в качестве органа и отграничения его от смежных институтов (в том числе института представителя);
б) приведение в соответствие с ГК РФ норм специальных законов об отдельных видах юридических лиц, необоснованно сужающих основания ответственности органов перед юридическим лицом и фактически устраняющих возможность применения такой ответственности;
в) разграничение в рамках процессуального законодательства институтов судебного представительства и участия юридического лица в судебном процессе (посредством действий руководителя организации).
2.1. Участники и органы юридического лица
Законодательство не содержит четкого определения органа юридического лица, равно как и не разграничивает данный институт со смежными. Это нередко приводит к построению нелогичных конструкций управления юридическими лицами (например, частичное дублирование института "орган" институтом "участник" в товариществах), казуистическому регулированию отдельных институтов без отражения их сути (обособленные подразделения) и т.д. Постараемся отграничить орган юридического лица от смежных конструкций, выявить общее и специфическое в правовом статусе данных институтов.
В пункте 2 ст. 53 ГК РФ сказано, что в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности не через свои органы, а через своих участников. При этом имеются в виду участники полного товарищества и товарищества на вере (кроме коммандитистов), которые вправе выступать в гражданском обороте от имени юридического лица без доверенности (ст. 72 и 84 ГК РФ).
Итак, закон подразделяет субъектов,
управляющих организацией и действующих
от имени таковой, в зависимости от организационно-правовой
формы соответствующего юридического лица (товарищества
или иные виды юридических лиц) на две
категории: органы и участники юридического
лица.
Представляется, что подобное деление
неоправданно, так как данные понятия
характеризуют различные процессы, связанные
с деятельностью организации. Статус участника
(в том числе учредителя) характеризует
комплекс прав и обязанностей, касающихся
создания предпосылок для деятельности
организации в качестве самостоятельного
субъекта и распределения результатов
ее деятельности, в частности, формирования
уставного (складочного) капитала, распоряжения
прибылью, раздела имущества при ликвидации,
выдела доли при выходе члена из организации
и т.д. Статус органа означает наделение
лиц(а) определенными управленческими
полномочиями внутри организации, а также
полномочиями на совершение юридически
значимых действий во внешних отношениях.
Следовательно, не вполне очевидны причины,
по которым совокупность акционеров акционерного
общества (АО) - общее собрание акционеров
(первоначально - учредителей, сформировавших
уставный капитал общества) - признается
органом (высшим органом управления общества),
а совокупность участников товарищества
или каждый из них в отдельности органом
не признается, хотя и прямо наделяется
полномочиями на управление товариществом
и ведение его дел (см., напр., ст. 71, 72, 84
ГК РФ).