Валютный контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в применении, системного исследования правового обеспечения валютного контроля
Задачи исследования:
сформировать понятие и определить содержание валютного контроля;
рассмотреть особенности валютного контроля;
исследовать систему органов государства осуществляющих валютный контроль;
определить понятие валютного правонарушения, виды ответственности, особенности привлечения к административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере валютного законодательства.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 179.14 Кб (Скачать файл)

Административная ответственность  за правонарушения, предусмотренные  ч.7 ст.15.25 КоАП РФ.

 

Частью 7 ст.15.25 Кодекса установлена  ответственность за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки  в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации  валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной  форме, за исключением случаев, предусмотренных  ст.16.3 и 16.4 Кодекса.

В настоящее время ч.7 ст.15.25 Кодекса не применяется.56

В статье 15 Федерального закона "О валютном регулировании и  валютном контроле" установлены  случаи, когда наличная иностранная  валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме  подлежат декларированию таможенному  органу путем подачи письменной таможенной декларации.

В случае недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной ст.16.4 Кодекса.

В случае недекларирования юридическими лицами по установленной форме иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также в случае недекларирования физическими или юридическими лицами по установленной форме внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, дорожных чеков, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих декларированию путем подачи письменной таможенной декларации, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной ч.1 ст.16.2 Кодекса.

Проанализировав правовую природу  административной ответственности  за нарушение валютного законодательства, целесообразно сделать следующие  выводы:

В КоАП РФ ответственности за нарушение валютного законодательства посвящена ст.15.25, объединяющая несколько составов.

Состав административного правонарушения в сфере валютного законодательства, как и любого другого, характеризуют  четыре элемента: объект, объективная  сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом рассматриваемых в  настоящей работе правонарушений выступают  публичные правоотношения по обеспечению  реализации единой государственной  валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка  Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена  ст.15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Субъектами валютного правонарушения являются резиденты и нерезиденты, в роли которых выступают соответствующие  физические и юридические лица (а  также их филиалы и представительства), нарушившие положения актов валютного  законодательства.

Субъективная сторона валютного  правонарушения предполагает наличие  вины в форме умысла или неосторожности. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у  него имелась возможность для  соблюдения правил и норм актов валютного  законодательства и актов органов  валютного регулирования, за нарушение  которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты  все зависящие от него меры по их соблюдению.

Особенностью назначения штрафов, установленных КоАП РФ, за некоторые правонарушения в сфере валютного законодательства является выражение их не в минимальном размере оплаты труда, а в размере эквивалентном сумме незаконной операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ранее порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации регулировался Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В настоящее время действует Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ), который является основным, регулирующим валютные отношения, нормативно-правовым актом. Его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

В соответствии со статьей 4 Закона №173-ФЗ валютное законодательство Российской Федерации состоит из данного  закона и федеральных законов, принятых в соответствии с ним.

Важную роль в применении валютного законодательства так же играют нормы финансового, банковского, налогового, гражданского, государственного, административного, международного и другие отрасли законодательства.

Следует обратить внимание, что акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

·   устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, не имеют обратной силы;

·   отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или улучшающие положение резидентов и нерезидентов иным образом, могут иметь обратную силу;

·   подлежат официальному опубликованию (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»). Неопубликованные акты не применяются.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного  законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования  и актов органов валютного  контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Валютный контроль, являясь  частью государственной валютной политики, является инструментом реализации охранительной  и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую  безопасность и сохранять экономическую  независимость государства.

Следует отметить, что в законе №173-ФЗ отсутствует понятие валютного  контроля.

Несмотря на это существует множество  законодательно не закрепленных определений  валютного контроля, которые давались как российскими, так и зарубежными  учеными.

Главное отличие в определениях валютного контроля зарубежных авторов  от отечественных в том, что они  под валютным контролем понимают не соблюдение валютного законодательства при проведении валютных операций, а, прежде всего централизацию валютных ресурсов у государства, ограничение объёма импорта размером выручки от экспорта, валютные ограничения и регламентацию валютных операций по срокам проведения.

Валютный контроль – контроль Правительства  России, органов и агентов валютного  контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

 

Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона №173-ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного регулирования  согласно статье 5 Закона №173-ФЗ являются Центральный банк Российской Федерации  и Правительство Российской Федерации. Названные органы валютного регулирования  в пределах своей компетенции  издают акты, обязательные для резидентов и нерезидентов, при этом не допускается  установление органами валютного регулирования  требования о получении резидентами  и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные органы федеральной  службы финансово-бюджетного надзора.

Координацию деятельности органов  валютного контроля обеспечивает Правительство  Российской Федерации, которое также  обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного  контроля с ЦБ РФ.

Права и обязанности органов  и агентов валютного контроля определены статьей 23 Закона №173-ФЗ.

Валютный контроль, являясь  частью государственной валютной политики, является инструментом реализации охранительной  и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую  безопасность и сохранять экономическую  независимость государства.

Последовательная либерализация  регулирования валютных отношений  приводит к расширению круга субъектов валютных отношений, уменьшению количества ограничений, налагаемых на тех или иных непосредственных участников валютных правоотношений. И несмотря на очередное стремление государства к отмене большинства валютных ограничений, оно не отказывается от системы валютного контроля, поскольку для этого пока отсутствуют экономические предпосылки. Следовательно, не теряют своей актуальности и вопросы привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства России.

Для правонарушения  в  сфере валютного законодательства характерны следующие признаки:

акт поведения субъекта валютных правоотношений выражается в совершении каких-либо активных действий, либо в бездействии

только волевое действие

действие противоправное

правонарушением признается такое деяние, совершая которое субъект  сознает, что его действия противоречат валютному законодательству, наносят  ущерб общественным и государственным  интересам, являются виновными

валютное правонарушение всегда социально вредно.

Содержание валютного правонарушения характеризуется наличием четырех  признаков (объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения). Отсутствие одного из них исключает наличие состава правонарушения и, следовательно, на основании ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном  правонарушении.

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» было определено, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную , административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

 

В КоАП РФ ответственности за нарушение валютного законодательства посвящена ст.15.25, объединяющая несколько составов.

Состав административного правонарушения в сфере валютного законодательства, как и любого другого, характеризуют  четыре элемента: объект, объективная  сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом рассматриваемых в  настоящей работе правонарушений выступают  публичные правоотношения по обеспечению  реализации единой государственной  валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка  Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена  ст.15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Субъектами валютного правонарушения являются резиденты и нерезиденты, в роли которых выступают соответствующие  физические и юридические лица (а  также их филиалы и представительства), нарушившие положения актов валютного  законодательства.

Субъективная сторона валютного  правонарушения предполагает наличие  вины в форме умысла или неосторожности. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у  него имелась возможность для  соблюдения правил и норм актов валютного  законодательства и актов органов  валютного регулирования, за нарушение  которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты  все зависящие от него меры по их соблюдению.

Особенностью назначения штрафов, установленных КоАП РФ, за некоторые правонарушения в сфере валютного законодательства является выражение их не в минимальном размере оплаты труда, а в размере эквивалентном сумме незаконной операции.

Развитие рыночных отношений, установление более тесных контактов  с партнерами неизбежно приводит к необходимости либерализации  валютного законодательства, к постепенной  отмене валютных ограничений. 

Контроль в валютной сфере  направлен на защиту экономики стран от уменьшения валютных резервов, обеспечение национальной безопасности, борьбу с незаконными финансовыми операциями. Эти задачи актуальны и для нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

    1. Нормативно-правовые акты
  1. Конституция Российской Федерации. М.; 1993
  1. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 мая 1992 г. № 2815-1   «О вступлении  Российской Федерации в Международный валютный  фонд,    Международный     банк реконструкции     и     развития     и Международную ассоциацию развития» (ред. от 03.11.2010)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2011)
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.03.2011)
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 21.04.2011)
  5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (в ред. Протокола от 16.04.2010)
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 06.04.2011)
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010)
  8. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.02.2011)
  9. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"(принят ГД ФС РФ 27.06.2002)
  10. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.05.2004, с изм. от 15.03.2005) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" //Собрание законодательства РФ 2004 №11.  Ст. 945
  11. Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 года № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»//Собрание законодательства РФ 2004. № 15. Ст.1490. 
  12. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 15.06.2010) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"//Собрание законодательства РФ 2004. № 40. Ст. 3961
  13. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 №278 //Собрание Законодательства Российской Федерации 2004. №25. ст. 2561
  14. Письмо ФТС РФ 06-61/45095 Об обеспечении соблюдения запретов и ограничений, не носящих экономического характера // Собрание Законодательства РФ 2003. №50. Ст.4850
  15. Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» и от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации» с последующими изменениями
  16. Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» (СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3569).
  17. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 мая 2003 г. № ФОЗ-А73/03-1/917 // СПС «КонсультантПлюс. Арбитражная практика
  18. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 января 2006 г. № Ф08-33/2006-19А по делу № А15-1492/2005 // СПС «КонсультантПлюс. Арбитражная практика».
  19. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 января 2006 г. № Ф08-33/2006-19А по делу № А15-1492/2005 // СПС «КонсультантПлюс. Арбитражная практика».

Информация о работе Валютный контроль в РФ