Валютный контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в применении, системного исследования правового обеспечения валютного контроля
Задачи исследования:
сформировать понятие и определить содержание валютного контроля;
рассмотреть особенности валютного контроля;
исследовать систему органов государства осуществляющих валютный контроль;
определить понятие валютного правонарушения, виды ответственности, особенности привлечения к административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере валютного законодательства.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 179.14 Кб (Скачать файл)

Объектом валютного правонарушения является то, на что оно направлено, т.е. ценности и блага, которым правонарушением нанесен ущерб. Такими благами могут быть порядок валютных операций, направление выручки на обязательную продажу и т. д., а в более общем плане — устойчивость национальной валюты и экономическая безопасность государства.

Объективную сторону валютного правонарушения характеризует совершенное деяние, выраженное в конкретном действии (бездействии) субъекта правонарушения, а в некоторых случаях — и наступление общественно опасных последствий (или угроза возникновения таких последствий), а также необходимая причинно-следственная связь между деяниями и наступившими последствиями.42

Ответственность.

Вопросы ответственности  за нарушение валютного законодательства регулируются правовыми нормами, содержащимися  в источниках финансового (Федеральный  закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»), административного, гражданского, таможенного, уголовного права.

В соответствии со ст.25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного  законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнение резидентом своих  публично-правовых обязанностей не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных  отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечения  выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, резидент отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действием (бездействием) контрагентов (согласно постановлению Конституционного суда от 27.04.2001 № 7-П).

Различают следующие виды ответственности:

1. Дисциплинарная, материальная ответственность

  Регулируется Трудовым Кодексом РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ.

Применяется за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных  трудовых обязанностей. Материальная ответственность применяется за причинение имущественного ущерба, (ст. 81, 192, 232, 238,241-243, 248,277 ТК РФ); (для государственных служащих ст. 57 Закона №79-ФЗ).

2. Гражданско-правовая ответственность

Регулируется Гражданским  Кодексом РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ. Основанием является нарушение гражданских прав и законных интересов участников сделки (нарушение обязательств/прав сторон по договору, (частичное) неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств, (ст. 15, 169,330, 393,395, 527, 533, 534 ГК РФ).43

3. Административная ответственность

Регулируется ст. 15.25 Кодекса  РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ и предусматривает ответственность за:

1.    Осуществление    незаконных    валютных    операций,    то    есть осуществление       валютных       операций,       запрещенных       валютным законодательством Российской Федерации.

2.  Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3.  Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению    на    свои    банковские    счета    в    уполномоченных    банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за  переданные   нерезидентам   товары,   выполненные   для   нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

4.  Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату   в   Российскую   Федерацию   денежных   средств,   уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации   (не   полученные   на   таможенной   территории   Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные      информацию      или      результаты      интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

5.  Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм    учета    и    отчетности    по    валютным    операциям,    нарушение установленного   порядка   использования   специального   счета   и   (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов   сделок   либо   нарушение   установленных   сроков   хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

6.   Нарушение   установленного   порядка   ввоза   и   пересылки   в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федераций валюты    Российской    Федерации    и    внутренних    ценных    бумаг    в документарной форме.44

Административные правонарушения по ст. 15.25 КоАП Рф посягают на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить, устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере. Составы административных правонарушений, предусмотренные ст.15.25 КоАП РФ являются по своим признакам формальными, т.е. считаются оконченным правонарушениями независимо от наступления вредных последствий. Основания привлечения к административной ответственности за правонарушения, связанные с невыполнением законных требований органов, агентов валютного контроля (должностных лиц) регламентируются ответственностью за совершение административных правонарушений против порядка управления. Это:

-    невыполнение   законных   требований   прокурора,   следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);

-   заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста заключение эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9 КоАП РФ);

-    неповиновение   законному   распоряжению   должностного   лица органа,  осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст.  19.4 КоАП РФ);

-   невыполнение   в   срок  законного   предписания   (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ);

непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);

- непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ);

- неуплата административного штрафа (ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ).

Особенностью назначения штрафов, установленных КоАП РФ, за некоторые правонарушения в сфере валютного законодательства является выражение их не в минимальном размере оплаты труда, а в размере эквивалентном сумме незаконной операции. При этом пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации (п.3 Примечания к ст.15.25 КоАП РФ). Данная норма не может толковаться в отрыве от статьи 4.5 КоАП РФ, в которой даны понятия "день совершения, день обнаружения административного правонарушения", указывающие на характер совершенного правонарушения (длящееся, не длящееся). При правонарушении, оконченном в день его совершения, сроки давности привлечения к административной ответственности начинают течь со дня совершения, независимо от дня его обнаружения; при длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения правонарушения. Правонарушения, ответственность за которые установлена в различных частях статьи 15.25 КоАП РФ, могут быть как длящимися, так и не длящимися. Из приведенных норм в их взаимосвязи следует, что в пункте 3 примечания к статье 15.25 КоАП РФ содержится правило, в соответствии с которым выбор курса иностранной валюты к российскому рублю для целей исчисления штрафа зависит от того, длящимся или не длящимся является совершенное правонарушение. При длящемся правонарушении пересчет иностранной валюты исчисляется по курсу Центрального банка Российской Федерации на день обнаружения административного правонарушения, а при не длящемся - на день совершения правонарушения (Постановление арбитражного суда кассационной инстанции ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2006 года по делу N А28-4116/2006-107/27).

Что касается процедуры привлечения  к ответственности по ст.15.25 КоАП РФ, то в ст.28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл.23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Таким образом, ответственность за нарушение валютного законодательства отражает специфику данных правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации. Ответственность за нарушение валютного законодательства сопряжена с властным государственным принуждением, так как санкции за нарушения норм валютного законодательства применяются органами валютного контроля, которые являются частью государственного аппарата и входят в структуру государственных органов. Кроме того, ответственность за нарушения валютного законодательства влечет негативные последствия для правонарушителя: ущемляет его право распоряжаться средствами на валютном счете, возлагает на него дополнительные обязанности.

 

4. Уголовная ответственность

Уголовная ответственность установлена  за такое валютное преступление как  невозвращение из-за границы средств  в иностранной валюте. Ответственность  наступает по статье 193 Уголовного кодекса  Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту — УК РФ).

Согласно статье 193 УК РФ невозвращение  в крупном размере из-за границы  руководителем организации средств  в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством  Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей.

Согласно пункту 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление — это виновно совершенное  общественно опасное деяние, запрещенное  УК РФ под угрозой наказания.

Важно, что не является преступлением  действие (бездействие), хотя формально  и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в  силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Порогом такой  малозначительности в данном случае будет сумма в 5 миллионов рублей, прописанная в примечании к статье 193 УК РФ. Таким образом, если сумма  невозвращенной иностранной валюты будет меньше 5 миллионов рублей, то данное деяние будет квалифицироваться  уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам административного права.

Валютное преступление — это  преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми  последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, освобождение от наказания  и прочее), поскольку удовлетворяет  условиям признания его таковым  в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное  УК РФ, не превышает пяти лет лишения  свободы.

Согласно статье 8 УК РФ к уголовной  ответственности можно привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии —  действии или бездействии, состава  преступления, сформулированного в  статье УК РФ.

Рассмотрим подробнее характеристики состава валютного преступления по статье 193 УК РФ.

Субъект преступления — это конкретный преступник. Субъектом валютного  преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную  валюту.

Субъективной стороной валютного  преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект:

1) сознавал, что не возвращает  иностранную валюту;

2) желал этого.

В данном случае, используемые в уголовном  праве другие признаки субъективной стороны — мотивы и цели невозвращения  иностранной валюты значения не имеют  и могут выступать только лишь в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.

Объектом валютного преступления являются общественные отношения в  сфере валютного регулирования  и валютного контроля. Данные отношения  возникают между уполномоченным банком и юридическим лицом и  связаны с возвращением валютных ценностей на территорию Российской Федерации.

Объективную сторону валютного  преступления составляет невозвращение  в крупном размере из-за границы  руководителем организации средств  в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством  Российской Федерации обязательному  перечислению на счета в уполномоченный банк. Понятие «крупный размер» расшифровано в примечании к статье 193 УК РФ. На практике эта сумма, достаточно незначительна, поскольку речь идет о сумме рядовой  сделки между организацией и ее иностранным  партнером.

Под уполномоченным банком согласно пункту 8 статьи 1 Закона № 173-ФЗ в данном контексте понимается:

кредитная организация, созданная  в соответствии с законодательством  Российской Федерации и имеющая  право на основании лицензий Центробанка  РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

Информация о работе Валютный контроль в РФ