Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:41, дипломная работа
Целью исследования, является разработка теоретических основ эффективного нормативного регулирования, процессуального порядка усыновления. Для этого автором ставятся и решаются следующие задачи:
определить теоретико-правовую правовую природу усыновления и дел об усыновлении;
выяснить соотношение норм гражданского процессуального и семейного права в целях решения проблем усыновления (удочерения) детей;
• исследовать процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении путем анализа законодательства и судебной практики;
• провести комплексное изучение исследований ученых-правоведов по вопросам усыновления;
разработать и обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию гражданского процессуального законодательства, и практики его применения в направлении наибольшего обеспечения» прав и интересов детей при усыновлении.
Введение…………………………………………………………………….
3
1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения) ………………………………………………………………..
8
Понятие и значение усыновления………………………………
8
2. Правовая регламентация усыновления (удочерения) в Российской Федерации…………………………………………………………………..
15
2.1 Условия усыновления: понятие и правовая природа…………
15
2.2 Порядок усыновления (удочерения)…………………………..
23
3. Судебное усыновление ребенка………………………………………..
31
3.1 Судебный порядок усыновления……………………………..
31
3.2 Составление и подача заявления в суд ………………………
33
3.3 Подготовка к слушанию. Порядок судебной процедуры……
37
3.4 Вынесение решения и объявление решения суда, вступление решения в законную силу…………………………………………
40
Заключение ................................................................................................
43
Библиографический список ……………………………………………….
Неслучайно семейные формы устройства стали получать государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание), но, прежде всего, отвечает интересам самих детей. Известно, что семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью.
Анализ статистических данных об устройстве выявленных детей за последние 5 лет показывает, что соотношение количества детей, переданных в семьи граждан, остается практически неизменным. В детские дома, как правило, помещается от 25 до 30% выявленных детей, а в семьи граждан - до 70% детей, оставшихся без попечения родителей.
В семейном праве РФ регламентированы институты, направленные на обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. В субъектах РФ активно развиваются новые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приняты специальные законы.
Предусмотренные законом формы семейного устройства, наряду с единой целью обеспечения заботы о ребенке, преследуют и другие самостоятельные цели. К числу последних относятся: удовлетворение чувства материнства, отцовства, получение вознаграждения за труд в приемных семьях, осуществление функций представительства в отношении опекаемого ребенка. При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.
Вместе с тем
Общеизвестно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Это эмоциональная первооснова семейного воспитания. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Иметь родителей для ребенка означает безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру.
Таким образом, устройство в семью,
по мнению многих, предпочтительнее, чем
воспитание ребенка в детском
учреждении. Семья, принимающая ребенка,
оставшегося без попечения
Закрепив приоритет семейного воспитания в законе (ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка;[6] п. 3 ст. 1, ст. 123 СК РФ), государство обязано обеспечить его реализацию.
Действие этого принципа рассчитано не только на условия мирного времени. Сегодня, как, может быть, никогда, вопрос о юридической защите детей приобрел особую актуальность в связи с непрекращающимися вооруженными конфликтами.
Статья 20 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 123 СК РФ гласят, что устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью - приоритетная форма его воспитания.
Итак, что же представляет собой усыновление как одна из наиболее привлекательных форм устройства детей?
Изучение семейно-правовой литературы позволяет сделать вывод о неоднозначном понятии усыновления. КоБС РСФСР не содержал легального определения понятия усыновления [7]. Более того, толкование его норм не позволяло четко ответить на вопрос, что такое усыновление. В учебной литературе советского периода усыновление чаще всего именовали как акт усыновления. В науке семейного права не было глубоких исследований и, следовательно, четких аргументов и выводов о содержании понятия усыновления. Если оценивать выводы советских ученых с современных теоретических позиций, то можно сказать, что усыновление понималось, во-первых, как юридический факт («акт усыновления»), во-вторых, как институт семейного права и, в-третьих, как правоотношение [8]. Безусловно, усыновление можно рассматривать в таком смысле и в настоящее время, но дело в том, что советские ученые проводили различие между этими понятиями по правовой природе составляющих их явлений. Такой подход к определению усыновления отличался односторонностью, отсутствием комплексного исследования такого многогранного, многозначного явления, как усыновление. Более того, представляется, что не может быть единственного понятия усыновления в принципе, поскольку в нем невозможно отразить все аспекты и многообразную правовую природу.
Справедливости ради следует сказать, что современные авторы используют такие термины, как «акт усыновления», но допускают смешение терминов «акт усыновления» и «правовой институт». Представляется, что такое совмещение терминов недопустимо.
Действующий СК РФ также не дает единого легального определения усыновления.
Попытки дать единое понятие усыновления предпринимаются на региональном уровне. Так, например, Закон Томской области «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» в ст. 2 определяет усыновление как форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Эта форма устанавливается в судебном порядке и обеспечивает возникновение между усыновителями и усыновленными таких же прав и обязанностей, которые существуют между родителями и их родными детьми. Вряд ли такое определение можно считать удачным, так как форму нельзя «установить» в судебном порядке, она предусмотрена законом.
Вместе с тем законодатель ввел принципиально новые понятия, обозначенные терминами «формы воспитания» детей, оставшихся без попечения родителей (разд. VI СК РФ), и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121, 123, 124 СК РФ). Анализ законодательных актов субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что нет четких критериев между понятиями «форма устройства» и «форма воспитания» ребенка. Обусловлено это тем, что нормы СК РФ являются неточными, некорректными, не разграничивают эти понятия и термины, что как следствие приводит к неопределенности на практике. Так, в частности, в Законе Пермской области от 21 ноября 2000 г. «О патронатном воспитании» используются такие термины, как «патронатное воспитание» и «социальный патронат»[9]. По смыслу этого Закона, патронатное воспитание - это «форма устройства ребенка, находящегося на попечении органа опеки и попечительства, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении обязанностей опекуна, попечителя в отношении ребенка у органа опеки и попечительства» [10].
Таким образом, патронатное
воспитание является такой
По смыслу СК РФ, усыновление в настоящее время должно рассматриваться как одна из форм воспитания и одновременно как приоритетная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей (ст. 124 СК РФ)[11].
Вопрос о соотношении понятий «формы воспитания» и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей, в семейно-правовой литературе не рассматривается. Действующее законодательство восприняло только одно из вышеупомянутых понятий, а именно «форма устройства». Поэтому вопрос о наполнении понятия «форма воспитания», о соотношении его с понятием «форма устройства» не только нуждается в обсуждении, но и требует решения на законодательном уровне. В частности, в других отраслях права (административном, гражданско-процессуальном), использующих только понятие «форма устройства», потребности в теоретическом осмыслении соотношения этих понятий не возникает. С позиции теории семейного права можно было бы предложить два варианта названия разд. VI СК РФ: первый - «Правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей», второй - «Правовое регулирование отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей». Систематическое толкование норм СК РФ не оставляет сомнений в том, что законодатель рассматривает форму воспитания как родовое понятие по отношению к форме устройства, т.е. форма устройства есть элемент формы воспитания. Очевидно, что усыновление, будучи приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, естественно, является одной из форм воспитания. Итак, о понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах:
1) усыновление - форма воспитания
детей в семье усыновителя,
при которой обеспечиваются
2) усыновление как форма
3) усыновление - юридический факт,
устанавливаемый в судебном
4) усыновление - сложная система
правоотношений, различных по правовой
природе, в которой
5) усыновление - комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.
Представляется, что единого понятия усыновления быть не может, поскольку невозможно отразить многоаспектную правовую природу этого явления. Вместе с тем действующее законодательство (разд. VI СК РФ) придает правовое значение усыновлению прежде всего как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.[12]
Для того чтобы состоялось усыновление, требуется соблюдение нескольких одинаково важных условий. Большинство ученых, специалистов в области семейного права, рассматривали условия усыновления как определенные юридические факты. Вместе с тем определение понятия условия в литературе не раскрывалось; авторы ограничивались лишь перечислением условий, необходимых для усыновления, не разделяя при этом собственно понятие «условия усыновления» и его содержание. Не исследовалась и природа каждого из условий. Необходимость точного определения этих понятий обусловлена острой потребностью практики, что позволит решить многие сложные вопросы. В четком понятийном аппарате нуждается и доктрина на новом этапе развития семейного законодательства.
Как известно, всякое понятие формируется из определенных признаков. Понятие «условие усыновления» - не исключение. К таким признакам указанного понятия относятся следующие:
1) условия усыновления - это определенные требования, установленные в законе;
2) эти требования закреплены
в императивных нормах, устанавливающих
строгие правила поведения, не
допускающие отклонения в
3) эти требования предъявлены
к строго определенному кругу
лиц (к ним относятся не
Исходя из этих признаков, можно дать следующее определение понятия «условия усыновления».
Условия усыновления - это установленные в законе требования, предъявляемые к строго определенному кругу лиц по поводу усыновления.
Каждое условие является юридическим фактом, а все вместе они представляют собой сложный состав юридических фактов. Все условия взаимосвязаны между собой, но их единство обусловлено и поставлено в зависимость от одного условия, выступающего в качестве факта-условия, - согласия усыновителя на усыновление. Представляется, что именно с момента волеизъявления кандидата в усыновители начинается формирование этого состава и развитие сложного правоотношения по усыновлению. Данное положение отчасти совпадает с традиционным мнением, высказанным в доктрине семейного права.
Так, ряд авторов под условиями усыновления понимали определенные юридические факты, одни из которых являются действиями лица, другие относятся к категории событий. Вместе с тем очевидно, что каждый факт необходимо анализировать как самостоятельное правовое явление, как элемент сложного состава юридических фактов, и не только с точки зрения выполняемых ими функций. Например, Е.М. Ворожейкин считал, что условия усыновления, с точки зрения выполняемых ими функций, относятся как к категории правоподготавливающих фактов (например, заявление усыновителя), так и к категории фактов правопрекращающих (согласие родителей на усыновление их ребенка).
Оценка условий усыновления с точки зрения выполняемых функций является хотя и необходимой, но односторонней и потому недостаточной. Юридические факты (условия усыновления) необходимо анализировать, во-первых, с учетом субъектного состава, который не является неизменным на разных стадиях сложного правоотношения усыновления, во-вторых, с учетом вида правовых последствий, так как с каждым из условий усыновления связываются определенные правовые последствия, в-третьих, с учетом природы и особенностей возникающих правоотношений. Только совокупность этих обстоятельств позволит всесторонне, детально и наиболее полно исследовать природу усыновления.