Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в применении, системного исследования правового обеспечения валютного контроля
Задачи исследования:
сформировать понятие и определить содержание валютного контроля;
рассмотреть особенности валютного контроля;
исследовать систему органов государства осуществляющих валютный контроль;
определить понятие валютного правонарушения, виды ответственности, особенности привлечения к административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере валютного законодательства.
В этой связи в качестве одного из важнейших источников валютного регулирования необходимо отметить Договор о Международном валютном фонде, заключенный на валютно-финансовой конференции ООН 22 июля 1944 г. в г. Бреттои-Вудсе, США (Россия — член МВФ с 1993 г.). Договор содержит основные принципы и правила, которых обязаны придерживаться государства-члены МВФ при осуществлении своей валютной политики, принятии мер валютного регулирования.6
Важную роль в применении валютного законодательства играет Гражданский кодекс РФ. Например, такие понятия, как «акция», «вексель», «облигация», имеющие существенное значение для определения характера валютных операций; «аккредитив», как наиболее перспективная в международном обороте форма расчетов определены в ГК и иных актах гражданского законодательства.
Так же Гражданский кодекс РФ; содержит лишь отсылочные нормы, пользование иностранной валюты при осуществлении правовых сделок, равно как и совершение сделок с валютными в случаях и порядке, предусмотренных специальным законодательством (п. 2 ст. 140, ч. 1 ст. 141, п. 3 ст. 317); провозглашает равную защиту права собственности на валютные ценности (ч. 2 ст. 141).
Но главным образом Гражданский кодекс РФ определяет общие условия совершения сделок, распространяющиеся равным образом и на сделки, осложненные валютным элементом.
В Уголовном кодексе РФ установлена уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, а также невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, равно как и за экономические преступления.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте в небольших размерах.
В кодекс об административных правонарушениях, валютным правонарушениям посвящена ст.15.25. Об особенностях привлечения к ответственности по данной статье будет более подробно рассказано в главе 2-ой параграфе 2.2 данной работы.
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) валютный контроль осуществляется по внутреннему законодательству стран-участниц Таможенного союза. Однако они выразили желание осуществлять контроль во взаимоторговле. Валютный контроль основан на сведениях, которые содержатся в таможенных декларациях. Так как законодательством предусмотрено статистическое декларирование ведения форм статистической декларации, которая вводится, в том числе и для целей валютного контроля, то данная декларация будет применяться для осуществления валютного контроля и во взаимотогровле. Единственным документом, который вносит изменения в правила осуществления валютного контроля, является международный договор, одобренный 20 мая Комиссией Таможенного союза и подписание которого назначено на 5 июля, «порядок перемещения валюты физическими лицами через таможенную границу государств-членов Таможенного союза». Данный договор исключает ограничения на вывоз валюты на территорию Таможенного союза, а также увеличивает барьеры по декларированию наличной валюты, перемещаемой физическими лицами. С 5 июля (с вступления договора в силу) физические лица декларируют валюту в том случае, если она превышает в эквиваленте 10 тыс. долларов США. В эту сумму входит как наличная валюта, так и перемещаемые дорожные чеки. Действует это как при ввозе, так и при вывозе валюты. В результате этого ч.1 ст. 15.25 (незаконные валютные операции) перестаёт работать.
До вступления в силу этого
договора действует внутреннее
законодательство. Сам же порядок
осуществления валютного
Бюджетный кодекс РФ: определяет понятие внешнего долга (ст. 6); устанавливает возможность пополнения государственных запасов драгоценных и драгоценных камней исключительно за счет средств федерального бюджета (ст. 84); определяет в качестве внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета кредиты и займы в иностранной валюте (п. 2 ст. 94); регламентирует порядок осуществления государственных внешних заимствований (ст. 103, 108, 109), установления предельных объемов государственных внешнего долга и внешних заимствований (ст. 106), государственных валютных гарантий Российской Федерации (ст. 6) и государственных кредитов (ст. 122—128).
Налоговый кодекс РФ устанавливает возможность исполнения в иностранной валюте обязанности по уплате налога иностранными организациями и физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской также иными субъектами в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 3 ст. 45); регламентирует порядок взыскания (46, п. 4 ст. 47, п. 7 ст. 48); устанавливает нереализованный характер операций, связанных с обращением иностранной валюты (за исключением целей нумизматики) (п. 3 ст. 39); определяет перечень валютных операций, не облагаемых налогом (подп. 11 п. 2, подп. 3 и 9 п. 3 ст. 149, подп. 10 п. 1 ст. 150); устанавливает ставки налогообложении для иных валютных операций (подп. 9 п. 1ст. 164, п. 2 ст. 224); устанавливает порядок подтверждения права на получение налоговых льгот при совершении валютным операций (ч. 3 п. 1, 2, 3, п. 5. 8 ст. 165, подп. 2 п. -. 198); допускает указание в счетах-фактурах по внешнеэкономическим сделкам иностранной валюты в качестве валюты цены (п. 7 ст. 169); определяет значение термина «ювелирные изделия» для целей налогообложения (п. 1 ст. 181); устанавливает методику определения налоговой базы подоходного налога при пользовании заемными средствами в иностранной валюте (подп. 2 п. 2 ст. 212); исключает из налоговой базы подоходного налога некоторые доходы в иностранной валюте, связанные с оплатой труда (п. 12 ст. 217, подп. 6 п. 1 ст. 238) выплатой процентов по валютным вкладам (п. 27 ст. 217).
К основополагающим актам в области банковской деятельности, непосредственно соприкасающейся с валютным рынком, можно отнести: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», где установлено, что в функции Банка России, в частности, входят валютное регулирование, включая операции но покупке иностранной валюты, определение порядка расчетов с иностранными государствами, организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки согласно российскому законодательству;
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», в котором в числе банковских операций указываются открытие и ведение (в том числе) валютных счетов физических и юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах, расчеты по поручению клиентов и т.д.;
С 17 июня 2004 года в основной своей части вступил в силу новый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"1 (далее — Закон).
Прежний Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый 9 октября 1992 года N 3615-1, по праву мог быть назван одним из долгожителей в российском законодательстве. Несмотря на перемены в валютной политике России в сторону либерализации, происходившие в период действия Закона, в него вносились незначительные по объему изменения. Такая удивительная устойчивость данного Закона объяснялась изобилием в нем отсылочных и бланкетных норм.
Новый Закон в значительной степени утратил характер рамочного нормативного акта, большинство его норм наполнены конкретным и весьма либеральным содержанием. Наиболее существенные из ограничений, предусмотренных Законом, носили временный характер и утратили силу с 1 января 2007 года (ст. 26). В основных принципах Закона — приоритете экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования и исключении неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов — находит отражение возросшая экономическая самостоятельность РФ, переход в правовой сфере от не приносящих эффекта предписаний и запретов к регулятивному способу воздействия на отношения, связанные с использованием валютных ценностей в гражданском обороте. Эта тенденция находит отражение также в принципе обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Цель Закона включает в себя: обеспечение реализации единой государственной валютной политики; обеспечение устойчивости валюты РФ; обеспечение стабильности внутреннего валютного рынка РФ. Указание в преамбуле цели принятия Закона имеет важное практическое значение, поскольку толкование его норм должно осуществляться с учетом этой цели.
Статья 1 имеет основополагающее значение для правильного понимания и применения Закона, поскольку в ней раскрывается содержание используемых в Законе основных понятий. Особого внимания в этом аспекте заслуживает ч. 2 ст. 1, ибо в ней содержится общее правило толкования и применения Закона. Согласно этому правилу используемые, в Законе институты, понятия и термины отдельных отраслей законодательства РФ ((гражданского, административного и др.) должны применяться в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства, если Закон прямо не устанавливает иного значения таких институтов, понятий и терминов.8
Принятие нового Закона было вызвано необходимостью привести национальное валютное законодательство России в соответствие с требованиями современного международного законодательства о свободном перемещении капитала. Кроме того, за эти годы было выпущено достаточно много указаний, разъяснений и писем по вопросам валютного законодательства, устанавливающих ограничения, и разобраться в них было сложно.
В целом Закон представляет собой шаг на пути дальнейшей либерализации государственной валютной политики, хотя валютный контроль в стране по-прежнему сохраняется. Изменения направлены на повышение «прозрачности» национального валютного законодательства, расширение возможностей резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, что будет способствовать укреплению российской экономики. Кроме того, создаются благоприятные условия для иностранных инвестиций в российскую экономику, развитие международных связей и деловой активности иностранных граждан в РФ.
Новый Закон более прогрессивен
по сравнению с Законом N 3615-1: отпала
необходимость получать специальное
разрешение по капитальным валютным
операциям, но бесконтрольными валютные
операции не останутся. Разрешения заменены
другими способами контроля - резервированием
денежных средств, специальными счетами
и предварительной
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» состоит из пяти глав, включающих 28 статей. Так, в гл. 1 Закона «Общие положения» содержатся:
1) понятийный аппарат, где раскрываются такие понятия, как валюта Российской Федерации, «иностранная валюта», «внутренние ценные бумаги», «внешние ценные бумаги», «резиденты», «нерезиденты», «уполномоченные банки», «валютные операции», «специальный счет», «валютные биржи»;
2) определение сферы действия Закона;
3) принципы валютного регулирования и валютного контроля;
4) структура валютного законодательства.
В гл. 2 Закона «Валютное регулирование» содержатся нормы, устанавливающие компетенцию органов валютного регулирования, к которым относятся Правительство РФ и Центральный банк РФ; правила осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами на территории РФ, а также спектр валютных ограничений (см. § 3 настоящей главы).
Глава 3 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки» устанавливает такие валютные ограничения, как требование репатриации резидентами валюты, необходимость оформления паспорта-сделки и обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ.
В гл. 4 «Валютный контроль» представлены нормы, устанавливающие:
валютный контроль Правительством РФ;
компетенцию органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;
права и обязанности резидентов и нерезидентов.
В гл. 5 Закона содержатся заключительные положения.10
Акты валютного
Акты валютного
1.2 Понятие валютного контроля
Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» существенно преобразил всю систему валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Одним из существенных недостатков Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» были непроработанные основные определения.12 Результатом несовершенных определений были многочисленные нарушения порядка осуществления валютных операций и значительные потери российских организаций, строго наказываемых органами валютного контроля.
Нередко высказывается позиция, что понятия имеют больше научное (теоретическое) значение. С таким мнением нельзя согласиться. Понятия составляют основу любого регулирования. Понятия имеют не только и не столько научное значение, а самое практическое.
В законе определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля. В законе дается ряд основных понятий валютного регулирования, но отсутствует такое важное понятие, как понятие валютного контроля.