Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в применении, системного исследования правового обеспечения валютного контроля
Задачи исследования:
сформировать понятие и определить содержание валютного контроля;
рассмотреть особенности валютного контроля;
исследовать систему органов государства осуществляющих валютный контроль;
определить понятие валютного правонарушения, виды ответственности, особенности привлечения к административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере валютного законодательства.
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля (п. 1); в числе ее функций — осуществление контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (подп. 4 п. 4; аналогичное полномочие закреплено в подп.5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 27826); организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации (подп. 5 п, 4).
Агентами валютного контроля являются четыре группы субъектов:
уполномоченные банки27, подотчетные Банку России;
не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
таможенные органы;
налоговые органы.
В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся:
брокеры — юридические лица, осуществляющие деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;
дилеры — юридические лица, коммерческие организации, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицами, осуществляющими такую деятельность, ценам;
управляющие — юридические лица, осуществляющие от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительное управление переданными им во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами;
клиринговые организации — юридические лица, осуществляющие деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним;
депозитарии — юридические лица, оказывающие услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги;
держатели реестра (регистраторы) — юридические лица, осуществляющие сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг;
организаторы торговли на рынке ценных бумаг — юридические лица, в том числе фондовые биржи, предоставляющие услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.28
Таможенными органами являются: Федеральная таможенная служба; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования29.
Банк России оперативно снабжает ФТС России списками всех уполномоченных банков и их филиалов с разбивкой по категориям лицензий и с указанием их точных почтовых адресов и кодов ОКАТО, своевременно доводит любые изменения к указанным сведениям.
Таможенные органы России осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением перимеров свободных таможенных зон и свободных складов:
1) валюты РФ;
2) ценных бумаг в валюте РФ;
3} валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. Валютный контроль проводится таможенными органами в соответствии с валютным законодательством России и Таможенным кодексом Таможенного союза Российской Федерации применительно к таможенному контролю.
Таможенные органы России осуществляют:
1. Таможенно-банковский контроль за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров, в ходе которого ФТС РФ как орган валютного контроля, а иные таможенные органы РФ при осуществлении функций агентов валютного контроля имеют право не производить выпуска товаров в случаях предоставления паспорта сделки, оформленного с нарушением требований Инструкции о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров: осуществлять в пределах своей компетенции проверки, валютных операций* экспортеров; запрашивать у экспортеров и банков документы и информацию об осуществлении ими валютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.
2. Контроль за импортными операциями,
базовым документом которых является
паспорт импортной сделки, оформляемый
импортером товаров в банке импортера
и содержащий сведения об импортном контракте,
необходимые для осуществления такого
контроля таможенными органами РФ и банком.
Копия паспорта импортной сделки, заверенная
уполномоченным банком (на товары, ввозимые
на таможенную территорию РФ е соответствии
с таможенными режимами выпуска для свободного
обращения и реимпорта по договорам, предусматривающим
расчеты в валютах, отличных от валюты
РФ), представляется таможенному органу
РФ наряду с другими документами, необходимыми
для таможенных целей. Оформление паспорта
импортной сделки осуществляется в
3. Контроль за другими операциями (бартерными, толинговымм, экспортом услуг и т.д.), проводимый таможенными органами РФ на основе ряда нормативных документов.
4. Валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, в соответствии с валютным законодательством РФ и Таможенным кодексом Таможенного союза РФ применительно к таможенному контролю.
ФТС России, как орган валютного контроля, а иные таможенные органы при осуществлении ими функций агентов валютного контроля имеют право:
В соответствии со ст. 1 Закона «О налоговых органах» налоговые органы РФ представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. Согласно ст. 6 названного Закона главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и Законом о налоговых органах.
Единая централизованная
система налоговых органов
В соответствии с Положением
о Федеральной налоговой
Основные отличия органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоят в том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере валютного контроля. В частности, органы валютного контроля вправе издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ); запрашивать и получать документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, не указанные в ч. 4 ст. 23 указанного Федерального закона; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; применять меры ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Термин «день подачи запроса» следует толковать как дату получения запроса подконтрольным субъектом. Со дня, следующего за днем подачи запроса, начинает течь указанный семидневный срок (либо иной более продолжительный срок, установленный в запросе). Срок считается соблюденным, если ответ на запрос направлен до 24 часов последнего дня указанного срока. Следует также обратить внимание, что срок исчисляется не в календарных, а в рабочих днях.